Музыкальное воспитание в дошкольном образовательном учреждении занимает особое место в системе целостного развития личности ребёнка. Музыка, как универсальный язык чувств и эмоций, обладает мощным потенциалом не только для эстетического формирования, но и для укрепления психоэмоционального и физического здоровья детей. Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ требуют от педагогов пересмотра традиционных форм обучения в сторону внедрения здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, в том числе — музыкальных способностей.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Музыкальное воспитание в дошкольном образовательном учреждении занимает особое место в системе целостного развития личности ребёнка. Музыка, как универсальный язык чувств и эмоций, обладает мощным потенциалом не только для эстетического формирования, но и для укрепления психоэмоционального и физического здоровья детей. Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ требуют от педагогов пересмотра традиционных форм обучения в сторону внедрения здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, в том числе — музыкальных способностей.
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя — это система педагогических приёмов, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка во время музыкальной деятельности. Эти технологии базируются на физиологических, психологических и возрастных особенностях дошкольников. Основной задачей педагога становится не только развитие музыкального слуха, ритма, чувства темпа и интонации, но и формирование у ребёнка интереса к музыкальной деятельности как к процессу, который доставляет удовольствие, не перегружает и способствует улучшению самочувствия.
Один из самых эффективных подходов — сочетание музыкальной деятельности с двигательными упражнениями. Музыкально-ритмические движения, танцы, элементы логоритмики помогают ребёнку развивать координацию, пластику, умение контролировать движения тела. Такие занятия способствуют снятию мышечного напряжения, активизации дыхательной и сердечно-сосудистой системы, улучшению настроения. Музыка и движение неразрывно связаны: они помогают детям выражать свои эмоции, развивать образное мышление, внимание и память. При этом важно не навязывать ребёнку заданный ритм, а предоставлять свободу для самовыражения и импровизации.
Особое место в системе здоровьесберегающих технологий занимает релаксация — осознанное расслабление, сопровождаемое спокойной, медитативной музыкой. Такие практики используются как в конце занятий, так и в моменты снижения работоспособности. Музыкотерапевтические методики позволяют ребёнку успокоиться, отдохнуть, восстановить эмоциональное равновесие. Например, слушание музыки природы, классических произведений в медленном темпе, пение колыбельных и распевок может стать неотъемлемой частью утреннего круга или завершающего этапа дня в группе. Важно, чтобы музыкальный руководитель сам являлся источником эмоционального покоя и уравновешенности, передавая это состояние детям.
Не менее важным аспектом здоровьесберегающего подхода является использование дыхательных упражнений в сочетании с голосовыми разминками и пением. Эти практики развивают голосовой аппарат, способствуют улучшению кровообращения и насыщению организма кислородом, укрепляют иммунитет. Постепенное включение таких упражнений в структуру музыкального занятия позволяет сделать его более гармоничным и полезным. Сюда относятся упражнения типа "дышим, как деревце на ветру", "надуваем воздушный шар", "пыхтит паровоз" и прочие игровые формы дыхательной гимнастики, сопровождаемые музыкальными образами и ритмами.
Особое внимание должно уделяться индивидуализации музыкальных занятий: не все дети одинаково воспринимают музыкальную нагрузку, и задача педагога — учитывать особенности каждого ребёнка, подбирать комфортный темп работы, избегать переутомления, создавать обстановку безопасности и принятия. Инклюзивность музыкального воспитания должна подкрепляться такими формами работы, в которых дети с различным уровнем здоровья и музыкальных способностей могут чувствовать себя успешными. Для этого используются хоровое пение, ритмические игры, игра на простых музыкальных инструментах (шумовые, ударные, колокольчики), импровизация движений под музыку.
Здоровьесберегающие технологии также предполагают организацию развивающей среды, способствующей музыкальной активности. Это и грамотно подобранное пространство для свободных музыкально-двигательных игр, и наличие качественных аудиозаписей, инструментов, реквизита, и, конечно, атмосфера радости и вдохновения. Музыкальный руководитель, создавая занятия с опорой на здоровьесберегающие технологии, формирует у ребёнка устойчивую положительную мотивацию к музыкальному самовыражению, к взаимодействию с миром искусства и с другими людьми.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии не являются дополнением к образовательной деятельности, а становятся её неотъемлемой составляющей. Музыкальное воспитание, пронизанное вниманием к физическому и эмоциональному состоянию ребёнка, приобретает новое качество, позволяя не только развивать способности, но и формировать основы здорового образа жизни, устойчивой психики, способности к самоорганизации и самовыражению. Музыка становится не только средством обучения, но и настоящим инструментом здоровья.
В заключение можно отметить, что применение здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников способствует гармоничному развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала, формированию устойчивой мотивации к занятиям и укреплению здоровья. Задача музыкального руководителя — грамотно интегрировать эти технологии в повседневную деятельность, превращая каждое занятие в источник радости, вдохновения и внутренней гармонии.
Список литературы
Буренина А. И. Ритмическая гимнастика. Программа по ритмической пластике для детей. —
М.:ГНОМ
-ПРЕСС, 2000 год.
Буцкая
Ж. Н. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе проведения музыкальных игр для дошкольников. Молодой ученый. — 2019. — № 50.
Матюхина М. В. Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии. Игровой массаж. Молодой ученый. — 2015. — № 11.