Формирование знаний об окружающем мире человека начинается с детства. В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания детей в области окружающей среды, разработаны и внедрены в практику теоретические положения об организации экологического образования и воспитания младших школьников (Т.А. Бабакова, Л.Д.Бобылева, Л.П. Салеева-Симонова, А.А. Плешаков).
Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нём чувство прекрасного, тем сильнее будет желание оберегать растущее и живое. Важно чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Формирование знаний об окружающем мире человека начинается с детства. В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания детей в области окружающей среды, разработаны и внедрены в практику теоретические положения об организации экологического образования и воспитания младших школьников (Т.А. Бабакова, Л.Д.Бобылева, Л.П. Салеева-Симонова, А.А. Плешаков).
Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нём чувство прекрасного, тем сильнее будет желание оберегать растущее и живое. Важно чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.
И здесь на помощь может прийти география - единственный естественнонаучный предмет, в сферу рассмотрения которого входят естественные и общественные объекты и явления. Изучая географию, дошкольники получают первоначальные знания о живой и неживой природе, явлениях природы, телах и веществах, об их свойствах и использовании их человеком. Наряду с этим, дошкольники должны понять и неразрывную связь человека с природой, необходимость бережного, внимательного отношения к ней.
Исследованиями в области формирования эколого-географических представлений у детей дошкольного возраста занимались Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, И.А. Хайдурова, П.Г. Саморукова и другие.
С.Н. Николаева отмечает, что формирование эколого-географических представлений носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса.
Главные задачи, которые ставятся при формировании эколого-географических представлений – это расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к миру и формирование кругозора ребенка.
Содержание работы по формированию эколого-географических представлений об окружающей среде отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а также в некоторых комплексных и парциальных программах воспитательно-образовательной работы с детьми.
Анализ научно-педагогической литературы и практики показал, что процесс формирования географических представлений у дошкольников на основе природы Родного края является одним из менее разработанных вопросов.
Творческой группой МБУ детского сада № 34 «Золотая рыбка» городского округа Тольятти, под руководством Сидякиной Е.А., кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО ТГУ разработано методическое пособие для практических работников, в котором представлены конспекты непрерывной образовательной деятельности по формированию эколого-географических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе природы Самарской области.
Данный выбор был сделан не случайно. Наше дошкольное образовательное учреждение имеет ряд черт, которые иллюстрируют его специфику: расположение вблизи лесного массива, в шаговой доступности река Волга и вид на Жигулевские горы, кадровый потенциал, опыт работы в команде по написанию авторских программ и методических разработок.
В основе разработанных конспектов лежит современная интегрированная форма организации работ с детьми – путешествие. В процессе путешествия происходит передвижение пешком или на транспорте по какой-либо территории с целью получения информации познавательного характера, либо закрепление ранее изученного материала, а также предполагающая реализацию соответствующих видов деятельности и решение интегрированных задач соответствующих образовательных областей (С.Е. Анфисова, А.А. Кудрина, А.И. Маязина).
Педагогами разработаны путешествия по картам Самарской области: географической, синоптической, карте рек, карте полезных ископаемых, карте растительного и животного мира, карте городов.
Главная задача – вооружить воспитанников эколого-географическими знаниями, которые помогут им: ориентироваться по географической и многим другим картам; пользоваться приборами для изучения погодных условий; расширить представления о своем родном крае.
Все конспекты методического пособия разработаны по технологической карте с учетом современных методических требований, включают четыре этапа работы: мотивационно – целевой; проектировочно-организационный; содержательно-деятельностный; оценочно-рефлексивный.
На мотивационно - целевом этапе педагог мотивирует детей отправиться в путешествие посредством предложения от своего лица или персонажа, создания проблемной ситуации, просмотром видеоролика, постановки проблемных вопросов. При этом педагог использует разнообразные материалы и оборудование - письма, карты, аудио- и видеозаписи героев художественных произведений с просьбой о помощи в решении проблемы, значки.
На втором этапе - проектировочно-организационном - педагог предлагает каждому ребенку взять на себя определенную роль в зависимости от темы путешествия, выбрать удобный маршрут; транспорт; использует средства ИКТ, глобус, карты, схемы.
Самый длительный по времени третий этап - содержательно-деятельностный, где педагог последовательно предлагает детям игровые задания, обеспечивает необходимым материалом для их выполнения, по ходу путешествия – смены обстановки, передвижений по станциям - осуществляет оценку правильности выполнения детьми каждого задания, направляет движение детей по заданному маршруту (карте). В ходе проведения этого этапа используются дидактические игры и упражнения, атрибуты сюжетно-ролевых игр по теме путешествия, материалы и оборудование для продуктивной деятельности, оборудование для проведения экспериментов.
Заключительный этап - оценочно-рефлексивный. Здесь педагог побуждает к подведению итога путешествия: проводит обобщающую беседу; благодарит за интересное путешествие; создает условия для дальнейшей деятельности детей. Привлекают воспитанников материалы для поощрения: различные книги, значки, сувенирные магнитики, компасы.
Методическое пособие «Путешествуем по Самарской области (Н.М. Линкова, О.В. Зябкина, Е.А. Сидякина. – Тольятти: ООО типография «Полиар», 2017. – 97с.) представляет интерес для практических работников дошкольных учреждений. Оно отражает новые ориентиры развивающейся педагогической работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, основанные на использование краеведческого материала. Кроме того, при разработке конспектов НОД воспитатели смогут легко наложить шаги технологии на этапы образовательной деятельности.
Дополняет методическую копилку по ознакомлению с животным миром Самарской Луки книга для чтения «Сказки и рассказы об охраняемых животных Самарской области» (Н.М, Линкова, Л.В, Головатюк, Е.М. Гурина. - Тольятти: ООО типография «Полиар», 2017. – 85 с.) Сказки помогают дошкольникам лучше познать жизнь лесных обитателей Самарской области, рассказывают много интересного об их повадках и образе жизни. Элементы сказочности не мешают авторам передать правдивые сведения, а его слушателям понять написанное. Главная цель сказок и рассказов о животных – заинтересовать читателей жизнью окружающей природы, научить ее любить, наблюдать за чудесами, которые в ней происходят.
Благодаря нашему материалу, ежедневная работа педагогических работников и детей дошкольного возраста превратиться в удивительный мир путешествий по Самарскому краю.