Анализ результатов диагностик показал, что коммуникативные навыки
воспитанников развиты слабо.
Многие воспитанники испытывают серьезные трудности в общении с
окружающими, особенно со сверстниками не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить
соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо.
Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно
выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или
замыкаются в одиночестве.
Поэтому формирование коммуникативных навыков у воспитанников я начал
через игровую деятельность. Так как дети в группе младшего школьного
возраста. Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу. Благодаря коммуникативным играм ребёнок приобретает навыки общения с окружающими людьми — как взрослыми, так и сверстниками. А всё это способствует более успешной социализации
воспитанников в обществе.
Тема: «Формирование коммуникативных навыков у
воспитанников детского дома»
Моя тема по самообразованию «Формирование коммуникативных навыков у воспитанников детского дома»
Идея выбрать именно эту тему по самообразованию возникла в ходе
наблюдения за коллективом воспитанников.
В детском доме дети проживают в группах до 10-12 человек. Причем коллектив детей постоянно меняющийся: дети выбывают и прибывают, кого-то забирают под опеку, кого-то усыновляют. Я заметила, что в силу специфики детского дома, как учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень часто приходится сталкиваться с проблемой отношений (общения) между воспитанниками.
Содержание моей работы по теме самообразования состоит из трех этапов:
1 Теоретическое изучение проблемы
2 Практическая деятельность
3 Подведение итогов самообразования (обобщение опыта).
Вначале проработка темы была теоретической, накапливался материал
1 Литература, изученная по данной проблеме
- Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986.
- Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Нач. школа. - 2005 - №11 - с. 68-71
- Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.
- Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.
- Жарковская Т.Г. Возможные пути организации нравственно-этического образования в современные условия. Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 9-12
- Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.
2.Основные направления в работе
Диагностический этап
На диагностическом этапе работы над темой провела изучение и оценку межличностных отношений в группе. Методом наблюдения
и беседы, определила уровень самооценки воспитанников используя методику «Лесенка». При выявлении уровня коммуникативных умений воспитанников использовала методику «Два домика» - вариант методики, предложенный Я.К. Коломинским.
Изучение детей включало выявление следующих показателей: статусное
положение, уровень благополучия взаимоотношений, социометрический статус.
Анализ результатов диагностик показал, что коммуникативные навыки
воспитанников развиты слабо.
Многие воспитанники испытывают серьезные трудности в общении с
окружающими, особенно со сверстниками не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить
соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо.
Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно
выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или
замыкаются в одиночестве.
Поэтому формирование коммуникативных навыков у воспитанников я начал
через игровую деятельность. Так как дети в группе младшего школьного
возраста. Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу. Благодаря коммуникативным играм ребёнок приобретает навыки общения с окружающими людьми — как взрослыми, так и сверстниками. А всё это способствует более успешной социализации
воспитанников в обществе.
Мною был разработан комплекс игровых занятий и упражнений
В результате целенаправленного, систематического коррекционного воздействия исчезают коммуникативные трудности, происходит формирование необходимых умений и навыков общения. Это позволит им более успешно реализовать свой потенциал, социализироваться в обществе.