Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.07
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ. Работа №308487

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема формирования управленческой компетенции учителя математики и учителя вообще, напрямую зависит от новых социальных запросов современной системы образования. Основной целью образования в школе становится обеспечение общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, результатом которого становится овладение такой ключевой компетенцией, как умение учиться.

Создание условий для становления творчески мыслящей личности обучающегося — проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование школы и всей системы образования в целом. Успешное решение этой задачи в значительной степени зависит от управленческой деятельности учителя и подлежит исследованию не как проблема соотношения и соподчинения, а как проблема взаимодействия многих субъектов образовательного пространства, самостоятельных в пределах своих полномочий.

Работа:

Формирование управленческой компетенции учителя математики  в условиях внедрения ФГОС ООО

М.С. Батяева учитель математики МОУ СОШ №38

Проблема формирования управленческой компетенции учителя математики и учителя вообще, напрямую зависит от новых социальных запросов современной системы образования. Основной целью образования в школе становится обеспечение общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, результатом которого становится овладение такой ключевой компетенцией, как умение учиться.

Создание условий для становления творчески мыслящей личности обучающегося — проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование школы и всей системы образования в целом. Успешное решение этой задачи в значительной степени зависит от управленческой деятельности учителя и подлежит исследованию не как проблема соотношения и соподчинения, а как проблема взаимодействия многих субъектов образовательного пространства, самостоятельных в пределах своих полномочий [6].

Следует отметить, что для эффективного управляющего педагогического воздействия полнота и достоверность своевременно полученной информации о состоянии образовательного процесса имеют принципиальное значение в реализации учителем функции управления. Основным инструментом получения управленческой информации является многоаспектный мониторинг. Теория и практика педагогического мониторинга и оценки знаний исследовались в работах Г.С. Ковалевой, В.А. Кальней, И.И. Логвинова, И.И. Кулибабы, М.В. Рыжакова, О.А. Татура, И.И. Трубиной, С.Е. Шишова, и др [3, 4, 5].

В нашем исследовании будем опираться на следующее определении понятия мониторинга. Мониторинг это целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменениями основных параметров качества образования в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа, оценки и интерпретации собранной информации и педагогического прогноза [7].

Переход к рыночным отношениям и новая ситуация в политической и экономической жизни страны привели к необходимости использования основных принципов и положений менеджмента в различных сферах, в том числе и в образовании. Это обусловлено тем, что методологические основы любой управленческой практики вообще базируются на общих принципах и постулатах теоретического менеджмента. (В. Зигерт, Л. Ланг и др.) [1].

В настоящее время, возникает возможность при решении образовательных задач активно и целенаправленно применять новые формы и методы теории управления. Рассматривая общие вопросы управления, исследователи (Л.А. Бызов, Э. Деминг, Е.В. Яковлев и др.), используют различные подходы, такие как информационный, процессный, ситуационный, системный и т.д [2]. В формировании управленческой компетенции учителя математики необходимо рассмотреть возможность применения ситуационного подхода.

Ситуационный подход представляет собой способ управленческого мышления, когда в общем процессе образования выделяются ситуации, в отношении которых разрабатывается программа действий. В этом случае главным элементом образования является ситуация.

Далее под ситуацией будем понимать совокупность характеристик объектов и связей между ними, которые состоят из постоянных и причинно-следственных отношений (событий и процессов). В определенном смысле это означает, что ситуация представляем собой информационно-логическую модель системы [2].

Ситуационный подход предполагает выполнение следующих действий (например, управленческих):

Ознакомление участников образовательного процесса со способами управления, индивидуального и группового поведения, реализации подходов решения педагогических проблем.

Правильная интерпретация создавшихся ситуаций. Верное определение факторов, являющихся наиболее важными в данной ситуации, и ожидаемого эффекта от изменения компонентов ситуации.

Предвидение как положительных, так и отрицательных последствий от применения разных способов, подходов.

Обеспечение соответствия конкретных методов конкретным ситуациям, обеспечение достижения целей образовательного учреждения самым результативным путем в условиях существующих обстоятельств.

Главное требование ситуационного подхода - четкое определение признаков и границ ситуации, разработка программы действий по разрешению ситуации.

Давая общую оценку состоянию проблемы формирования и развития управленческой компетенции учителя математики, необходимо отметить, что проблема остается недостаточно решенной.

Анализ теории и практики формирования готовности учителей математики к осуществлению функции управления учебным процессом, позволяет выявить следующие противоречия:

- между возникшей потребностью в развитии образовательного менеджмента и недостаточным уровнем сформированности управленческой компетенции учителя математики, несоответствие практики с целями и задачами, обозначенными в законе об образовании и ФГОС;

- между готовностью учителей к реализации функции управления на принципиально иных подходах, основанных на разработке современных методов, и отсутствием эффективных моделей формирования и развития управленческой компетенции учителя.

Выявленные противоречия определили актуальность нашего исследования и позволили сформулировать научную проблему исследования, которая состоит в преодолении указанных противоречий путем разработки модели формирования управленческой компетенции учителя математики.

Общий подход к решению проблемы заключается в следующем:

в процессе управления подготовкой обучающихся к итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) целесообразно использовать ситуационный подход, центральным моментом которого является управленческая ситуация

[2]

. Описание конкретной ситуации позволяет сформировать у обучающихся:

конкретные знания и умения, а также навыки решения задач;

определенную систему универсальных учебных действий, которые являются необходимым элементом подготовки к итоговой аттестации.

использование личностно-ориентированного подхода посредством реализации следующих положений, а именно: придание процессу формирования управленческой компетенции учителя математики мотивационного, координирующего характера и обоснование форм контроля их личностного развития.

Цель нашего исследования – теоретическое обоснование и разработка модели формирования управленческой компетенции учителя математики в условиях внедрения ФГОС ООО.

Объектом исследования является формирование управленческой компетенции учителя математики. Предметом исследования – модель формирования управленческой компетенции в деятельности учителя математики, ее научное обоснование.

В процессе работы над темой, нами была выдвинута следующая гипотеза - эффективность формирования управленческой компетенции учителя математики в условиях внедрения ФГОС ООО может достигнуть качественно нового уровня, если будут разработаны и внедрены в действующую практику:

- модель формирования управленческой компетенции учителя математики в условиях внедрения ФГОС ООО, построенная на основе ситуационного управления и личностно-ориентированного подхода;

- критерии сформированности управленческой компетенции учителя математики в условиях внедрения ФГОС ООО.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Зигерт

В.,

Ланг

Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.

Каракозов С.Д., Сильченко А.П.

Модель ситуационного управления как методическая основа формирования готовности учащихся к итоговой аттестации по информатике

// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;

Кузнецов А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся // Стандарты и мониторинг, 2001.

Мониторинг качества образования в школе /

С.Е. Шишов

,

В.А.

Кальней

. – 2-е издание. –

Москва :

Педагогическое общество России, 1999. – 354 с. – ISBN 5-931340-07-6.

Рыжаков М.В. О качестве образования: постановка вопроса / Научно-практические аспекты оценки качества в образовании: (материалы к н

аучно-практической конференции «

Качеств

о образования: поиски и подходы»

). Сост.: С.С. Кравцов, Г.И. Алексеева, С.М.

Бразгалова

. Под ред. М.В. Рыжакова - Якутск: ИРО МО РС(Я), 2001.

Селиверстова М. В

. Формирование

управленческих компетенций учителя в условиях развития современно

го образования: диссертация

кандидата педагогических

наук :

13.00.01 / Селиверстова Марина Владимировна; [Место защиты: Удмурт. гос. ун-т].- Ижевск, 2011.- 212 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/989

Трубина Ирина Исааковна. Системный мониторинг качества образования как информационная основа управления

общеобразовательным учреждением

: диссертация

доктора педагогических наук

: 13.00.01, 13.00.02.- Москва, 2005.- 239 с.: ил. РГБ ОД, 71 05-13/325

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×