Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Художественная литература как средство развития театрализованной деятельности". Работа №306827

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье представлен опыт работы влияние художественной литературы как средство развитие театрализованной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Художественная литература закладывает основы представления о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Работа:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №67»

компенсирующего вида

г. Дзержинск.

Адрес: бульвар Победы – 18 «А»; тел. 26-47-49

Email:ds67@uddudzr.ru

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему: «Влияние художественной литературы как средство развития театрализованной деятельности младших дошкольников с НОДА»

 

 

 

Воспитатели: Морозова Татьяна Александровна

Муреева Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Дзержинск 2022

Воспитание должно опираться на две основы — нравственность и благоразумие; первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников; если только благоразумие — одних расчетливых эгоистов. Н. Шамфор

Главная проблема нашего общества-приобщение ребенка к художественной литературе. В наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению пропал. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеороликов, компьютерные игры. И в результате, школьники не любят, и не хотят читать.

Не читая, человек не может быть всесторонне развит, интеллектуален, у него плохо развита память, внимание, мышление, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.

Читая книгу ребенку дается возможность фантазировать, мыслить, воображать. Он учится размышлять над новой информацией, у ребенка развивается креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Художественная литература закладывает основы представления о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

При чтении художественных произведений нами используются разнообразные методы и приемы, самым эффективным является практический метод-театрализованная деятельность. Именно театрализация способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Дети с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.

Игра-драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющие готовые правила, это же отличает её от сюжетно-ролевых игр на темы литературных произведений, где связь с тем или иным произведением менее устойчива и определена возможность совмещение события из разных литературных источников, введение новых действующих лиц, свободная передача содержания и т.д. Однако оба вида игр близки друг к другу и по значению, и по характеру руководства ими.

Игра – дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Театрализованная игровая деятельность – это действия, заданное художественным произведением. В ней осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Помимо этого, она позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

При развитии творческих способностей у детей формируется самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, которые способствуют развитию речи. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Развивая речевое творчество через приобщение дошкольников к миру художественной литературы, нами используем следующие формы работы:

Слушание сказок на дисках

Игры с текстом

Подвижны и хороводные игры с текстом

Работа в уголке книги (выставки книг)

Обыгрывание потешек

Чтение литературных произведений

Драматизация литературных произведений

Дидактические игры по материалам художественных произведений

Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного, или фольклорного произведения.

Читать детям произведения художественной литературы, как новые, так и уже знакомые следует ежедневно!

Таким образом, детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что в свою очередь проявляется в театрализованной игре.

 

 

Список использованных источников:

Сборник научно-методических статей. Изд.Орел, 2015г., под ред. О.В. Бережнова

Э.И. Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение, 2001г

Зинкевич-Евстегнеева, «Практикум по сказкотерапии», 2004г

М.Д.Маханева, «Театрализованные занятия в детском саду», Изд. Москва, ТД Сфера, 2003г

З.А.Гриценко, «Ты детям сказку расскажи», Изд. Москва,2003г

Л.Б.Фесюкова, «Воспитание сказкой», Изд.Харьков, 1996г

Е.А.Ульева, «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми», Изд. Москва, Вако, 2014г

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×