В своей статье я собрала основные подсказки - помощники для работы над проектом ученику. Чтобы учащемуся было проще ответив на вопросы составить привильно и грамотно свой проект, ответив для себя на ряд вопросов. Что поможет ему в защите над проектом. И как пример, дала разные методы ведения проектных работ на уроке, какие можно использовать. Что может быть необходимой подсказкой уже для учителя.
Какие бываю виды проектов:
-Групповой проект
-Индивидуальный проект
-Информационный проект
-Исследовательский проек
-Краткосрочный проект
-Практико-ориентированный проект
-Ролевой проект (игровой)
-Среднесрочный проект
-Творческий проект.
Роль педагога в формировании личности ребёнка.
Я хочу рассказать на примере проектных работ.
Как мы знаем, проектная работа очень твёрдо вошла в обиход школьника 21 века. Проекты бывают разные:
Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.
Индивидуальный проект - творческий проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.
Информационный проект или информационно-творческий проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации. Также, используется понятие творческо-информационного проекта.
Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.
Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.
Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.
Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.
Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы. Творческие проекты могут иметь направления:
музыкально-творческий проект
;
художественно-творческий проект
.
Для учителя важно грамотно сориентировать учащегося на всех этапах проекта. От начального этапа, до конечного результата, направлять.
Стадия работы над проектом
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Подготовка
Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.
Планирование
а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.
Исследование
1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта
Поэтапно выполняют задачи проекта
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
Выводы
Анализ информации. Формулирование выводов
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)
Представление (защита) проекта и оценка его результатов
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта
Как подсказка для ученика над проектом:
Определи проблему, которая тебя волнует, на решение которой будет нацелен твой проект;
Назови цель работы, которая поможет решить эту проблему. Сформулируй задачи, которые помогут выполнить цель;
Опиши предполагаемый продукт;
Подумай над источниками информации для твоего проекта;
Составь письменный план работы (что и когда ты будешь делать);
Собери различную информацию по теме проекта. Выбери то, что необходимо, что отвечает поставленной цели;
Оформи продукт. Предложи его для экспертной оценки;
Подготовься к открытой защите твоего проекта и продукта. Составь развёрнутый «План презентации»;
Проанализируй и оцени свою работу над проектом
.
Это поможет ученику выстроить свой проект правильно, сумев ответить на вопросы и раскрыть их в своём проекте.
Дневник работы над проектом
На протяжении всей работы над проектом ты должен вести «Дневник работы над проектом». В нём ты будешь записывать все возникающие в ходе работы вопросы, советы и рекомендации, которые даст тебе руководитель.
Чтобы научиться писать отчёт о работе, можно использовать следующий шаблон «Дневника работы над проектом».
Введение
Тема моего проекта ……………………………………………………..…………………………...
Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………………………………..……....
Цель моей работы – ……………………………………………….…………………….....………..
Проектным продуктом будет – .…………………………………….………………………………
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как………………………………….…………
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
• Выбор темы и уточнение названия ……………………………………………………………
• Сбор информации (где и как искал информацию)……………………………………………
• Изготовление продукта (что и как делал)…………………………………….……………….
• Написание письменной части проекта (как это делал)……………………………….……….
Основная часть
Я начал свою работу с того, что ……………………………………..……………………………..
Потом я приступил к ……………………………………………………………………………….
Я завершил работу тем, что…………………………………………………………………………
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами……………………………..…………………
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я………………………………………………….
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) …………………………..
План моей работы был нарушен, потому что………………………………………………………
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как ……………………….
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что………………………….…………….
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например …………………………………………………………………………………….………..
Это произошло, потому что …………………………………………..……………………………..
Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………………………….………………
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы ………………………
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ……………………………….………..
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал) …………………………………………………………………………………………………………
Как пример, в своей практике с учениками я, как педагог стараюсь использовать разные методы и приёмы работы с обучающимися, такие как:
Технология проблемного обучения – применение: создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развивающие мыслительные способности.
Исследовательский метод обучения – применение: даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предлагать разные пути решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система – применение: данная система в основном преподаётся в старшей школе, для поступления и подготовки учащихся к мероприятиям, олимпиадам, поступлению в вузы. Даёт возможность сконцентрировать материал в блоки и преподавать его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр – применение: расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (групповая работа). Применение: суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок.
Информационно-коммуникационные технологии – применение: изменение и неограниченное обогащение содержания образования, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии.
Бывают разные виды проектов в школьной практике, но необходимо ученику уяснить общий план и структуру защиты над проектом, чтобы легче было в написании и защите. И как пример я дала свои личные методы и приёмы работы, и как вариант использования в школьной практике.
Используемые источники:
https://tvorcheskie-proekty.ru/node/70
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/03/03/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchashchihsya-po-proektnoy