Развитие личности дошкольника в современных образовательных условиях. Автор: Пампурина Анна Юрьевна

В Статье раскрывается влияние эмоций на развитие личности дошкольника.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, дошкольник.


Автор: Пампурина Анна Юрьевна
Работа:
А. Ю. Пампурина
воспитатель детского сада № 493, Новосибирск
Развитие личности дошкольника в современных образовательных условиях
В Статье раскрывается влияние эмоций на развитие личности дошкольника.
Ключевые слова: эмоциональное развитие, дошкольник.
Развитие личности в дошкольный период происходит в процессе влияния различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, кроме того, на этот процесс действуют средства массовой информации (телевидение, компьютерные технологии, печать, радио) и непосредственного общения ребенка с социумом.
В период развития личности ребенка от рождения до трех лет преобладает семья, и его главные личностные новообразования имеют связь именно с ней. В дальнейшем к влиянию семьи добавляется влияние дружбы и общения со сверстниками, прочими взрослыми людьми, ребенок может обращаться к доступным для него средствам массовой информации. Растет процесс влияния средств массовой информации при помощи компьютерных технологий, сильно расширяется поток информации воспитательного плана, который оказывает на ребенка определенное воздействие. Как ни печально, такое воздействие бывает как положительным, так и отрицательным.
Дошкольник, в силу малого возраста и отсутствие четкой жизненной позиции, в результате остается один на один с информацией, значение которой ему не всегда понятно. Отсюда возникает серьезная проблема – как же все-таки правильно организовать весь процесс воспитания ребенка так, чтобы не отстать от ритма жизни современного общества и в то же время создать такие условия, чтобы развитие происходило эффективно, в соответствии с современными требованиями и чтобы эмоциональная сторона ребенка не страдала.
Для адаптации в любой социальной среде, необходимо заниматься эмоциональным развитием. Созданные близкими ребенка благоприятные условия позволят ему научиться управлять своими эмоциями, направлять их в нужное русло. Если родители не будут делать акцент на развитии эмоций, то велика вероятность возникновения у ребенка проблем в общении со сверстниками, адаптацией в коллективе, могут появиться симптомы нарушения психоэмоционального развития (тревожность, агрессивность, враждебная настроенность).
В детских садах часто возникают конфликтные ситуации между детьми, связанные с проявлением агрессии, самоутверждения за счёт других. Конфликты порождают тяжёлые и острые переживания (страх, обиду, злость, ненависть, бессилие), что может оставить психологическую травму на всю жизнь. Ребёнок может замкнуться в себе, потерять уверенность в своих силах, либо наоборот начать отказываться подчиняться требованию взрослых, ставить под сомнение их авторитет, бунтовать, проявлять строптивость, упрямство и своеволие.
Совместные усилия родителей и педагога в дошкольном учреждении направляются на то, чтобы научить ребёнка осознавать свои эмоции, распознавать и управлять ими. Чтобы рассказать о том, что ребёнок чувствует и испытывает, необходимо владеть эмоциональной лексикой. Правильно разработанная методика позволит сформировать нравственное поведение, научить ребёнка избавляться от ощущения страха, гнева, не выплёскивая его на других. Необходимо уметь выражать свои негативные эмоции, но в социально-безопасной форме.
Ребёнок должен не только брать под контроль собственные эмоции, но и научиться распознавать чужие через мимику, жесты, позу, слова, интонацию голоса.
Для полноценного эмоционального развития ребенку нужно научиться:
- сопереживать, то есть разделять и воспроизводить переживания других людей;
- сочувствовать – самому переживать эмоциональное состояние другого человека;
- содействовать.
Эмоциональное развитие является одним из новых направлений в развитии личности. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера не может качественно развиваться. Её необходимо развивать!
Поэтому в сентябре 2016 года нашим педагогическим коллективом была проведена первичная диагностика детей, мы определили уровень их социального развития с помощью методики определения социальных качеств Цветовой тест отношений ( А. М. Эткинд, Е. Ф. Бажин) и Методика Два дома . Было выявлено, что из 100% детей 27% испытывает трудности в общении со сверстниками — они либо не стремятся наладить контакт, предпочитая игру в одиночестве, либо же это дети общительные, но нередко конфликтные, часто обижающиеся на других.
Анализируя полученные результаты, в том числе и результаты диагностики, проведенной нами, можно сделать вывод, что существует проблема эмоционального развития дошкольников. Учитывая актуальность проблемы, мы разработали программу Педагогическое сопровождение развития личности дошкольника. Ведущей целью явилось эмоциональное развитие дошкольников. Сроки проекта — с сентября 2016 года по май 2017 года. Участники программы — дети старшего дошкольного возраста, родители детей, воспитатели группы.
Нами было запланировано три этапа реализации: организационный, практический и заключительный.
На первом этапе мы подбирали материал, знакомили детей с целями нашей программы, подбирали подходящие игры и упражнения.
Второй этап — практический- содержал в себе беседы, упражнения и игры для развития эмоциональной сферы, чтение стихотворений и рассказов, загадки, расслабляющие игры и игры-этюды, игры — релаксации, пальчиковую гимнастику, подвижные игры, а также мероприятия с родителями ( семейные праздники , вечера развлечений).
На третьем этапе мы вновь провели диагностические мероприятия, в результате которых выяснили, что в результате работы по программе коллектив группы стал более сплоченным, дружным, дети научились понимать и управлять своими эмоциями, развились навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.
Программа по развитию личности дошкольника может иметь полезное практическое применение в работе педагогов.
Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, формирует ребенка как психологически здоровую личность.
Список литературы
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968 г.
2. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981 г. - № 10. – с. 61-64.
3. Григорьева Н. Развитие эмоциональной сферы // Дошкольное воспитание, №2, 2010 г.
4. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада/ А. В . Запорожец, Я. З. Неверович, А. Г. Ковалев и др. Текст/ Под. Ред. А. Г . Ковалева. - Детская психология. - К.: Лыбидь, 2009. - 317с
Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x