«Развитие личности в процессе хорового пения с применением технологии саморазвития»
«Развитие личности в процессе хорового пения с применением технологии саморазвития»
Многие знакомы с «технологией саморазвития» Германа Константиновича Селевко. Позвольте мне напомнить некоторые моменты. Основной целью технологии совершенствования является формирование человека саморазвивающегося, самосовершенствующегося. Выделяются 5 проблем и находится их решение (это и есть технологии):
Сохранение мотивации к учёбе.
Удовлетворение потребностей учащихся, являющихся основой саморазвития.
Влияние на внутренние процессы саморазвития и самосовершенствования.
Создание и поддержание положительной
Я
– концепции у учащихся.
Влияние извне на механизм
доминантности
.
Какая форма музыкальной деятельности включает все важнейшие психофизиологические системы человека? Это хоровое пение. Только здесь решаются все 5 проблем «технологии саморазвития». И именно здесь формирование личности ребёнка становится важнейшей педагогической задачей и целью хоровой деятельности.
В хоре мы видим множество личностей с их восприятием, переживаниями, творчеством. Объединение всех этих личностей в процессе общения со слушателем и есть высшая цель хорового музицирования. Чем больше ярких личностей в хоровом коллективе, тем интереснее, ярче звучит хор, тем заразительнее процесс музицирования, даже при технологических погрешностях, которые, к сожалению, неизбежны в школьном хоровом коллективе.
Эффективность работы преподавателя во всестороннем изучении своеобразия личности каждого ученика: его темперамента, характера, круга интересов и т.д. Здесь очень помогает диагностика: анкетирование, тестирование.
Для учащихся младшего школьного возраста применяются игровые формы занятий, стремление к самореализации в различных видах творческой деятельности.
В старшем хоре у учащихся происходит активное формирование Я – концепции.
На уроке хора, подростки имеют возможность удовлетворить свою потребность в общении. Здесь организовано общение на разных уровнях: самоуправление хора, шефство старших над младшими, опытных певцов над новенькими, проходят общие хоровые праздники, участвуют в общих проектах, сохраняются традиции коллектива. Все эти формы общения создают возможность самоутверждения, формируют высокую самооценку. Участвуя в музыкально-теоретической деятельности, ученики осознают необычные, неординарные качества своей личности.
Доминирующее значение для формирования личности ребёнка в процессе хоровых занятий приобретает репертуар хора. Прежде всего яркость музыкального образа, высокий художественный уровень. Всё это рождает эмоциональные и эстетические переживания и конечно ученики получают удовольствие в том случае, если тема и содержание хорового сочинения актуальна и значима для учащегося.
Смысл и содержание музыкального образа, его бытийная значимость являются основой для диалога, темой для разговоров, обсуждений, дискуссий, в которых рождаются многовариантное личностное восприятие, рождаются личностный смысл.
Постижение смысла музыкального образа на личностном уровне происходит благодаря целому комплексу способов и средств, среди которых особо важную роль играет личностная интерпретация произведения. Каждый ребёнок ищет свой вариант, который обсуждается, а затем коллективно выбирается лучший из них.
Темы добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, одиночества и поиска смысла жизни всегда находят отклик в душах подростков, поэтому в репертуаре хора обязательно должно быть произведение, позволяющее каждому поющему в хоре сформулировать своё отношение к этим вечным темам искусства.
Совместное с детьми напряжённое и осознанное проживание каждой интонации, инвариантный подход к интерпретации каждой фразы способствует живому воссозданию музыкальной формы, постижению её смысла, в стремлении выразить своё личностное отношение.
большое внимание уделяется качеству певческого звука.
Звук блестящий, бархатный, яркий и тусклый, романтический и барочный, инструментальный и насыщенный вибрато, звук, характерный для произведений духовной музыки или народной песни, певческий звук, характерный для исполнения Моцарта, Чайковского и т.п.
Каждый ученик хорового коллектива должен владеть широкой звуковой палитрой и сознательно использовать её в процессе исполнения. Показ необходимого качества звука детьми, совместный анализ звучания, совместный поиск оптимального варианта звучания всегда носит ярко выраженный творческий и личностный характер.
Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми. Обстановка доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения, определённая духовная комфортность способствует наиболее полному раскрытию духовного мира, формированию положительных нравственных и эстетических качеств личности, поэтому успех или неуспех коллектива воспринимается как событие личной жизни.