Роль личности педагога в воспитательном процессе. Автор: Лыгагина Ксения Владимировна

У педагога сегодня разносторонний спектр функций, главная из которых – воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о содержательной деятельности педагогического работника.

Педагог несет ответственность за целевую воспитательную работу в школе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности учеников, создает условия для развития каждой личности, раскрывает его потенциальные способности, защищает интересы детства.

Педагог определяет конкретную цель и стратегические задачи своей деятельности. Необходимость конкретизации стратегических задач приводит педагога к необходимости планирования воспитательной работы.


Автор: Лыгагина Ксения Владимировна
Работа:


 

 

 

 

 

 

 

 

Лыгагина Ксения Владимировна,

педагог-организатор МБУ ДО «ЦРДТ «Пегас»

 

Реферат

«Роль личности педагога в воспитательном процессе»














 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усть-Нера,

2019


Оглавление

Введение 3

Глава 1. Личность педагога 4

Глава 2. Функция воспитательного процесса 7

Глава 3. Роль педагога в воспитательном процессе 9

Заключение 11

















 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

У педагога сегодня разносторонний спектр функций, главная из которых – воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о содержательной деятельности педагогического работника.

Педагог несет ответственность за целевую воспитательную работу в школе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности учеников, создает условия для развития каждой личности, раскрывает его потенциальные способности, защищает интересы детства.

Педагог определяет конкретную цель и стратегические задачи своей деятельности. Необходимость конкретизации стратегических задач приводит педагога к необходимости планирования воспитательной работы.

Цель нашей работы : изучить роль педагога в воспитательном процессе

Задачи:

Изучить личность педагога

Изучить особенность функции воспитательного процесса

Определить роль педагога в воспитательном процессе


Глава 1 Личность педагога

Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Слово «педагог» возникло в Древней Греции. Так называли раба, который сопровождал ребенка в школу, нес все необходимое для учебы, дожидался окончания занятий, чтобы, почтительно следуя позади своего подопечного, довести его до дома.

В «Толковом словаря» В. Даля слово «Педагогика» определяется как «наука о воспитании и обучении детей, молодежи. Педагогический институт, образующий учителей. Педагог, человек, посвятивший себя этому предмету.1»

Педагог –это наставник, преподаватель. Педагог передает ученикам накопленные знания, а также помогает в приобретении и реализации социального опыта ученика.

Профессия педагога – одна из значимых профессий в мире. От его усилий во многом зависит будущее.

Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени занимается обучением и воспитанием детей.

Каким же должен быть педагог?

Важным качеством педагога– любовь к детям. Без неё невозможно работать с детьми, все мы прекрасно понимаем, что все дети разные и отношение у педагога к детям тоже отличается, но неизменным должна оставаться любовь к детям.

Любовь к предмету, который ведёт педагог, также является немаловажной, не получится донести до ученика предмет, если педагог сам не верит в него.

Неотъемлемыми качествами является требовательность к знаниям и дисциплине. Чтобы требовать дисциплины от учеников педагог и сам должен быть дисциплинированным - не опаздывать на занятия, быть пунктуальным, проверять тетради, работы вовремя.

Саморазвитие - педагоги учат наших детей тому, чтобы вне учебного заведения они развивались, читали книги, так и сам педагог должен обладать этим качеством, без саморазвития человек стоит на месте.

Учитель должен со всей ответственностью подходить к своей работе, ко всему процессу обучения.

Педагог должен уметь поставить цель – это тоже является профессиональным качеством. Ученик должен понимать, для чего он пришёл на урок, какие знания он получит после него и достигнута ли та цель, которую ставит преподаватель.

Неотъемлемым качеством педагога является – справедливость. Она необходима для того, чтобы оценивать знания учеников и разрешать споры.

Учитель должен изъясняться грамотной и ясной речью, чтобы ученик всё понял.

Организационные навыки очень важны в педагоге. Учитель должен организовать урок, подготовить учебный класс, материалы, подготовиться сам.

Таким образом, педагог – это не только квалификация и талант, это гораздо большее: это его личное обаяние, чувство такта, доброжелательность и главное: любовь к детям. Нельзя не согласиться со словами российского историка Василия Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь. И любить тех, кому преподаешь»2.















Глава 2 Функция воспитательного процесса

Педагог в современной школе выполняет ряд функций.

Он организует учебный проце

сс в шк

оле. Учитель – источник знаний для

учащихся

как во время уроков, дополнительных занятий, так и вне учебного процесса.

Педагог является организатором воспитательного процесса.

Современный учитель должен уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические приемы. Следовательно, педагог не может не быть психологом.

Современный педагог должен постоянно самосовершенствоваться и развиваться, так как он является носителем знаний и умений.


Одной из важнейших функций педагогического процесса является воспитательная деятельность.

Воспитание есть процесс целенаправленного формирования личности, это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели воспитания.3

По определению Ш. Анонашвили, воспитание – это процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами цивилизации.4

Воспитательный процесс представляет собой планомерную организационную систему педагогических влияний. Важными характеристиками воспитательного процесса являются: целостность и непрерывность, преемственность и последовательность5.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей.

Прежде всего это процесс целенаправленный. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания – многофакторный, в нем действуют объективные и субъективные причины, т.е. деятельность педагога обусловлена не только объективными закономерностями, это еще в значительной мере и искусство, в котором выражается личность воспитателя, его индивидуальность, характер отношений с воспитанниками.

Сложность воспитательного процесса в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.

Воспитательный процесс отличается длительностью, по сути, он длится всю жизнь.

Школьное воспитание оставляет глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в младшем школьном возрасте еще достаточно пластична и восприимчива. Но даже при его хорошей организации рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность: это постоянное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников.

Процесс воспитания – комплексный. Это означает единство его целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненное идее целостности формирования личности.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях одними и теми же действиями можно достигнуть различных результатов. Это обусловлено индивидуальными особенностями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер, он идет в двух направлениях: от педагога к ученику (прямая связь), от ученика к педагогу (обратная).

Задача педагога как воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическим влияниям. Педагогическая позиция здесь должна быть деликатной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника. Нужно растить ребенка другом.

Итак, воспитательный процесс идет одновременно с процессом обучения, имеет ряд особенностей, а потому рассматривается самостоятельно.6











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Роль педагога в воспитательном процессе

Главной фигурой в воспитании ребенка в школе, по-прежнему остается педагог. Он контролирует ход воспитательного процесса, процесс становление личности каждого ребенка, его нравственных качеств, координирует учебную деятельность каждого воспитанника, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.

Педагог рассматривает воспитание, прежде всего, как создание условия для развития внутреннего потенциала ребенка. Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка.

В первую очередь педагог должен уделять внимание созданию в классе положительного психологического климата, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношениях с окружающими, включению учащихся в систему реальных социальных отношений.

Одним из ключевых факторов модернизации России является духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Уровень благосостояния и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. И в этом ведущая роль принадлежит педагогу как организатору и координатору взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.

Педагог способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Работа педагога направлена на становление и проявление индивидуальности каждого ребенка и классного сообщества в целом7.

Педагог в своей работе выбирает такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания, новым требованиям ФГОС.

Наиболее распространенная форма организации воспитательного процесса является классный час – форма свободного общения учащимися. На классном часе принимают все активное участие, никто в классе не остается пассивным наблюдателем.

Большое место занимают и этические беседы. В процессе беседы вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

Важную роль для расширения кругозора, развитию художественного вкуса, являются читательские конференции. Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер и конференции перерастают в диспут.

Большое место в воспитательном процессе занимает и проектная деятельность, где каждый ребенок вовлечен в творческий процесс. Такая деятельность требует большого профессионализма, повышение уровня педагогической компетентности, что даст возможность педагогу более точно провести диагностику классного коллектива, проблем учащихся, определить меру своих возможностей и привлечения тех специалистов, которые необходимы в оказании помощи детям в процессе их развития.

Подводя итог, хочется сказать, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. (К. Д. Ушинский).8



Заключение

Педагог как и другой руководитель должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человеческой и специальной.

Педагог должен быть независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает.

Основная задача педагога-воспитателя – скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношения.

От личности учителя зависит много в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося.

Учитель – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.











 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Классный руководител

ь(

научно-методический журнал) – М.: №6, 2013

Классный руководител

ь(

научно-методический журнал) – М.: №7, 2013

Шаронова Е.Г. Технология социально-экологического воспитания учащейся молодежи Чувашской республики / Монография/ М.:ФЛИНТА, 2013

Подласый

И.П. Педагогика начальной школы: учебник – М.:2010

Подласый

И.П. Педагогика. Книга 3. М.: ВЛАДОС, 2007

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004

Лушников А.Н. История педагогики. – Екатеринбург, 1995

https://www.google.ru/search?tbm=bks&hl=ru&q=%D0%98%D0%97%




 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x