Международный
педагогический портал
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Название работы:

Роль педагога в формировании личности детей дошкольного возраста

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формирование личности ребёнка - дошкольника происходит под влиянием многих факторов. В процессе социализации, воспитания и развития личности ребёнка важнейшая роль  отводится воспитателю.Отношения с ребёнком педагог должен строить как педагогическое взаимодействие: наставничество, партнёрство, сотрудничество, сотворчество. Взаимопонимание, контакт педагога и детей, определяют успешный результат в формировании личности.

Работа:

Роль педагога в формировании личности детей дошкольного возраста.

Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю. Профессиональная деятельность воспитателя - процесс непрерывного общения с дошкольниками, от эффективности которого зависят результаты воспитательно - образовательной работы в детском саду. Процесс воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование воспитателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений. Формирование личности ребенка - дошкольника происходит под влиянием многих факторов, в том числе общения со сверстниками и взрослыми. Посредством этого взаимодействия создается чувство эмоционального благополучия, теплоты и уюта в новом и незнакомом мире. В основе личностного общения лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию. Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. В дошкольном детстве происходит становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения. Традиционная субъект-объектная педагогика отводит ребенку роль объекта, которому старшее поколение передает жизненный опыт. Субъект — это участник воспитательного процесса, который наделен полномочиями, является носителем определенной педагогической цели и ее исполнителем, то есть тот, кто воспитывает. Объект — существо, на которое направлена педагогическая активность субъекта, то есть тот, кого воспитывают. Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности. Воспитатель, без сомнения, функционирует как субъект воспитания, и в этом случае его педагогическое обращение к ребенку (объекту) строится как педагогическое воздействие. Если признавать ребенка субъектом процесса воспитания (с его индивидуальными природными свойствами, собственным социальным опытом, самобытными личностными качествами), то отношения с ним воспитатель должен строить как педагогическое взаимодействие: Наставничество. Главным звеном такого взаимодействия является обращение к интересам детей. Руководство воспитателя в этой форме не воспринимается воспитанниками как прямое вмешательство в их жизнь, потому что направлено на то, чтобы увлечь всех детей общим делом, удержать этот интерес, дать им пережить результаты общих усилий и творчества. Партнерство. Воспитатель принимается ребенком как авторитетный организатор деятельности и одновременно как интересный участник общения. В этой форме взаимодействия очень важно обеспечить (специальными педагогическими средствами) относительное равенство взрослого и воспитанников в совместной деятельности, особенно в игровой. Сотрудничество. Это форма открытого взаимодействия двух субъектов процесса воспитания. Воспитатель безоговорочно принимает ребенка как личность и индивидуальность, признает его права и свободы, понимает его проблемы и искренне, по-человечески вместе с детьми участвует в их преодолении. Педагоги и воспитанники в таком взаимодействии личностно свободны, но этого возможно достичь только в достаточно воспитанном коллективе, где дорожат общим делом, где царит дружеская поддержка и помощь. Сотворчество. Такое педагогическое взаимодействие принято считать высшей формой сотрудничества, где устанавливается определенное равновесие деловых и межличностных отношений воспитателя и воспитанников, а главное возникают отношения сопричастности к общим жизненным ценностям. Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом: - открыт педагогическому взаимодействию с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника; - принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя; - проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении; - открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения. Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании и развитии личности ребёнка дошкольника. Эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и делая правильные выводы. От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности. Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами. Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности. У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. Учитывая возрастные, индивидуальные особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. Опора на положительные качества ребенка - вот чем руководствуется педагог в подходе к детям. Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства. Педагог, обладающий тактом, умеет разговаривать с детьми и выслушивать их; проявлять выдержку при любых обстоятельствах; находить способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие; понимать и правильно оценивать детские поступки, а главное, уметь индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на все лучшее, что есть в ребенке.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×