Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка. Социальные функции педагога – приобщить подрастающее поколение к культурному наследию, общественному опыту старших поколений. Насколько педагог искренен и открыт к восприятию ребенка, настолько в дальнейшем сам растущий человек будет учиться принимать себя, уважать себя, любить себя. Только дух поддержки, доверия, принятия ребенка без осуждения поможет ему начать «строить» свою позитивную Я-концепцию, и здесь исключительную роль играет позиция педагога.
Роль педагога в формировании личности ребенка. «Я-концепция».
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка. Социальные функции педагога – приобщить подрастающее поколение к культурному наследию, общественному опыту старших поколений.
Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками.
Современная модель воспитания предполагает умение педагога работать над развитием личности ребенка, помогать ему, «выводить на поверхность бесконечные источники внутренней мудрости».
Понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом Уильямом Джеймсом в конце 19 века. По мысли Джеймса, Я-как объект - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джеймс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. Теоретическое и прикладное развитие понятие Я-концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов А. Маслоу, К. Роджерса и гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона.
Я-концепция в психологическом словаре определяется как относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Один из ведущих английских ученых в области психологии и педагогики Роберт Бернс определил Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о себе, которая складывается из осознания человеком своих качеств: физических, интеллектуальных, нравственных и других. На основе Я-концепции личность строит свое поведение.
В основе Я-концепции лежат три важных компонента:
когнитивный компонент – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание – что я знаю о себе);
эмоционально-оценочный компонент – самоуважение, себялюбие, самоуничижение; стремление повысить самооценку, завоевать уважение (как я оцениваю то, что я знаю о себе);
поведенческий компонент - модификация в поведении установок на себя (как я веду себя в соответствии с оценкой того, что я знаю о себе).
То, каким человек видит самого себя, то, каким, как он думает, видят его другие (члены семьи, сверстники, случайные люди т.д.), каким он хотел бы видеть себя в будущем, каким видит себя в прошлом, - все эти образы, осознанно или нет, пребывают в сознании человека, складываясь в его Я-концепцию, определяя понимание «кто Я».
Структура самосознания включает в себя, по крайней мере, три основные модальности самоустановок:
«реальное Я» - установки, связанное с тем как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представлениями о том, каков он на самом деле;
«зеркальное (социальное) Я» - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;
«
идеальное
Я» - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Образ «Я» формируется в течение всей жизни человека и оказывает влияние на восприятие данным человеком себя, других, окружающего мира.
Возможно, наиболее важным из того, что педагог может сделать, является создание среды, в которой ребенок чувствует себя эмоционально защищенным. Доверие между педагогом и учеником или воспитанником позволяет ребёнку выражать свои истинные чувства и мысли открыто. Такая атмосфера позволяет обсуждать общие ценности, ожидания, планы, достижения. Без установления доверительных отношений возможности педагога невелики.
Состояние Я-концепции влияет на учебные успехи школьника. Известно, что эти феномены тесным образом связаны. Какова же эта связь? Все учебные ситуации – это ситуации риска для ребенка. Действительно, подготовка письменной работы, устный ответ у доски, высказывание своего мнения, изготовление какой-либо поделки - все это действия, которые будут строго оценены, с пристрастием обсуждены, может быть, высмеяны, могут явиться поводом для наказания. Ребенок фактически весь день подвергается непрерывной оценке, находится в ситуации соперничества, сравнения себя с другими. Взрослый может выбирать вид деятельности, в котором он наиболее компетентен и который ему больше нравится. У ученика такой возможности практически нет, он не может отказаться от выполнения учебных заданий.
Всё, что делает ребёнок изо дня в день, оценивается сквозь призму успешности решения учебных задач. Ребёнок с высоким уровнем обученности популярен, окружён и защищен уважением, у него есть друзья, он внутренне свободен и открыт миру, испытывает определённое эмоциональное благополучие. К слабоуспевающему школьнику, как правило, относятся с предубеждением. Он живет с чувством вины и страха, среди обид. В нем растет протест, агрессия, которые могут выплеснуться на окружающих. На почве неуспехов в учебе может серьёзно деформироваться изначально положительная Я-концепция.
Специалисты утверждают, что только 10-15% школьников имеют задатки, необходимые для того, чтобы отлично успевать по всем предметам. Значит, остальные 85-90% учащихся попадают в заведомо травмирующие условия, когда школьные требования сложны и непосильны для них. То есть на более глубоком уровне ученик рискует не только и не столько получить плохую оценку, он рискует своей Я-концепцией, своим мнением о себе как о человеке достойном.
Насколько педагог искренен и открыт к восприятию ребенка, настолько в дальнейшем сам растущий человек будет учиться принимать себя, уважать себя, любить себя. Только дух поддержки, доверия, принятия ребенка без осуждения поможет ему начать «строить» свою позитивную Я-концепцию, и здесь исключительную роль играет позиция педагога.