Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника". Работа №272596

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цель экологического воспитания это формирование у ребенка положительного отношения к природе , вопитывать защитников природы, а так же научить детей любить и беречь природу.

Работа:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Городищенский детский сад «Аленький цветочек»

Старооскольского городского округа

Воспитатель

Прокофьева Евгения Борисовна

 

 

Цель экологического воспитания – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) по-хозяйски, а значит бережно распоряжаться ее богатствами. Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что мы все вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. ДОУ является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В “Государственном стандарте” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом. Стандарт выдвигает важные задачи: 1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным; 2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы. Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Задачи экологического воспитания сводятся к следующему:

1. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.

2. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе.

3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.

4. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.

5. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей. Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации и родителей. Задачи педагогов сводятся к следующему:

1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений: • знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д. ); • предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме; • формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания: • знакомить с представителями живой и неживой природы; • рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы; • способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы; • знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности; • способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе; • создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды. Успех реализации экологического воспитания обеспечивается следующими педагогическими условиями:

1. Создание экологической среды в ДОУ.

2. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей

. 3. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения программы.

4. Активное участие родителей в воспитательном процессе.

5. Установление педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования. В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились - слушать чтение старших. Очень любят малыши сказки. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам более по душе волшебные сказки. В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи - потешки, стихи - небывальщины. Для того чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры. Задача приобщения ребенка к красоте природы через изображение растений, животных. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многоемногое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия.

1. Мягкое, доброжелательное общение. Понимание состояния детей их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи.

2. Медленная, выразительная речь, многократные повторения одного и того же.

3. Подкрепление слова образом предмета, действием его изображающим.

4. Частое переключение внимания детей с одного предмета на другой. С одного вида деятельности на другой.

5. Использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей.

6. Осознанное создание воспитателями в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания.

7. Частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове). Задача педагога в работе с детьми дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных, как живых существ и их зависимости от условий жизни. Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. Формы и методы работы с детьми используются самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетноролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи. Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмов. Эти сведения следует предоставить в виде системы знаний о растениях и животных, живом организме на основе центральной связи – взаимодействие организма и среды. Такая программа содержит знания о комплексе существенных признаков живого (способность к питанию, дыханию, движению, рост, развитию, размножению), его морфо - функциональной целостности, конкретных взаимосвязях растений и животных со средой обитания, особенностях существования в условиях экосистемы (леса, луга, водоемы). Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире. Освоение систематизированных знаний о растениях животных как о живых организмах формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или в первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей этого возраста. Двух – трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, не торопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их не произвольное и не продолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной, неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует понимать, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем – то одном в течение продолжительного времени им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателей В возрасте двух – трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют. Они должны познать их главные сенсорные свойства: форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объекта, кроме того, получить первоначальное представление о возможной деятельности с ними. Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование, понимание детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Ребенок не видит разницы между живыми неживыми объектами (муравьишка бежит, паровозик тоже движется). Поэтому активнои разнообразно действуя, ребенок применяет к ним одинаковые способы и методы «исследования». На данном возрастном этапе необходимо очень осторожно вводить объекты живой природы в жизнь детей. Лучше всего это делать во время наблюдений в окно, на прогулках, держа животных как бы на расстоянии от детей. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерно и вода, березе на участке – вода, а воробью зимой крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы их частями, основными свойствами – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Обычно – под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но не редки приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода морских свинок, хомячков, которые страдают на глазах детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время прогулок детям предлагают собирать цветы, ловить бабочек и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко. Правильное отношение к живым существам, является конечным результатом, показателем экологического воспитания. Экологическое воспитание проявляется в этом возрасте лишь в доброжелательном и активном участии детей совместно с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей земной зоны, условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель. В работе с малышами используются персонажи широко известных русских народных сказок, которые знакомы малышам, и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают сказочно – игрушечные представления о природе, домашних и диких животных: как раз наоборот задача сказочных героев – вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен четко различать, где сказка, а где правда и правильно отражать в речи не злоупотреблять уменьшительно – ласкательными формами, когда речь идет о природе. Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку, Красный, белый, синий цвет Замечательный букет.

Кроме сказок в работе с детьми используются другие произведения фольклора, стихи. Сюжеты, которых обыгрываются с детьми. Важное место в экологическом воспитании занимает игра – не сложная сюжетная или подвижная с имитацией движения животных, со звукоподражанием им. Большинство изменений и событий в мире природы человек может заметить, прочувствовать и пережить только вне стен помещений. Ни картина, ни рассказ не заменят непосредственного контакта с природой. Не дадут ощущения гармоничного и неразрывного единства с ней. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует побуждать детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными. И взрослый не должен упускать такую возможность. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить детей видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы. Помните, что каждый день в природе неповторим! Между тем стали редкими многие обычные когда – то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья. Загрязнены вода, воздух, почва. Для восстановления требуются миллиарды. Мы педагоги не можем чувствовать себя не причастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу, выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в экологических бедах когда – то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать это мы их так воспитали. Надо срочно, что – то предпринимать, что бы новые выпускники могли избегать многих ошибок приводящих к экологическим бедствиям. Под экологическим воспитанием нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и все что происходит вокруг. Нужно учить ребенка правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из - за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Задачи воспитания осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. В таких случаях надо говорить, хотя они и взрослые, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор, бить бутылки и т. д. Воспитывая детей, вы берете на себя огромную ответственность перед будущим человечества. Вы закладываете у своих малышей отношения к природе частью, которой мы все являемся и к миру, в котором живем. Двух, трехлетние дети еще не помощники, они наблюдатели, они как губка впитывают в себя ваши отношения к растениям, к животным, вашу любовь и любовь к окружающему миру.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×