Роль воспитателя в формировании личности ребенка в социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних.. Автор: Антонова Лариса Геннадьевна

Статья раскрывает роль воспитателя в формировании личности ребенка в социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних. 


Автор: Антонова Лариса Геннадьевна
Работа:

Роль воспитателя в формировании личности ребенка в социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Реабилитационный центр для несовершеннолетних это пристанище для детей, выбитых из жизненной колеи, особое детское учреждение, одновременно и трагическое и оптимистическое.

Дети, поступающие в реабилитационный центр, как правило, из неблагополучных семей, они живут только в настоящем, у них отсутствуют чёткие представления о своём будущем и слабое понимание возможностей самореализации. Большинство из них получили психологические травмы, имеют проблемы в образовании, общении, у них высокий уровень тревожности, агрессивности. Понятно, что у каждого из таких детей своя боль. Попадая в реабилитационный центр, ребёнок проходит процесс адаптации, т.е. приспособление к новым условиям среды жизнедеятельности.

Помещение ребенка в центр, с одной стороны, драматическое событие, вызванное катастрофическим неблагополучием в его жизни, с другой - рубеж, открывающей возможность возродиться в социально-психологическом плане, поправить здоровье, получить право на достойную жизнь человека. Первичная адаптация ребенка к жизни в социально здоровой среде.

Ребенок в центре обычно находится до полугода. За это короткое время не всегда удается преодолеть все негативные последствия его противоестественной жизни. Но есть возможность хотя бы приобщить его к другим формам взаимоотношений между людьми: без угроз, оскорблений, физических расправ. Он должен понять, что можно жить и в обществе, в котором нет насилия, где люди уважительно и по-другому относятся друг к другу.

Важнейшая задача воспитателя центра - показать ребенку, что существует мир, в котором его понимают, принимают, хотят ему добра, пытаются создать условия для того, чтобы он, в свою очередь, принял новую систему социальных отношений, освоился в ней и захотел жить в соответствии с ней.

Восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности - игры, познания, труда, общения.

Дети, попавшие в центр, не умеют играть и не тянуться к игре, их представление о мире находится на "пещерном" уровне, подростки, для которых общение со сверстниками является наибольшей ценностью, осваивая лишь такие его формы, как вербальная или физическая агрессия.

Игра, познание, труд, общение - это те виды деятельности, без которых невозможна социализация ребенка, адаптация его в нормальном человеческом обществе, социальное возрождение ребенка в центре возможно лишь тогда, когда созданы условия его вхождения в мир, игры, познания, преобразующей области.

Вся деятельность центра нацелена на коррекцию, реабилитацию и формирование личности детей.

Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних – это учреждение временного пребывания ребенка, но в документах, регулирующих его деятельность, этот срок не обозначается, так как программа социального возрождения и устройства дальнейшей жизни каждого ребенка имеет и свое содержание, свою продолжительность во времени.

Как только ребенок приходит в центр реабилитации, у него появляется — воспитатель, который способствует знакомству детей друг с другом, созданию положительной, уютной атмосферы в коллективе, сотрудничества, взаимопонимания. Именно воспитатель, является наиболее значимым в развитии гармоничной, свободной, высоконравственной, духовно обогащенной личности. Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Работая в Социально-реабилитационном центре, мы стараемся решить данную проблему. Наша задача состоит в помощи воспитанникам встать на путь положительного развития, воспитании в них ответственности, доброжелательности, сдержанности, терпимости.

Приоритетным направлением личностного развития является индивидуализация деятельности, позволяющая увидеть неповторимость и уникальность каждого ребенка, выделение в нем хороших сторон и опора на них в своей работе, а не просто опора на возрастную статистическую норму.

Важная задача системы социально-педагогической поддержки детства - восстановить воспитательный потенциал семьи, поскольку ни одно даже самое прекрасное государственное учреждение не сможет заменить ребенку семью, и поэтому следует направить все усилия на то, чтобы реабилитировать ее в социальном, психологическом, педагогическом и других отношениях.

 

Для развития личности ребенка, формирования культуры поведения, требуется соблюдение таких принципов как:

 

Системность.

Работа по формированию культуры поведения должна проводиться систематически. Педагог гибко распределяет содержание в течение всего процесса. Целесообразно проводить во второй половине дня специально организованные занятия. Что же касается нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как в утреннее время, так и во второй половине дня. Однако все это не исключает работы воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и от педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

 

Опора на положительное.

Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.

 

Гуманизация воспитательного процесса.

Принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.

 

Личностно деятельный подход.

Педагог должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.

Уметь диагностировать и знать реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы.

Постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.

Своевременно выяснять и устанавливать причины, которые могут помешать достижению цели, максимально опираться на собственную активность личности.

Сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов, форм самовоспитания.

Развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководить, сколько умело организовать и направлять ведущую к успеху деятельность.

Развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности.

 

Единство воспитательных воздействий.

Все лица, причастные к воспитанию, должны действовать сообща, предъявлять воспитанникам согласованные требования, идти рука об руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигается, а противодействует, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Надо сложить действие всех сил.

В зависимости от того, что мы вложим в душу ребенка, будет зависеть, что возведет ребенок сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Важно не только сформировать моральное сознание, нравственные чувства, но и, самое главное, - включить ребенка в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. Только построив отношения с детьми на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состоятся в нем.

 

Таким образом, роль воспитателя в формировании личности ребенка очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение педагога - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x