Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Роль воспитателя в процессе формирования личностных качеств дошкольника. Работа №306996

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Ушинский К. Д писал о воспитании «чтобы найти нужные средства воспитания, правильно оценить их, педагогика должна знать объект воспитательного воздействия, или, как говорит сам педагог, она должна познать человека как предмет воспитания. А в этом ей могут и должны помочь данные всех тех наук, которые изучают телесную и душевную природу человека. Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями»

Работа:

«Роль воспитателя в процессе формирования личностных качеств детей дошкольного возраста»

Воспитатель и ребенок… Как измерить ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не обидят, не ранят зарождающуюся личность?

Именно в контексте взаимодействия педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастет их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.

Воспитатель — это лицо, которое осуществляет воспитание, принимает на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека, в нашем случае ребёнка.

В отечественной литературе подробно описана роль воспитателя в развитии детей дошкольного возраста, в воспитании положительных качеств, умений, навыков, а также влияния воспитания на формирование личности ребенка.

Ушинский К. Д писал о воспитании «чтобы найти нужные средства воспитания, правильно оценить их, педагогика должна знать объект воспитательного воздействия, или, как говорит сам педагог, она должна познать человека как предмет воспитания. А в этом ей могут и должны помочь данные всех тех наук, которые изучают телесную и душевную природу человека. Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями»

Вследствие особенностей детского возраста таких как впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость, то педагогическое влияние воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами.

Воспитатель стоит во главе неповторимых человеческих личностей. Работа воспитателя в детском саду — воспитательная и образовательная. Главной задачей является воспитание и всесторонне развитой личности ребёнка, включающая в себя не только обучение на занятиях, но и индивидуальнее задания, прогулки, коллективные дискуссии, творческие проекты, взаимодействие на равных, поддержка инициативы со стороны детей, учет этнокультурных особенностей, критическое мышление формирующие у ребенка разнообразные, доступные ему знания, умения и навыки, которые необходимы для успешного усвоения языка, элементарных основ математики, развития изобразительной деятельности, сюжетно-ролевой игры, основ конструирование, письма и чтения и социализации в обществе.

В детском возрасте значимый взрослый пользуется большим авторитетом у ребенка, которое оказывает влияние на его психологическое и эмоциональное формирование личности.

В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Воспитатель умеет читать замечательные книжки, знает множество увлекательных историй. Он выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он устанавливает правила, он все знает и может помочь, подержать.

Компетентность воспитателя во взаимодействии с ребенком является одной из основных составляющих профессионализма педагога. Человек, компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Определенная атмосфера присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей. Группа детского сада не является исключением, и лишь переступишь порог, можно ощутить атмосферу, царящую в ней. Для развития ребенка психологический климат играет значительную роль. Климат в группе детского сада определяется как отношениями между воспитателем и детьми, так отношениями между самими детьми. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, но при этом уважают также и право других быть самими собой.

Одним из приоритетных показателей благополучной атмосферы в коллективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества, которое предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием, деликатно помогать ребенку тогда, когда действительно требуется помощь. Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педагога, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности. Общение педагога с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее полное его развитие.

При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на то или иное действие ребенка  или событие. Искренне радуясь успеху малыша, сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается маленький человек. Ориентируясь на реакции воспитателя, ребенок строит представление о собственных успехах и неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности. Поэтому ни в коем случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость или раздражение присутствовали при взаимодействии с ребенком.

Все обращения к ребенку должны непременно нести позитивный оттенок, даже если необходимо корректировать поведение или оценить выполнение действия с отрицательным результатом. Например, если ребенок не смог что-то сделать в ходе занятия, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты, не смог сделать такую простую вещь!». Не стоит также отделываться и такой фразой: «Ну ладно, ничего страшного», так как теряется значимость действия и ориентация на  положительный результат. Позитивным в данном случае будет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты очень старался». Такие сообщения, как: «Так уже гораздо лучше!», «Попробуй еще!», «Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т.п. не вызовут обиды и сопротивления, а значит будут побуждать к дальнейшим действиям.

Естественно, что любой неблаговидный поступок ребенка должен заканчиваться какими-то мерами воздействия. Но при этом следует помнить, что если отрицательное подкрепление используется чаще, чем положительное, то постепенно в сознании ребенка формируется устойчивый негативный стереотип, в котором нет места радости, удовольствию, любви. Доминирующими чувствами по отношению ко взрослым становятся тревога и страх. А это, как известно, не способствует личностному росту.

Одной из важных задач воспитателя, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в ребенке, как в личности, а следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроении. Необходимым условием хорошего контакта является искреннее уважение к партнеру по общению. Для ребенка уважение является особенно важным условием взаимодействия, так как представляет собой сигнал о том, что он любим, значит, что он хороший и у него все получается. Даже у каждого шалуна можно найти что-то ценное, отличающее его от других, а значит поставить это качество в пример остальным детям. Ребенку, особенно начиная со старшего дошкольного возраста, быть примером для окружающих детей, наиболее ценно. Нужно помнить, что дети дошкольного возраста очень внушаемы. Поэтому, если ребенка не хвалить, не ставить в пример, а постоянно говорить, что он плохой, избалованный и т.п., он постепенно начинает воспринимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение закрепляется и становится привычным.

Я считаю, что на взаимодействие ребёнка к личности воспитателя и его действиям оказывает влияние эмоциональное отношение воспитателя и воспитанника. Поощрение, которое предполагает заботу и внимание к ребятам, доминирование в общении с ними положительных оценок и ободряющих требований. При таком отношении воспитателя к детям становятся понятны чувства, которые испытывает взрослый. У детей дошкольного возраста возникают переживания. Дошкольники в особенности чувствительны к положительной оценке и сами побуждают воспитателя проявлять к себе эмоциональное отношение.

В работе с детьми дошкольного возраста использую следующие игры для развития эмоциональной сферы: «Угадай эмоцию», «Что ты чувствуешь?», «Волшебный сон», «Зеркало», «Я радуюсь, когда…». Эти игры хорошо помогают ребёнку учиться живому общению, контактировать друг с другом, смоделировать разные события, объяснить любую ситуацию легко, у них формируются нравственные принципы, понятия о поведении в обществе. Дети выражают себя через игру и понимание других.

С моей точки зрения современный воспитатель — это прежде всего образец подражания поведения и внешнего вида. Осуществляя педагогическую деятельность, воспитатель должен стремится иметь набор следующих основных личностных качеств: способность к активной и многосторонней профессиональной деятельности; тактичность, терпеливость и терпимость в отношениях с детьми и взрослыми; уметь обеспечивать внутригрупповое общение; знать особенности психического развития ребёнка; способность к саморазвитию и самовоспитанию.

Таким образом, воспитатель должен обладать всеми основными педагогическим качествами, чтобы завлекать, заинтересовывать детей, правильно преподносить информацию, обучать, адекватно оценивать действие детей, быть интересным, а самое главное воспитывать гражданина своей страны психологически и эмоционально здоровым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Педагогический энциклопедический словарь. 2012

2. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные труды: в 4 кн. М.. 2005. К 1. С. 127.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×