«Современные формы и приемы работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано». Автор: Бочарова Лариса Алексеевна

Данная работа посвящена современным формам и приемам работы преподавателя с обучающимися в классе фортепиано. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку такие методы и приемы в сочетании с традиционными позволяют добиваться больших результатов в процессе обучения. Важно также заметить, что такие способы работы в основном ориентированы на личность учащегося, учитывают его личностные индивидуальные особенности.


Автор: Бочарова Лариса Алексеевна
Работа:

Муниципальное  бюджетное  учреждение  дополнительного  образования

"КРОМСКАЯ  ДЕТСКАЯ  ШКОЛА  ИСКУССТВ"

 

 

 

Методический доклад

на тему:

 

«Современные формы и приемы работы преподавателя с учащимися

в классе фортепиано»

 

 

Преподаватель Бочарова Л.А.

 

 

 

 

 

 

Кромы 2019

 

 

Содержание

 

1. Введение

2. Процесс обучения ученика детской музыкальной школы в классе фортепиано

3. Роль психологических факторов в работе педагога на уроках в классе фортепиано

4. Основные тенденции, методы музыкальной фортепианной педагогики в современных условиях

5.Использование информационных технологий в музыкальной школе при обучении игре на фортепиано

6.Заключение

7.Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Урок по специальности фортепиано, прежде всего урок искусства. Музыка – это одно из первых явлений окружающего мира, которое эмоционально воспринимает маленький человек. С первых уроков он сразу начинает разделять музыку на ту, которая нравится, и которая не нравится. Музыка оказывает сильное воздействие на настроение и поведение ребенка, на его вкус. Именно музыка определяет все происходящее на уроке: характер общения преподавателя с учеником, методы и приемы донесения музыкального материала. Урок строится на особенностях самой музыки. В нем обязательно есть своя основа, свое развитие. На уроке сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений преподавателя и ученика.

Данная работа посвящена современным формам и приемам работы преподавателя с обучающимися в классе фортепиано. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку такие методы и приемы в сочетании с традиционными позволяют добиваться больших результатов в процессе обучения. Важно также заметить, что такие способы работы в основном ориентированы на личность учащегося, учитывают его личностные индивидуальные особенности.

Главная цель работы - рассмотреть современные формы и приемы работы преподавателя с обучающимися в классе фортепиано.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

1. Раскрыть основные направления процесса обучения ученика детской музыкальной школы в классе фортепиано.

2. Охарактеризовать роль психологических факторов в работе педагога на уроках в классе фортепиано.

3. Рассмотреть основные тенденции, методы музыкальной фортепианной педагогики в современных условиях.

4. Указать возможности использования информационных технологий в музыкальной школе при обучении игре на фортепиано.

 

2. Процесс обучения ученика детской музыкальной школы в классе фортепиано

Важный принцип фортепианной методики – твердое и систематическое руководство всем процессом обучения со стороны педагога. В музыкальных обучающих учреждениях оно осуществляется на основе индивидуального плана, предусматривающего произведения, которые должны быть пройдены обучающимся.

Удачный подбор репертуара способствует быстрым успехам обучающегося, и, наоборот, ошибки, допущенные в этом отношении, могут вызвать нежелательные последствия. Индивидуальный план должен быть действительно индивидуальным, отвечающим задаче воспитания данного ребенка. Педагогу необходимо вводить в план музыкальные произведения, которые помогли бы ярче раскрыть обучающегося, развить все его лучшие качества.

Выбирая репертуар, преподаватель должен обязательно учитывать задачи воспитательной работы, а также расширять кругозор обучающегося, знакомя его с важнейшими стилями, жанрами, формами, с творчеством наиболее значимых композиторов. А также нужно иметь в виду и задачу полноценного развития пианизма ребенка, что требует работы над разнообразными формами фортепианной фактуры. К годовому экзамену педагог составляет характеристику обучающихся, где отмечает успеваемость за год, отношение к работе, степень выполнения плана, успехи, недостатки.

Реализация этого многогранного плана воспитания и обучение каждого ребенка протекает в значительной мере в классе. Естественно поэтому, что каждый урок надо рассматривать, как одно из звеньев в общей цепи процесса.

Реализации плана воспитания современный педагог умеет органично и качественно сочетать с выполнением ближайших задач. Кратко они заключаются в следующем: необходимо проверить то, что было сделано дома, поработать в классе над произведением, дать задание для обучающегося к следующему уроку.

Работа над произведением - это не только прослушивание их и высказывание замечаний по поводу исполнения. Важно, чтобы ученик в присутствии педагога поискал нужную звучность, добился лучшего воплощения формы, хорошей педализации и так далее. Таким образом возникает возможность практически научить основным принципам работы над произведением и преодолению различных трудностей. Это особо необходимо для личностного развития ребенка.

Большую роль в проведении урока может оказать предварительная подготовка к нему. Прежде всего педагогу необходимо разносторонне и тщательно изучить весь репертуар обучающихся.

Формы же урока могут быть крайне разнообразны. Так, например, Фильд немного прибегал к словесным объяснениям, но много показывал на инструменте. Антон Рубинштейн, наоборот, много говорил по поводу исполнения, но сам никогда не показывал тех произведений, над которыми работал. Современный мир не ограничивает нас в возможностях показа лучщих вариантов исполнения музыки.

Иногда возникает вопрос о последовательности работы над учебным материалом. С чего целесообразно начинать урок: с этюдов, с художественного материала или с жанровых произведений? Обычно полезно начинать работу над тем, что особенно важно на данный момент, и что может занять больше времени. Если нужно пройти большой репертуар – целесообразно на одном уроке детальнее заняться какой – то частью произведения, а на следующем остальными.

Чтению нот с листа нужно уделять внимание как можно больше. Обязательно читать на каждом уроке, давать читать с листа и дома, выбирать музыкальные произведения, учитывая пожелания ребенка.

Каким образом следует осуществит проверку домашнего задания? Надо прослушать все, что обучающийся принес на урок. Слушая ребенка, необходимо хорошо запомнить все особенности его игры, чтобы затем указать на недостатки и достоинства. Не следует слишком загружать внимание обучающегося множеством замечаний. Неопытные молодые педагоги обычно этим грешат.

Следует отметить, что исполнение на уроке музыкальных произведений педагогом не всегда полезно. Слишком частое исполнение им каждой новой пьес может затормозить развитие инициативы обучающегося.

Немного о словесных объяснениях. Современный педагог должен уметь говорить о музыке, говорить образно, увлекательно. Но словесные объяснения и образные сравнения только тогда достигают цели, когда они близки и понятны ребенку. При работе с подвинутыми учениками используйте отдельные образные сравнения, касающиеся характера звука, различных деталей или целого.

Сейчас многие педагоги прибегают и к другим способам раскрытия содержания сочинений, например, к эмоциональному воздействию на ученика с помощью «дирижирования». Речь идет о жестикуляции, имеющей целью раскрыть характер фортепианного произведения. Надо помнить, что данный «маневр» может подавить инициативу ребенка, если крайне эмоциональный педагог использует данный вариант работы часто.

Большое значение имеет на уроке фиксирование в дневниках не только объема материала, но и характер работы над ним. Приучайте маленьких музыкантов с первых шагов к большей самостоятельности и пишите крупными печатными буквами, чтобы ребенок мог сам прочесть задание! Это непременно будет способствовать повышению качества домашней работы.

Также помните, что большое воспитательное значение имеют отметки. Но педагог должен быть вполне уверен, что обучающийся понимает, почему получил тот или иной балл.

Важнейшую роль имеет домашняя работа обучающегося. Необходимо помочь ребенку в составлении дневного расписания. Особое внимание нужно обратить на качество домашней работы, приучать с первых лет занятий заниматься так, чтобы ни одна минута не пропадала зря, а ребенок имел возможность отдохнуть между занятиями в двух школах.

Чтобы хорошо организовать домашнюю работу ученика, надо знать условия, в которых он проживает. Многие родители чрезмерно опекают детей, превращаются в репетитора, лишают его всякой самостоятельности. Но в основном, музыкальные занятия детей происходят без должного внимания со стороны мам и пап, в большинстве своем родители не понимают даже, что ребенку вредно играть на расстроенном инструменте, что ему нужно заниматься ежедневно. Поэтому педагог должен проводить постоянную работу с родителями, доходчиво объяснять, что они могут следить за его занятиями в положенное время, создать необходимые условия для выполнения домашнего задания.

 

3. Роль психологических факторов в работе педагога на уроках в классе фортепиано

 

К музыкальной педагогике в целом сегодня предъявляются новые требования. Современные фортепианные методики основаны на всестороннем развитии музыкальных способностей обучающихся. Благодаря изучению игры на инструменте дети получают новые знания, навыки, развивают исполнительскую инициативу, и за счет этого активно формируются музыкальные способности в целом.

Современная методика обучения игре на фортепиано тесно связана с многочисленными психологическими факторами в работе преподавателя.

На начальном этапе очень важно, чтобы педагог поддержал желание заниматься музыкой, а не загасил его. Первые требования для малышей могут быть непонятными, например. когда речь идет о требованиях, касающихся правильной посадки, постановки рук, пальцев. Значит, от преподавателя сразу требуется особое терпение и понимание.

Социальная структура сегодняшнего общества сильно изменилась, появились новые музыкальные направления, подрастающее поколение теперь имеет другие музыкальные вкусы и пристрастия. Современный педагог должен быть осведомлен об этих новых веяниях в мире музыки, уметь находить общий язык с обучающимися.

Инновационные методики музыкального образования в большей мере ориентирована на личность ребенка. Поэтому, уроки необходимо выстраивать таким образом, чтобы у обучающегося была возможность развить свои творческие качества, а не только приобрести определенные навыки и знания. Традиционная методика в большей мере опирается на передачу классических знаний и опыта, тем не менее, на современном этапе следует сочетать традиционные методики и современные методы, которые развивают индивидуальные качества детей и развивают их творческий потенциал.

Необходимо также учитывать возрастные особенности обучающихся. К примеру, для детей младшего школьного возраста характерны двигательные способности, наличие постоянной потребности в движении. Соответственно, объяснять приемы исполнения необходимо, исходя из того, насколько они соответствуют уровню мышления детей, их физическому развитию. Процесс обучения сейчас необходимо выстраивать по степени усвоения материала, постепенного возрастания сложности. Также необходимо учитывать тот факт, что детям в возрасте шести-семи лет трудно сосредотачиваться на длительное время. Из всего этого следует, что такие обучающиеся нуждаются в игровой форме обучения. Используйте такие формы, и тогда урок будет не таким утомительным для ученика.

Так называемый переходный возраст требует особого внимания. Это период перехода от детского состояния и мировосприятия ко взрослому. Активный физический рост становится причиной неравномерности в развитии сердечно-сосудистой системы, и ребенок становится вспыльчивым, раздражительным. Особенно сильно это отражается на публичных выступлениях, когда обучающийся может нестабильно исполнять хорошо выученные произведения. Тогда может наблюдаться потеря интереса к творческой деятельности. В таких случаях преподавателю следует менять методы, которые являются привычными, осуществлять поиск новых форм, приемов и средств воздействия, чтобы не травмировать психику ребенка. Тут в большей мере необходимо ориентироваться на личностные индивидуальные особенности обучающихся.

В целом, профессия преподавателя - музыканта на сегодняшний день связана с отличным знанием психологии детей, поскольку именно он закладывает основу для выработки позиции ребенка по отношению к музыке. Педагог как личность оказывает достаточно сильное влияние на обучающихся, именно по этой причине ему следует обладать высокого уровня культурой общения, умением находить нужные слова и методы, которые бы помогали сохранять интерес к обучению на фортепиано.

Новый современный подход к обучению связан с принципом, согласно которому центральная фигура в процессе обучения - ученик. И его личность гармонично развивается посредством музыки. Перед преподавателем стоит комплексная задача воспитания творческой личности, которая сможет показать себя в любой сфере деятельности. Поэтому на уроках в классе фортепиано очень важно создавать атмосферу доброжелательности, уважения, поддержки.

 

4. Основные тенденции, методы фортепианной педагогики в современных условиях.

Современная музыкальная педагогика отличается следующими основными тенденциями:

- включенность музыки в общую систему гармонического воспитания личности;

- расширение репертуарных возможностей;

- обогащение репертуара за счет старинной, современной музыки;

- усиление внимания к развитию слухового воспитания и творческих навыков учащихся;

- создание особой музыкальной среды для всестороннего воспитания ребенка;

- усиление интенсификации педагогического процесса;

- особое отношение к традициям в сфере преподавания музыки.

На первых уроках в классе фортепиано необходимо особое внимание уделять подбору по слуху, навыкам транспонирования, чтения с листа, педагогу следует больше показывать, чтобы обучающийся накапливал опыт слушателя. Большую роль играет ознакомление с нотной грамотой.

На сегодняшний день целесообразно сочетать разные методики в обучении, как традиционные, так и инновационные. Из традиционных методик выделим методику Е. Гнесиной. Далее полезно включать современные интенсивные методики обучения игре на фортепиано, среди которых можно выделить методики Т.Смирновой, В. Мальцева.

Чтобы обучающийся не терял интереса к занятиям, можно включить «занимательную» методику Л.Никольской, также уделять внимание импровизациям, собственным сочинениям и подбору по слуху знакомых мелодий. Хорошие результаты здесь всегда дают комплексные авторские методики (А.Артоболевской, И. Кривицкого, Е. Тимакина).

Фортепианный урок представляет собой основную форму педагогического процесса. Педагогу следует использовать различные типы уроков, например, тематические уроки. Для обучающегося необходимо четко сформулировать домашнее задание и обязательно его проверить. Причем, следует использовать разные формы проверки той работы, которую ребенок проделал дома. И как уже отмечалось ранее, важна атмосфера доброжелательности на уроке.

При подборе репертуара следует ориентироваться на то, что произведения должны гармонично сочетаться, выявлять исполнительские и технические достоинства ученика, а также помогать детям преодолевать звуковые, технические, ритмические недостатки. Очень важно на уроках фортепиано работать над расширением музыкального кругозора обучающихся.

Первый этап работы на уроке фортепиано - знакомство обучающегося с музыкальным произведением. Данный начальный этап работы обусловливает необходимость расширения интеллектуального уровня ребенка, развития синтетического мышления, обогащения музыкального багажа. Поэтому этап ознакомления с музыкальным произведением имеет свои особенности. Мы должны помнить, что первые впечатления от знакомства с произведением искусства оказывают немаловажное воздействие на дальнейшее музыкальное развитие обучающегося. Современные методики обучения игре на фортепиано базируется на таких принципах, которые предполагают воспитание художественных и творческих качеств маленького пианиста. И согласно этим принципам, приобщение ученика к искусству начинается с первых уроков. С самого начала должна проводиться работа по выработке навыков вслушивания в музыкальную речь, проникновения в ее смысл и структуру, формированию умений работы над качеством звучания. При этом слуховое воспитание желательно осуществлять на музыкальном материале, доступном и интересном для учащегося.

Далее необходимо провести более глубокий анализ произведения: дать характеристику образного строя, сюжетной линии, рассмотреть элементы музыкального языка. На этом этапе главная задача преподавателя заключается в построении живой и содержательной беседы. Беседа должна обязательно сопровождаться показами. Ученикам старших классов можно порекомендовать книги, посвященные автору разбираемого произведения.

На втором этапе урока непосредственно начинается исполнительский анализ. Авторский текст изучается здесь ещё более глубоко. Грамотный, осмысленный анализ текста создает основу для верной организации работы в дальнейшем. Время, занимаемое разбором музыкального произведения и качество его анализа, будут разными для обучающихся различной степени одаренности. Однако, в любом случае на данной ступени проведения урока преподаватель должен следить за тем, чтобы в выполнении заданий обучающегося не было небрежности. Следует помнить, что любая «случайная» неточность игры в самом начале работы ведет к искажению музыкального образа, а ошибки, допущенные при разборе нотного текста, часто прочно укореняются и тормозят дальнейшее разучивание пьесы.

А теперь подробнее рассмотрим наиболее сложные из приемов:

1. Суть метода «унификации ритмики» состоит в том, что долгие звуки предварительно дробятся на несколько более коротких повторяющихся звуков, (соответствующих соседним длительностям), а паузы заполняются извлечением какого-либо подходящего аккорда. Так обучающийся предельно наглядно усваивает временные расстояния.

2. Осознание клавиатурного рисунка вовсе не то же, что расшифровка нотных знаков: ученики. особенно младших классов, даже правильно прочитав нотный знак, не всегда находят нужную клавишу на инструменте. Здесь очень полезен метод проигрывания мелодии одним пальцем вне ритма.

3. Метод сольфеджирования и свободное от неточностей «осторожное проигрывание» являются основными способами, ведущими к слуховому осознанию высотности мелодического рисунка.

4. Метод игры с предварительным названием пальца и метод беззвучного контактирования пальцев с клавиатурой способствует наилучшему запоминанию нотного текста и, что немаловажно, устранению желания быстро играть последующие звуки.

5. Руководствуясь методическим приемом вычленения простого из сложного, можно облегчить восприятие музыки, временно фиксируя внимание ученика на определенных заданиях.

6. Велика роль распространенного в практике метода исполнительского показа как средства, подсказывающего пути овладения конкретными исполнительскими задачами.

7. Для активизации самостоятельности полезен метод наводящих вопросов. Например, «Что тебе в этой пьесе совсем не удалось?», «Красиво ли это прозвучало?» и другие.

8. Суть метода «звук - слово» или «подстрочный текст» заключается в том, что к музыкальной фразе, к интонационному обороту подбирается словесный текст. Это позволяет обучающемуся точнее почувствовать выразительность музыки.

9. С учениками младших классов полезно воспользоваться методом «нескучных способов разучивания», рекомендуемый Г. Хохряковой. Процесс разучивания таким методом состоит из нескольких этапов:

а) Учитель предлагает обучающемуся «покататься» на руке учителя. Рука ребенка должна почувствовать себя «пассажиром самолета, задремавшим в удобном кресле». При этом ученик хорошо ощущает движение, сущность штрихов. Его чуткость обострится еще больше, если глаза будут закрыты.

б) Игра ансамблем. Вдвоем легче достигается целостность и хорошее качество исполнения.

в) Способ игры через «увеличительное стекло». Такой способ позволяет «рассмотреть» все переплетения звуков, вслушиваться в звучание, оценивать все движения в очень медленном темпе.

г) Способ «поделим трудности на двоих» позволяет провести соревнование на ловкость, по-очереди проигрывая трудное место. Конечно, учитель нарочно иногда не успевает или промахивается.

д) Если обучающийся не соглашается с аппликатурой, ему предлагается придумать свой вариант и доказать, что он лучше. Педагог, естественно, защищает аппликатуру, проставленную редакторами.

е) Разучивание с конца. При этом варианте нужно сыграть последнее построение, потом начать «на шаг» раньше, и так приближаться к началу трудного места. Делить текст нужно не механически, а подчиняясь логике музыкальной речи.

ж) Игра «замри - отомри». Педагогу необходимо исполнить произведение, а обучающийся в любой момент будет командовать: «Замри!». Как только будет сказано «Отомри!», игра продолжается. Потом учитель и ученик меняются ролями. Задача преподавателя - удачно выбрать момент остановки.

На третьем этапе фортепианное произведение оформляется в единое художественное целое. Здесь особо важно достичь целостности в исполнении:

- посредством развития навыка перспективного слухового мышления и антиципации (умения представлять результаты своего действия еще до его осуществления);

- достижения ровного и незатрудненного исполнения (по нотам и на память);

- преодоления двигательных трудностей в сложных пассажах и элементах музыкального материала;

- углубления выразительности игры;

- уточнения характера звучности (распределение силы звука, педализации);

- учета темповых изменений автора (редактора).

Здесь целесообразно использовать такие методы работы:

а) пробно проигрывать пьесу целиком;

б) проводить занятия в «представлении» (работа без инструмента);

в) заниматься дирижированием;

г) сопоставлять небольшие фрагменты произведения из разных его частей;

д) многократно повторять, постепенно удлиняя музыкальную мысль.

В закреплении технической работы на третьем этапе может помочь применение «метода вариантов» в его различных видах:

- «ритмические варианты», применяемые при проработке звуковых линий из ровных мелких длительностей (проучивание пунктирным ритмом);

- «силовые варианты», например, замедленная игра ровным форте или совсем слабым звуком;

- варьирование нюансировки;

- варьирование относительной силы голосов;

- «артикуляционные варианты».

Заключительный этап связан с подготовкой музыкального произведения к исполнению. На этом этапе нужно достичь эстетической завершенности. Достичь этой задачи возможно, укрепляя навыки перспективного слухового мышления и антиципации с помощью следующих методов:

а) исполнение произведения целиком, как на сцене;

б) занятие в «представлении»;

в) имеет смысл использовать «метод раздвинутых проигрываний», как всей пьесы в целом, так и отдельных эпизодов частей.

 

5. Использование информационных технологий в музыкальной школе при обучении игре на фортепиано

Информационные технологии помогают повысить познавательную активность детей, делают учебный процесс более интересным, повышают мотивационный компонент образовательной деятельности и стимулируют обучающихся на повышение исполнительского мастерства.

В современной жизни от педагогов в любой области образования требуются и знания, и применение интерактивных форм и методов обучения, которые должны быть направлены на развитие творческой личности обучающихся. Информационные технологии расширяют возможности для повышения уровня эстетического и художественного образования детей.

Компьютер – это доступная учебно-развивающая среда для любого вида деятельности современного ребенка. Молодым музыкантам во время обучения необходимо быть не только слушателями, но активными его участниками.

С помощью компьютерных технологий ученики музыкальных школ, школ искусств могут быстро ознакомиться с новым материалом, закрепить его, узнать много интересного и неизвестного о музыкантах, их сочинениях, о музыке, поиграть в музыкальные игры, послушать со стороны результаты своего исполнения.

В  наш ХXI век музыкальные занятия могут и должны быть более качественными и эффективными, ведь компьютерные технологии свободно обеспечивают разнообразие учебного материала в отличие от традиционных средств обучения в музыкальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение

Таким образом, современная музыкальная педагогика стремится к тому, чтобы воспитать разносторонне развитую творческую личность, которая может с успехом реализовать себя в любом виде деятельности. Для развития навыков игры на фортепиано, музыкального слуха, памяти и музыкального вкуса целесообразно сочетать в педагогической практике традиционные и инновационные методы работы.

На начальных этапах обучения, как уже отмечалось ранее, очень важно постоянно поддерживать интерес к обучению, к творчеству. Этого возможно достичь за счет применения разных методов обучения, игровых форм обучения, усиления творческой атмосферы на занятиях в классе фортепиано, изучения и использования инновационных форм работы.

На сегодняшний день к педагогам предъявляются особенно высокие требования и в плане знаний психологии детей. На занятиях в классе фортепиано реализация данного подхода также приносит очень хорошие результаты для всестороннего развития обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Литература

Коган Г. «О работе музыканта-педагога». Классика -

XXI

, 2009 г.

Крюкова В. «Музыкальная педагогика». Феникс, 2002 г.

Тимакин

Е. « Воспитание пианиста». Советский композитор, 1989 г.

Щапов А. « Фортепианный урок в музыкальной школе». Классика-

XXI

, 2001 г.

Симонова Т. Р. Ступеньки доверительности. Программа музыкального воспитания и образования младших школьников / Т. Р. Симонова - Смоленск, 2009. – 76

с

.

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x