Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.03
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Создание и сохранение атмосферы иноязычного общения на уроках английского языка как предпосылка сохранения психологического здоровья учащихся».. Работа №215994

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Создание здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении – это одна из новых, актуальных проблем методики и дидактики. Каждый учитель, интересующийся педагогическими инновациями, не может пройти мимо этой проблемы. Основываясь на индуктивном методе (от частного к общему) можно говорить о сохранении здоровья студента  в свете преподавания отдельного, конкретного  предмета, чтобы потом свести это к общей концепции целого учреждения. Исходя из этой задачи, мы рассмотрим вероятность создания здоровьесберегающего пространства на уроках английского языка в образовательноой организации СПО на примере колледжа. 

Работа:

Тезисы доклада

 

Тема: «Создание и сохранение атмосферы иноязычного общения на уроках английского языка как предпосылка сохранения психологического здоровья учащихся».

 

Подготовил: преподаватель английского языка Елецкого медицинского колледжа Миронова С.Ю.

 

Создание здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении – это одна из новых, актуальных проблем методики и дидактики. Каждый учитель, интересующийся педагогическими инновациями, не может пройти мимо этой проблемы. Основываясь на индуктивном методе (от частного к общему) можно говорить о сохранении здоровья студента в свете преподавания отдельного, конкретного предмета, чтобы потом свести это к общей концепции целого учреждения. Исходя из этой задачи, мы рассмотрим вероятность создания здоровьесберегающего пространства на уроках английского языка в ССУЗе.

Известно, что понятие «здоровья» многоаспектно. Мы говорим о физическом, умственном, душевном, социальном, духовном и нравственном здоровье человека. Возможность влияния на разные стороны здоровья человека на уроке иностранного языка также разная. Так, например, возможность улучшения физического здоровья на уроке английского несравненно ниже, чем на уроке физической культуры. Возможно лишь применение отдельных элементов (например, физкультминутки, двигательно-речевые разминки, изменение положения тела (сидя, стоя)), но этого мало. В основном, на уроках иностранного языка учитель может значительно повлиять на умственный, психологический и духовный аспекты здоровья студента.

1. Умственное здоровье (развитие). Для сохранения и развития интеллектуальной активности я применяю на своих уроках разнообразные виды учебной деятельности, часто комбинирую их (например, работа над диалогом – работа над полилогом – дискуссия – аудирование – письмо). Моменты максимальной нагрузки чередуются с расслаблением, индивидуальная самостоятельная работа - с групповой и индивидуальной, это дает возможность избежать утомления от однообразия. Также применяются мной и активные методы и приемы обучения (наиболее часто - пресс-конференция, командное соревнование, элементы ролевых и деловых игр, работа в малых группах).

2. Духовное здоровье. При изучении тем я провожу тщательный отбор содержания образования, приводя весь дидактический материал (примеры, содержание упражнений, содержание текстов) в соответствие с общепринятыми морально-нравственными ценностями дружбы, добра, взаимопомощи, коллективизма, вежливости и т.д.

3. Душевное (психологическое) здоровье. Этот аспект я считаю одним из самых важных, поэтому хотелось бы уделить ему особое внимание.

Без сохранения здорового психологического климата не выстроишь атмосферу иноязычного общения, следовательно, не создашь рабочую обстановку для урока иностранного языка, что мешает выполнению всех трех целей: образовательной, воспитательной, развивающей. Нормальный морально-психологический климат – это залог душевного здоровья ученика и учителя. Изучение этого очень актуально.  Как создать и сохранить такой климат? С помощью общения!

Естественно, что теоретические основы создания атмосферы общения дает нам психология: психология личности, массы, социума. Нас интересует также и педагогическая окраска этого термина. Как говорил один великий мыслитель: «Общение – этот обработка людей людьми». Умение общаться издавна считалось великим искусством. Через общение происходит процесс социализации личности, в результате общения человек получает культурно-исторический опыт человечества, а также навыки и умения в какой-либо деятельности. Это трудное и важное умение, и профессия учителя иностранного языка – это та профессия, где это умение основополагающе.

Научиться и научить общаться можно только общаясь. Но общение – это не только среда, где происходит обучение. Это еще и канал новой информации (познания), способ воспитания, средство развития, а также могучее средство, могущее поддержать или разрушить психологическое здоровье личности.

Различают, как известно, ролевое и межличностное общение. Ролевое общение – врач и пациент, продавец и покупатель – это запрограммированное, стандартизированное общение. У учителя и ученика – та же ситуация, они действуют в рамках своей роли. Личностное же общение предполагает следующее: неважен статус собеседника, его иерархия и роль, мы общаемся как личность с личностью. Учитель на уроках ИЯ должен учить личностному общению, не желая выйти в то же время из ролевых рамок, это один из стереотипов, который мешает нам. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Учитель – тем более учитель, чем скорее он об этом забудет». Речь идет не о панибратстве в отношениях с учеником, а о том, чтобы в процессе общения не думать о своей главенствующей роли. Общение – это вид деятельности координативный, а не субординативный. Ученик является не объектом нашего воздействия, а субъектом учебной деятельности и субъектом общения. От типа общения учителя зависит психологический климат в классе, успешность студентов в обучении, сохранение их психического и психологического комфорта и здоровья.

Умение общаться не врожденное умение. Ему можно научиться, освоив педагогическую технологию общения.

На своих уроках я пользуюсь элементами концепций таких выдающихся методистов в преподавании иностранного языка, как И. А. Зимняя (труды о психологических аспектах говорения как деятельности), Е. И. Пассов (лекции об общении), В.П. Кузовлев (труды о структуре индивидуализации).

Атмосфера доброжелательного иноязычного общения начинает выстраиваться мной с первых моментов знакомства с учениками. Здесь я использую не только вербальные, но и невербальные способы (мимику, улыбку, жесты, взгляд, эмоциональный настрой, окраску голоса, положение в пространстве между общающимися и т.п.). Общение невозможно без интереса к личности тех, с которыми общаешься, поэтому я предлагаю студентам анкеты, с помощью которых могу лучше их узнать. Данные анкет помогают мне в составлении так называемой МХК (термин В. П. Кузовлева) – методической характеристики класса, что дает возможность выстроить общение и учебный процесс в соответствии со структурой личности каждого ученика.

Первой темой в рабочей программе для всех специальностей мною выбрано именно «Общение» («Communication»). Изучая эту тему, мы говорим о разных стилях общения, о правилах ведения разговора, о вежливости и грубости, используем речевые клише официального и неформального общения, говорим о том, как вступить в общение и выйти из него. Знакомство и общение тесно переплетены, учитель и студенты искренне интересуются друг другом, а также возможностью самореализации. Учитель должен быть особенно внимателен к этим первым урокам, чтобы не сломать хрупкий механизм учебной мотивации, возникающей в процессе первоначального общения.

В дальнейшем начинается процесс создания определенного климата на уроках, он может сочетать разные элементы. В частности, я использую такие психологические приемы, как «атмосфера успеха», «атмосфера соревнования / конкуренции», «атмосфера общего дела», «атмосфера игры». Я стараюсь исключить авторитарный стиль, но опасаюсь и другой крайности – либерального стиля общения, основанного на попустительстве, стараюсь придерживаться демократичного стиля, основанного на сотрудничестве.

На этапе контроля и оценки проявляется некоторая ущербность пятибалльной системы, поэтому я прибегаю к элементам рейтинговой системы оценки знаний – системе «плюсов» за каждое выполненное задание. Определенное количество плюсов превращается в «пять», «четыре» и т.д.

Для сохранения нормального психологического климата я пользуюсь элементами методик индивидуализации и дифференциации, но с их корректным введением. Гласное (при всех) деление учеников на «сильных» и «слабых», задания разной сложности с заведомой, известной заранее установкой «для умных, для глупых» (это и есть дифференциация) снижают мотивацию к учению, тормозят активность и мыслительный процесс ученика. К этому надо отнестись очень осторожно. Субъектная и индивидная индивидуализации, напротив, опираются не на «слабость» ученика, а на «силу»; не снисходят до него, а дают ему возможность реабилитироваться в другой сфере, сделать то же задание другим способом, так или иначе проявить себя. Ничто не является столь индивидуальным как речь и язык, как родной, так и иностранный. Личностная индивидуализация, опираясь на сферу эмоций, жизненно важных интересов, ценностей данного студента, помогает создать и не погасить желание изучать данную дисциплину.

Естественно, очень важным фактором в схеме создания и сохранения нормального психологического климата является личность педагога. Учитель иностранного языка – это не только профессионал, артист, переводчик, но и, определенным образом, психотерапевт. Начиная каждый урок с реплик «How are you?» (Как вы?), «Any troubles, dear me?» (Какие-нибудь проблемы?), «What’s the matter with you?» (Что с вами?), «How did you spend yesterday?» (Как вы провели вчерашний день?), учитель показывает, что ему небезразлично психологическое состояние студента, его здоровье, его трудности. Попутно ответы на эти вопросы приобщают ученика к сфере самого желанного для учителя ИЯ высказывания – неподготовленного и произвольного, где внимание обращено на содержание и эмоции, а не на форму предложения.

Прощания «Bye! See you» (До свидания! Увидимся), «So long!» (Пока!), «Take care (Счастливо вам!) и пожелания в конце урока «All the best!» (Всего наилучшего!), «Good luck!» (Удачи!), «Have a nice time!» (Приятного отдыха!), которые я практикую, способствуют, как мне кажется, сохранению атмосферы доброжелательности и доверия.

Судя по данным успеваемости 2015-2016 уч. г. и первого семестра 2016-2017 уч. г. (средний балл на специальности «лечебное дело» от 4,0 до 4,8, на специальности «сестринское дело» – 3,8 – 4,4; количественная успеваемость 100 %; качество знаний на уровне 85 %; процент сохранности контингента 100 %) методики создания и поддержания нормального психологического климата на занятиях английским языком в ЕМК вполне действенны, следовательно, методики общения можно причислить к одним из наиболее действенных здоровьесберегающих методик.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×