Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Тема доклада «Классическая музыка в детском саду».. Работа №272562

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Тема доклада: «Классическая музыка в детском саду».

ФИО участника конференции: Михайленко Олеся Викторовна.

Должность: Музыкальный руководитель

Наименование учреждения: ГБДОУ №31.

Место проживания: г. Санкт-Петербург.

Дата: 15 января 2021 год.

В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Работа:

Тема доклада: «Классическая музыка в детском саду».

ФИО участника конференции: Михайленко Олеся Викторовна.

Должность: Музыкальный руководитель

Наименование учреждения: ГБДОУ №31.

Место проживания: г. Санкт-Петербург.

Дата: 15 января 2021 год.

В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движения рук и ног.  

         Музыка влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, (подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

         Возбуждающе громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах), побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

         Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.  Наиболее благотворно на детскую психику влияет классическая музыка

Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего от качества используемого репертуара, т. е. от содержания музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего - классика и народная музыка.

Классико - образцовые классические произведения, золотой фонд национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов, главным образом, прошлого времени. Классическая музыка гармонически сочетает в себе правдивое и эмоциональное содержание с совершенством формы, величайшее мастерство - с простотой и доступностью. Знакомство детей с зарубежной классической музыкой нужно начинать с произведений  И.С. Баха, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На танцевальную музыку они реагируют непроизвольными движениями, так же хорошо воспринимают и народную музыку, с теми же эмоциями.

В музыкальную программу целесообразно включить наиболее известные из произведений Баха, которые доступны для восприятия детьми дошкольного возраста. Специально для детей написаны его музыкальные миниатюры из нотной тетради Анны Магдалины Бах.

Дошкольники должны быть знакомы и с творчеством выдающегося итальянского композитора Антонио Вивальди, на произведениях которого учились Бах и Гендель. Его концерт "Пастушка" доступен для восприятия детьми 4-6 лет, а знакомство с замечательным циклом "Времена года" можно начинать уже с 6 лет. Так же необходимо познакомить детей с творчеством основоположника венской классической школы Йозефа Гайдна, который оставил после себя громадное музыкальное наследие. Он является автором более ста симфоний, самые известные из которых вполне доступны для восприятия детьми 5-7 лет. С некоторыми менуэтами Гайдна можно познакомить детей уже с трех лет, а его ''Детская симфония" доступна для слушания детьми с 5 лет.

Как можно раньше детей нужно знакомить с музыкой гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Его замечательные мелодии близки и понятны детям Можно обратить внимание детей, что Моцарт был большим любителем танцев и оставил нам великое множество танцевальных пьес различного характера. Эти пьесы доступны для восприятия детьми уже в 3 - 4 года. Детей 5 - 7 лег необходимо познакомить с популярными музыкальными произведениями В.А. Моцарта крупных форм - "Маленькой ночной серенадой", симфонией № 40 (1 часть), сонатой для фортепиано № 15 (1 часть) и фрагментами из оперы "Волшебная флейта".

         Величайший немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен,  творчество которого по праву занимает достойное место рядом с именами таких титанов, как Шекспир, Рембрандт и Толстой. Этот композитор должен прочно войти в сознание детей как одно из величайших явлений мировой культуры, поэтому с его музыкой нужно знакомить детей как можно раньше.  Композитор написал значительное число произведений для детей. В числе их песенка "Сурок". Дети способны понять, осмыслить и почувствовать самое глубокое и важное в его творчестве, которое не всегда доступно даже восприятию взрослых. Именно поэтому детям, наряду с малыми формами, можно уже в 6-7 лет дать послушать "Лунную" (1 часть) и ''Патетическую" (1 часть) сонаты Бетховена. 

Следует также обратить детское внимание на творчество выдающихся представителей романтизма в музыке XIX столетия - Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена и Ф. Листа. Детей необходимо познакомить с наиболее популярными вокальными миниатюрами Франца Шуберта из цикла "Прекрасная мельничиха". 

Выдающийся норвежский композитор Эдвард Григ оказал большое влияние не только на скандинавских авторов, но и на европейскую музыку в целом. В его творчестве нашли отражение типичные черты норвежского музыкального фольклора, которые представлены в замечательной симфонической сюите к драме Ибсена "Пер Гюнт".

Знакомство детей с музыкой русских классиков  М.И. Глинки и П. И. Чайковского, А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакова .

Как можно раньше детей нужно познакомить с творчеством основоположника русской классической музыки - Михаила Ивановича Глинки. С его  песней "Жаворонок" и "Попутной песней", так же  нужно познакомить с фрагментами из оперы "Руслан и Людмила". При  слушании "Камаринской" педагог должен обратить внимание детей, что в основу этого произведения положены две народные песни, много раз слышанные Глинкой.

Творчество одного из выдающихся представителей мирового музыкального искусства Петра Ильича Чайковского должно быть обязательно представлено детям дошкольного возраста. Его "Детский альбом" - настольная книга для слушания музыки детьми. Он был создан под впечатлением шумановского "Альбома для юношества". Пьесы его доступны для исполнения самими маленькими детьми, они ярки и разнообразны. Уже в 3-4 года детей можно познакомить с "Болезнью куклы", а в 4-5 лет с "Маршем деревянных солдатиков". В этом возрасте любимая игрушка девочек - кукла, которую они ''кормят, одевают, укладывают спать". Им очень близка пьеса "Болезнь куклы". Мальчики любят играть в солдатики, и им по душе будет "Марш деревянных солдатиков". Слушать пьесы из "Детского альбома" рекомендуется, сгруппировав их по циклам. В 4-5 лет можно предложить для слушания песни из "Детского альбома" (старинная французская, немецкая, итальянская, неаполитанская), затем - танцы (вальс, полька, мазурка). В 6-8 лет следует познакомить детей с пьесами из "Детского альбома", которые требуют развернутой беседы с ними по поводу прослушанной музыки. Это пьесы "Утреннее размышление", "Мама", "Нянина сказка", "Баба Яга", "Сладкая греза" и др. Прекрасным материалом для слушания музыки являются фрагменты из балетов П.И. Чайковского "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", которые доступны детям, начиная с 4-х лет. В 5-7 лет детей уже можно знакомить с фрагментами оперы "Евгений Онегин" и фортепианным циклом "Времена года".

Важно также познакомить детей с произведениями корифея русской оперной музыки - Николая Андреевича Римского-Корсакова. Жанр оперы занимает основное место в творчестве этого композитора. Прекрасный музыкальный материал по слушанию музыки содержит опера Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" ("Три чуда", ария царевны-лебеди, полет шмеля), опера «Снегурочка», «Садко».

Имя Сергея Васильевича Рахманинова занимает одно из первых мест в истории русской музыкальной культуры. Дети любят популярную "Итальянскую польку" Рахманинова, которая доступна им уже с 4-х лет. В возрасте 6-8 лет детей уже можно знакомить с одним из лучших произведений Рахманинова - "Вторым фортепианным концертом". 

Также важно ознакомить детей с музыкальными произведениями современных композиторов СНГ (XX в). Начало XX века в культурной жизни России отмечается большой интенсивностью и многообразием творческих направлений. Значительное место в музыкальной жизни того времени занимали "вечера современной музыки", которые группировали вокруг себя талантливых музыкантов, увлеченных поисками новых путей в развитии музыкального искусства.

Одним из выдающихся композиторов XX века является Сергей Сергеевич Прокофьев. В его музыке много оригинального и самобытного. Немало музыкальных произведений написано им специально для детей. Среди них цикл фортепианных пьес "Детская музыка" и симфоническая сказка "Петя и волк". В последнем произведении дети знакомятся в остроумной и живой образной форме с различными музыкальными инструментами. Одним из выдающихся произведений Прокофьева является "Классическая симфония". Изысканно грациозный "Гавот" из "Классической симфонии" доступен для восприятия детьми 4-5 лет. В более позднем возрасте следует познакомить детей с фрагментами из балетов Прокофьева "Золушка" и "Ромео и Джульетта".

Всесторонне одаренный композитор и музыкант Самуил Моисеевич Майкапар известен как автор фортепианных пьес для детей и юношества. Большую популярность завоевал цикл миниатюр "Бирюльки". С отдельными пьесами из этого цикла можно знакомить детей уже с 3-х лет.

Выдающийся композитор Анатолий Николаевич Александров написал немало произведений для детей. Замечательная детская музыка композитора веет оптимизмом и солнечной улыбкой. Одна из его чудесных детских пьес - "Новогодняя полька", которая вполне доступна для восприятия детьми 3-4 лет.

Замечательно творчество композитора Исаака Осиповича Дунаевского, который является классиком советской песни. Его произведения вошли в сокровищницу музыкального искусства. Большую известность Дунаевский получил за музыку ко многим кинофильмам. С этой музыкой можно знакомить детей, начиная с 5-летнего возраста. Любимым для детей стал "Марш" из кинофильма "Веселые ребята". Жизнерадостна и оптимистична егозыка к кинофильму "Цирк" ("Песня о Родине", "Колыбельная", "Марш", "Лунный вальс"), а "Увертюра" из фильма "Дети капитана Гранта" сродни классическим образцам. Детей нужно познакомить с музыкой Дунаевского из оперетты "Вольный ветер". Произведения Дунаевского, праздничные и звонкие, задумчивые и мечтательные, утверждающие всегда радость жизни, стали любимыми детьми всех возрастов.

С произведениями композитора XX века Арама Ильича Хачатуряна можно знакомить детей уже с трех лет. Они очень любят слушать пьесы из его "Детского альбома". Прекрасным музыкальным материалом для слушания  являются фрагменты из балета  "Гаяне" и "Спартак". 

Важное место в творчестве выдающегося композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского занимает детская тема. Его произведения доступны детям, начиная с 3-летнего возраста. В 6-8 лет детей можно познакомить с первой и третьей частью "Третьего концерта для фортепиано с оркестром" и "Концертом для скрипки с оркестром". В "Третьем концерте для фортепиано" композитор использовал мелодию известной детской песни-вальса "Наш край".

Дмитрий Дмитриевич Шостакович был одним из самых выдающихся творцов музыки XX столетия. Детям адресованы "Детская тетрадь" (для начинающих музыкантов) и "Танцы кукол" (фрагменты из балетных сюит композитора). Детей 7-8 лет можно познакомить с монументальным произведением  Д. Шостаковича "Праздничная увертюра". В начале Великой Отечественной войны композитор создает свою замечательную Седьмую ("Ленинградскую") симфонию.

Для формирования хорошего музыкального вкуса ребенка очень важно создать систему развития познавательного интереса и любви к музыкальной классике, поскольку классическая музыка поистине является эталоном Красоты, Гармонии и Совершенства. Именно поэтому приобщение детей к классической музыке должно быть ведущим направлением их музыкального развития. Итак, дети дошкольного возраста имеют интуитивное чувство музыки. Это заключается в положительном реагировании ребенка на звучащую музыку уже с раннего возраста. Очень рано дети начинают воспринимать классическую музыку. Это врожденная предрасположенность к классике. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания. Обогащается музыкальный опыт, как основа эстетического восприятия окружающего мира. Применение классической музыки в работе с детьми улучшает психофизиологические характеристики мозга, вследствие чего повышается способность мозга к обучению. Классическая музыка позитивно влияет на эмоциональное, духовное и даже физическое развитие ребенка. Слушать классическую музыку полезно и необходимо.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×