При реализации ФГОС ДО перед педагогами и родителями стоит важная задача развития у детей позитивного самовосприятия и инициативы. Начиная с младшего дошкольного возраста формируется потребность в проявлении самостоятельности и инициативы. В это время важно активно помогать детям, быть не столько наставником, сколько равноправным партнёром, готовым к сотрудничеству.
Условия развития позитивного самовосприятия, социализации и инициативы ребенка в условиях ФГОС ДО.
Возрастные особенности проявления детской инициативы в 2-3 года Детская инициатива проявляется:
- в исследовательской деятельности с предметами и материалами и веществами;
- в обогащении сенсорного опыта;
- в восприятии окружающего мира. Поддержка взрослыми детской инициативы проявляется;
-в предоставлении самостоятельности во всем, что не угрожает их жизни и не представляет опасности их здоровью.
- в ненавязчивой помощи реализовывать собственные замыслы детей;
- в фиксации и одобрении даже самых минимальных успехов ребенка;
- в избегании критических замечаний результатов деятельности ребенка.
- в воздержании от осуждения и критического разбора ребенка как личности;
-в воспитании у детей привычки самостоятельно находить для себя увлекательные занятия (свободно пользоваться игрушками и пособиями);
Возрастные особенности проявления детской инициативы в 3-4 года
Преимущественной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержки детской инициативы следует:
- организовывать условия для воплощения собственных планов и замыслов каждого ребенка;
- озвучивать детям их реальные и возможные в будущем достижения;
- подмечать и предавать публичной огласке любые успехи ребенка;
- всячески поощрять самостоятельность детей и постоянно расширять ее сферу;
- оказывать помощь в поиске способов реализации собственных поставленных целевых ориентиров;
- поощрять стремление научиться делать что-нибудь и поддерживать у ребенка ощущение радости от постоянно возрастающей умелости;
- проявлять терпение и снисходительность к затруднениям ребенка;
- уважать индивидуальность каждого ребенка и позволить действовать ему в своем темпе;
-не подвергать резкой критике результаты любой деятельности детей ( ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи);
- избегать осуждения личностных качеств ребенка;
- учитывать индивидуальные особенности ребенка, стремиться найти подход к застенчивым, не решительным, конфликтным, не популярным детям;
-проявлять уважение и ценить каждого ребенка в независимости от его личных достижений, достоинств и недостатков.
Возрастные особенности проявления детской инициативы в 4- 5 лет
Преимущественными сферами проявлени
я детской инициативы являются
Познавательная деятельность;
Расширение информационного кругозора;
Игровая деятельность со сверстниками
Для поддержки детской инициативы педагогу следует:
- оказывать поддержку в стремлении детей делать собственные умозаключения, относиться к этим попыткам внимательно, с уважением;
- создать условия для осуществления возможности для детей переодеваться и наряжаться, примерять на себя разные роли ( иметь в каждой группе набор атрибутов и элементов костюмов для ряжения, технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться и танцевать под музыку);
- обеспечить детям возможность конструировать из различных материалов себе игровые зоны для сюжетных игр;
- при острой необходимость осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но ни в коем случае не допускать критики его личности, его качеств;
-не допускать диктата, навязывания в выборе деятельности (сюжеты игр);
-непременно участвовать в играх детей по их приглашению ( или при их добровольном согласии), в качестве партнера, равноправного участника, но не лидера игры;
- привлекать детей к оформлению группы к мероприятиям.
Возрастные особенности проявления детской инициативы в 5-6 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является:
Внеситуативно
-личностное общение с взрослыми и сверстниками;
Информационно познавательная инициатива.
Действия педагога для поддержки детской инициативы:
-создает в группе положительный психологический климат, проявляет любовь и заботу ко всем детям в равной мере, выражает радость при встрече, использует ласку и доброе слово для выражения своего отношения к ребенку;
- с уважением относится к индивидуальным вкусам и привычкам детей;
- одобряет желание детей создавать что-либо по собственному замыслу, обращает внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (родителям, друзьям и т.п.) - - создает условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
Возрастные особенности проявления детской инициативы в 5-6 лет
Первенствующей сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является:
Активное обучение;
Расширение сфер собственной компетенции в различных областях практической предметности и орудийной деятельности;
Информационная познавательная деятельность.
Действия педагога для поддержки детской инициативы:
- вводит адекватную оценку результатам деятельности ребенка, с одновременным признанием приложенных ребенком усилий и определением и разъяснением возможных путей и способов усовершенствования результата деятельности;
- сдержанно реагирует на неудачи ребенка, предлагает и совместно обсуждает несколько вариантов исправления работы (повторное исполнение спустя некоторое время, спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей);
- организовывает ситуации, которые позволяют ребенку реализовывать свою компетенцию, позволяющую приобрести уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращается к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения, с целью стимулирования сверстников , добиваться таких же результатов;
- поддерживает у детей чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- создает условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей, учитывая их интересы и запросы, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
-помогает решать проблемы при организации игр, исключительно при острой необходимости;
Инициатива приветствуется
При реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед воспитателями и родителями стоит задача развития у детей творческой инициативы, которая проявляется в способности детей преобразовывать различные материалы в соответствии с целью-замыслом. Проявление у детей инициативы как целеполагания и волевого усилия означает, что дети занимаются продуктивной деятельностью (рисуют, лепят, конструируют) не под давлением со стороны взрослых, подчиняясь их требованиям, а добровольно включаются в процесс деятельности, имея конкретное намерение-цель «Хочу рисовать, лепить», добиваясь при этом результата. Именно младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для воспитания у детей потребности в проявлении самостоятельности и инициативы:
- дети 3-4 лет по своей природе активны, они всем интересуются и хотят действовать;
- дети младшего дошкольного возраста начинают заниматься продуктивной деятельностью впервые, что вызывает положительное эмоциональное отношение к этому;
- к трем годам общее развитие детей позволяет привлекать их к активному участию в выполнении многих посильных для них самостоятельных действий в продуктивной деятельности. Как не упустить имеющиеся возможности? С чего начать эту большую и многоплановую работу?
Особенности партнерской деятельности. Мотивированность детей к деятельности, их активность значительно выше при использовании воспитателем не позиции учителя, а позиции равноправного партнера, готового к сотрудничеству. У детей, которые непринужденно действуют рядом с взрослым-партнером, возникает ситуация двойной мотивации. С одной стороны, реализовано стремление находиться и действовать рядом с взрослым: делать то, что делает он, подражать ему в этом. С другой стороны - при совместной партнерской деятельности взрослый не принуждает детей к выполнению определенного задания, не контролирует результат, и они могут делать то, что им интересно. Занятия в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми не являются самоцелью. На этих занятиях воспитателями должны решаться образовательные задачи самого широкого плана: от позитивного отношения детей к процессу создания изображения и знакомства с изобразительными материалами до овладения основными культурными способами действий с ними, формирования и совершенствования изобразительных умений и навыков и использования средств выразительности при создании образов. Следовательно, детей надо многому научить, но в то же время сохранить возможность проявления ими инициативы. Для решения этой задачи в продуктивной деятельности должны использоваться разные типы работ:
1. Работа незавершенными продуктами. Данная работа не требует от детей особого напряжения, но зато открывает перспективу проявления инициативы. Н-р на голове снеговика можно нарисовать шапочку, красивую новогоднюю елочку украсить игрушками по своему выбору и вкусу. Для решения этой задачи в лепке уже имеются специально разработанные наборы «Мир воображения», «Планета динозавров», «Мой цветочный садик», компании Artberry. Созданный продукт позволяет детям в полной мере насладиться полученным результатом, испытать чувство удовлетворения. Появляется потребность действовать, а вслед за этим – инициатива как целеполагание и волевое усилие, потому что ребенок не по принуждению со стороны взрослого, а сам захотел сделать что-то.
2. По словесному описанию. Важно понимать, что работа с детьми с использованием формы представленности цели по словесному описанию «сработает» на проявление инициативы только в том случае, если при реализации предложенного детям содержания у них будет присутствовать графический или пластический опыт. Н-р: при обучении детей изображению предметов прямоугольной формы работу по образцу лучше начать с действий детей с готовыми формами. Для этого детей можно привлечь к изготовлению гирлянды из флажков для украшения группы. В дальнейшем работа по словесному описанию может включать различные варианты передачи детьми в рисовании прямоугольной формы в зависимости от их подготовленности при проведении предыдущей работы и индивидуальных особенностей.
3. Работа в мастерской.
1) Занятия продуктивной деятельностью обозначаются для детей как «работа в мастерской», и для их проведения в группе выделяется специальное хорошо освещенное место.
2) До начала проведения работы в форме мастерской воспитатель договаривается с детьми о правилах поведения.
3) Привлекая детей к работе в мастерской, воспитатель не принуждает их к участию в работе. Он обращает внимание на подготовленные материалы и очень кратко убедительно заинтересовывает детей тем, что намерен сделать вместе с ними.
4) Работая в мастерской, воспитательль действует наравне с детьми, объясняя свои намерения и комментируя последовательность проведения работы.
5) Воспитательль регулирует время проведения работы в мастерской, не допуская переутомления детей.
Данные типы работ развивают творческую активность у дошкольников, формируют положительную самооценку детей, способствуют развитию инициативы и успешной социализации детей.