Статья посвящена поиску путей эффективного формирования творческих сил ребёнка через обогащение его духовного мира.
Одной из самых главных задач, которые решают занятия музыкального кружка - научить детей петь. Ну, а связь занятий с уроками литературы, истории, изобразительного искусства и более широко - с той жизнью, которой живёт ученик и в школе, и вне её, - значительно расширяет у детей представление о месте музыкального искусства в жизни общества. на занятиях я стараюсь у учащихся навыки восприятия музыки, их музыкальные , сформировать музыкальные и вкусы. Это достигается в результате определённого учащихся, их мысли, воображения, , внимания. Даже преодоления трудностей при песни восприниматься ими как путь к цели: почему такой характер нужен в куплете, такая динамика, темп.
Ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения, из объекта воздействия превращается в субъект.
И. Н. Распопова
учитель высшей категории, г.-к. Железноводск, МБОУ Иноземцевская средняя общеобразовательная школа №4 им. А. М. Клинового
Аннотация: Статья посвящена поиску путей эффективного формирования творческих сил ребёнка через обогащение его духовного мира.
Одной из самых главных задач, которые решают занятия музыкального кружка - научить детей петь. Ну, а связь занятий с уроками литературы, истории, изобразительного искусства и более широко - с той жизнью, которой живёт ученик и в школе, и вне её, - значительно расширяет у детей представление о месте музыкального искусства в жизни общества. HYPER13eq ПоэтомудуховныйHYPER15 на занятиях я стараюсь HYPER13eq входит воспитатьжизньHYPER15 у учащихся навыки HYPER13eq должен эстетическогоHYPER15 восприятия музыки, HYPER13eq прежде развитьменяHYPER15 их музыкальные HYPER13eq способностипривлекаютHYPER15, сформировать музыкальные HYPER13eq жизнь интересывыходитьHYPER15 и вкусы. Это достигается HYPER13eq придавая лишьHYPER15 в результате определённого HYPER13eq именно трудасложныхHYPER15 учащихся, HYPER13eq деятельностираскрывающихHYPER15 их мысли, воображения, HYPER13eq процесс воливидовHYPER15, внимания. Даже HYPER13eq иначе процессHYPER15 преодоления трудностей при HYPER13eq прохождение разучиванииоказHYPER15 песни HYPER13eq долженэмоциональногоHYPER15 восприниматься ими как путь к HYPER13eq постепенно определённойособенноHYPER15 цели: почему HYPER13eq музыкальному именноHYPER15 такой характер HYPER13eq активной звукамузыкальномуHYPER15 нужен в HYPER13eq данномчтобыHYPER15 куплете, такая HYPER13eq музыкальных динамикавходитHYPER15, темп.
…HYPER13eq СокровищасокровищаHYPER15 музыки неисчерпаемы,и так же HYPER13eq постоянно неисчерпаемывоспитанникиHYPER15 её возможности в будущем.HYPER13eq основании БлагодаряHYPER15 музыке вы найдёте в HYPER13eq маслов себеиначеHYPER15 новые,HYPER13eq неведомыедолженHYPER15 вам прежде силы.
Д. Д. HYPER13eq которые ШостаковичсокровищаHYPER15
Мечта учителя – HYPER13eq раскрывающих привитьHYPER15 людям любовь к HYPER13eq которой музыкепривлекаютHYPER15 с детства - в HYPER13eq семьеособенноHYPER15, в школе. Тот, кто получил HYPER13eq содержательнее основывыходитьHYPER15 музыкального воспитания в HYPER13eq оценивать детскиеHYPER15 годы, остаётся на всю HYPER13eq способствует жизньинтересующейHYPER15 другом HYPER13eq музыкитолькоHYPER15.
Творческое начало, как HYPER13eq получил способностьосуществляюHYPER15 ребенка создавать свое, HYPER13eq активной новоеHYPER15, оригинальное, лучшее, HYPER13eq одна формируетсяпреждеHYPER15 наиболее HYPER13eq активноздесьHYPER15, когда музыкальная HYPER13eq шостакович деятельностьмузыкальныхHYPER15 из "внешнего предмета" HYPER13eq педагогическом творчестваHYPER15 переходит во внутреннее HYPER13eq получил состояниемузыкальныхHYPER15 и становится HYPER13eq проявлениемрезультатеHYPER15 детского Я. Важно, HYPER13eq одновременного чтобынеисчерпаемыHYPER15 ребенок "выплёHYPER13eq необходимого скивалHYPER15" свое состояние, "HYPER13eq услышанной проживалздесьHYPER15" свое HYPER13eq настроениебудетHYPER15 в музыке, а не просто выполнял HYPER13eq оказ техническоеспособствуетHYPER15 задание учителя.Музыка HYPER13eq услышанной постепенноHYPER15 должна стать состоянием его HYPER13eq музыкальной душиоцениватьHYPER15.
На творческий HYPER13eq поисквыходитьHYPER15 путей реализации HYPER13eq музыкальных этойсвоихHYPER15 задачи меня HYPER13eq сущность побуждаютHYPER15 сами ребята. HYPER13eq меня КрометолькоHYPER15 того, HYPER13eq бесстрашиеособенноHYPER15 рисковать, пробуя HYPER13eq музыкальных новыенужноHYPER15 приемы. Не раз замечала, что HYPER13eq здесь постепенноHYPER15 накапливая и сопоставляя HYPER13eq раскрывающих своипедагогическомHYPER15 впечатления, HYPER13eq музыкально-слуховыенеобходимогоHYPER15 представления, ребёнок HYPER13eq привлекают расцветаетсодержаниеHYPER15 в своих творческих HYPER13eq оценивать проявленияхHYPER15, как внезапно раскрывается HYPER13eq постоянно цветоккоторойHYPER15, наполняя мир HYPER13eq светоминачеHYPER15 и добром.
Одна из HYPER13eq состоянием важныхдажеHYPER15 задач, которые HYPER13eq этим решаютHYPER15 занятия музыкального HYPER13eq должен кружкапесенHYPER15 - научить HYPER13eq детейжизниHYPER15 петь.
Почему же эта HYPER13eq стремится проблемазанятийHYPER15 на протяжении многих лет HYPER13eq результате остаётсяHYPER15 актуальной? Очевидно, HYPER13eq значительно преждемузыкальныхHYPER15 всего HYPER13eq потомудажеHYPER15, что коллективная форма HYPER13eq которой певческогомузыкальномуHYPER15 исполнительства обладает HYPER13eq исполнении огромнымиHYPER15 возможностями. Это и развитие HYPER13eq постоянно музыкальныхвходитHYPER15 способностей, и HYPER13eq формированиепринципHYPER15 вокально-хоровых навыков, HYPER13eq музыкальных подготовканеобходимогоHYPER15 подлинных ценителей HYPER13eq эмоционального музыкиHYPER15 и воспитание лучших HYPER13eq является человеческихмузыкальныеHYPER15 качеств. HYPER13eq ХоровоенеисчерпаемыHYPER15 пение активно HYPER13eq музыкальных вовлекаетрасширенияHYPER15 поющих школьников в HYPER13eq деть творческийHYPER15 процесс. Поэтому в HYPER13eq именно общеобразовательнойчтобыHYPER15 школе оно HYPER13eq рассматриваетсявыполнялHYPER15 как чрезвычайно действенное HYPER13eq способствует средствосокровищаHYPER15, способствующее воспитанию HYPER13eq детей вкусовHYPER15 учащихся, повышению их HYPER13eq сущность общейформируетсяHYPER15 музыкальной HYPER13eq культурыдуховныйHYPER15, проникновению песни в быт. HYPER13eq почувствовали БолеемузыкальномуHYPER15 того, знакомство в HYPER13eq прохождение активнойHYPER15 исполнительской практике с HYPER13eq действенное выразительнойрасширенияHYPER15 сущностью HYPER13eq основныхстремитсяHYPER15 элементов музыкальной HYPER13eq постепенно речисущностьHYPER15 способствует и более HYPER13eq данный активномуHYPER15 формированию навыков её HYPER13eq постепенно восприятияспособствуетHYPER15, глубокому HYPER13eq проникновениюименноHYPER15 в содержание музыкальных HYPER13eq сущность произведенийпридаваяHYPER15.
Пение, как музыкальное HYPER13eq расширения занятиеHYPER15, - писал известный HYPER13eq расширения педагогформируетсяHYPER15 А. И. Пузыревский, - HYPER13eq способствуетдушевнойHYPER15 всестороннему развитию HYPER13eq способствует музыкальностиактивнойHYPER15, которая есть HYPER13eq действенное совокупностьHYPER15 всех способностей и HYPER13eq способностей уменийдетьHYPER15, необходимых для HYPER13eq воспроизведенияпостепенноHYPER15 и понимания музыкальных HYPER13eq состоянием образцоввоздействоватьHYPER15 и для восприятия эстетического HYPER13eq интересующей влиянияHYPER15 музыки…
Пение HYPER13eq способствует песенпочувствовалиHYPER15, и песен HYPER13eq интересныхлишьHYPER15 для детей, в своей HYPER13eq одна работевходитHYPER15 ставлю на первый HYPER13eq жизни планHYPER15, как самый важный HYPER13eq отбор залогмузыкальныхHYPER15 развития HYPER13eq музыкальногоактивнойHYPER15 вкуса и любви к HYPER13eq постепенно музыкенаучитьHYPER15.
Но, придавая важное HYPER13eq здесь значениеHYPER15 единой целенаправленности всех HYPER13eq нужно видовзначительноHYPER15 деятельности и HYPER13eq отборучтобыHYPER15 репертуара, нельзя HYPER13eq получил думатьразвитиеHYPER15, что этим уже вполне HYPER13eq активной будутHYPER15 решены все задачи. HYPER13eq раскрывающих ДажесокровищаHYPER15 самые HYPER13eq замечательныенужноHYPER15 произведения могут HYPER13eq содержательнее оказатьсявоспитанникиHYPER15 непонятыми должным HYPER13eq духовный образомHYPER15, а, следовательно, не оказать и HYPER13eq пении желаемогосовременнымHYPER15 воспитывающего HYPER13eq влияниязанятийHYPER15, если ум и сердце HYPER13eq сложных школьниковпостепенноHYPER15 к ним не подготовлены.
Поэтому на своих HYPER13eq музыкальной занятияхHYPER15 я стараюсь HYPER13eq шостакович воспитатьжизньHYPER15 у учащихся навыки HYPER13eq эстетическогоявляетсяHYPER15 восприятия музыки, HYPER13eq услышанной развитьдушевнойHYPER15 их музыкальные способности, HYPER13eq эмоционального сформироватьHYPER15 музыкальные интересы и HYPER13eq способностей вкусысодержательнееHYPER15. А это достигается HYPER13eq лишьодновременногоHYPER15 в результате определённого HYPER13eq нужно трудаисполненииHYPER15 учащихся, деятельности их HYPER13eq придавая мыслиHYPER15, воображения, воли, HYPER13eq содержательнее вниманияоказатьHYPER15. И здесь HYPER13eq заключенаактивнойHYPER15 одна из важнейших HYPER13eq эмоционального задачдолженHYPER15: дети HYPER13eq расширения обязаныHYPER15 трудиться, чтобы HYPER13eq которой испытыватьразвитиеHYPER15 радость от HYPER13eq выполненногомузыкальныеHYPER15 задания. Но труд HYPER13eq пении этоттворческийHYPER15 не должен превращаться в HYPER13eq деть скучнуюHYPER15 повинность.
Обязательное HYPER13eq поэтому условиеспособностьHYPER15 труда на HYPER13eq музыкальныхкоторойHYPER15 занятиях - его эстетическая HYPER13eq значительно окрашенностьстремитсяHYPER15, наличие у детей HYPER13eq привить эмоциональнойHYPER15 заинтересованности. Сегодня, как HYPER13eq интересующей никогдапридаваяHYPER15, можно HYPER13eq говоритьвсегдаHYPER15 о реальном педагогическом HYPER13eq лишь результатеполучилHYPER15 применения новых HYPER13eq жизнь технологийHYPER15, взаимно интересном HYPER13eq одновременного сотрудничествеформируетсяHYPER15 учащихся и HYPER13eq учителейкоторойHYPER15. Я постоянно даю возможность HYPER13eq активной детяминачеHYPER15 высказаться о том, что они почувствовали и HYPER13eq деть понялиHYPER15, чем же их обогатило прошедшее HYPER13eq воспитанники занятиечтобыHYPER15, что нового они HYPER13eq узналиполучилHYPER15, чему научились и что HYPER13eq самый нужномузыкальныхHYPER15 ещё, чтобы узнать HYPER13eq музыкальные большеHYPER15, выполнить задание HYPER13eq отбор лучшесокровищаHYPER15, ярче, HYPER13eq интереснееспособствуетHYPER15. Иначе говоря, не HYPER13eq придавая тольконужноHYPER15 тренирую детей в HYPER13eq сочинении приобретенииHYPER15 ими каких-либо навыков, но и HYPER13eq прохождение осуществляюпенииHYPER15 принцип HYPER13eq воспитывающегоданныйHYPER15 обучения, принцип HYPER13eq способностей единствапенииHYPER15 художественного и технического, HYPER13eq активной эмоциональногоHYPER15 и сознательного. Даже в HYPER13eq постепенно самомэстетическHYPER15 простом HYPER13eq распеваниисущностьHYPER15, добиваюсь, например, HYPER13eq музыкальных одновременногомузыкальныхHYPER15 начала и окончания HYPER13eq содержательнее пенияHYPER15, чистого интонирования, HYPER13eq осуществляю расширенияданныйHYPER15 диапазона. ВHYPER13eq местесодержаниеHYPER15 с тем постоянно воспитываю в HYPER13eq которой детяхраскрывающихHYPER15 чувство прекрасного, HYPER13eq песен пониманиеHYPER15 того, что в пении не HYPER13eq которые должноактивнойHYPER15 быть ни HYPER13eq одногочтобыHYPER15 некрасивого, пустого HYPER13eq постепенно звукапостепенноHYPER15, учу их оценивать качество HYPER13eq принцип звучанияHYPER15.
Осуществление вышеназванных HYPER13eq эмоционального принциповактивнойHYPER15, по моему HYPER13eq мнениюлишьHYPER15, особенно необходимо при HYPER13eq видов разучиванииурокамиHYPER15 песен. Их первый пHYPER13eq именно оказHYPER15 должен вызывать у HYPER13eq которой детейоцениватьHYPER15 чувство HYPER13eq эстетическпочувствовалиHYPER15ого наслаждения. А процесс HYPER13eq нужно преодоленияиначеHYPER15 трудностей при дальнейшем HYPER13eq особенно разучиванииHYPER15 должен восприниматься HYPER13eq состоянием детьвовлекаетHYPER15ми как путь к HYPER13eq определённойэстетическHYPER15 цели: почему HYPER13eq эстетическ именновыполнялHYPER15 такой характер HYPER13eq поэтому звукаHYPER15 нужен в данном HYPER13eq даже куплетепесенHYPER15, такая HYPER13eq динамикавыполнялHYPER15, темп. И чем содержательнее HYPER13eq нового песнякоторойHYPER15, тем больше возможностей для HYPER13eq сокровища эстетическогоHYPER15 воспитания она даёт. HYPER13eq переходит ДажеразвитиеHYPER15 самая HYPER13eq простаянеисчерпаемыHYPER15 песенка обладает HYPER13eq исполнении способностьювоздействоватьHYPER15 воздействовать на ребёнка, HYPER13eq сочинении еслиHYPER15 учитель постоянно HYPER13eq оценивать помнитпривитьHYPER15 об этом и HYPER13eq стремитсявоспитанникиHYPER15 к этому.
Д. И. Писарев HYPER13eq необходимого сказалпостепенноHYPER15: Нужно прежде HYPER13eq даже всегоHYPER15 не учить искусству, а HYPER13eq деть пробудитьпедагогическомHYPER15 в ребёнке HYPER13eq способностьпрохождениеHYPER15 наслаждаться изящным. HYPER13eq оказать НаслаждениесодержательнееHYPER15 это будет сначала HYPER13eq педагогическом инстинктивноеHYPER15, безотчётное, но лишь бы это HYPER13eq меня быловоздействоватьHYPER15 действительное, HYPER13eq непритворноеменяHYPER15, хотя и не осознанное HYPER13eq уроками наслаждениесовременнымHYPER15: оно облагородит и принесёт HYPER13eq воздействующих своюHYPER15 пользу…
Каким HYPER13eq жизни современнымвыполнялHYPER15 предупреждением HYPER13eq звучатпривлекаютHYPER15 эти слова для педагогов, HYPER13eq одна увлекающихсяпостепенноHYPER15 исполнением детьми HYPER13eq чтобы сложныхHYPER15 произведений и мало HYPER13eq душевной думающихпринципHYPER15 об эстетически-воспитательном HYPER13eq значениижизньHYPER15 проводимой работы.
На HYPER13eq даже музыкальныхвовлекаетHYPER15 занятиях я постоянно HYPER13eq эмоционального учитываюHYPER15 знания и навыки, HYPER13eq оказ которыенужноHYPER15 мои воспитанники HYPER13eq получаютактивнойHYPER15 на других уроках. HYPER13eq эмоционального СвязьсамыйHYPER15 занятий с уроками HYPER13eq которой литературыHYPER15, истории, изобразительного HYPER13eq будет искусствавовлекаетHYPER15 и более HYPER13eq широкомузыкальныхHYPER15 - с той жизнью, которой HYPER13eq исполнении живётчтобыHYPER15 ученик и в школе, и вне её - HYPER13eq современным значительноHYPER15 расширяет у детей HYPER13eq сердце представлениеспособствуетHYPER15 о месте HYPER13eq музыкальногокоторыеHYPER15 искусства в жизни HYPER13eq современным обществасамыйHYPER15. Меня постоянно HYPER13eq прежде интересуетHYPER15 то, что слушают мои воспитанники за HYPER13eq интересующей пределамиздесьHYPER15 школы, что HYPER13eq кажетсярасширенияHYPER15 им особенно привлекательным, что HYPER13eq содержание входитмузыкиHYPER15 в их жизнь в виде HYPER13eq эмоционального запомнившейсяHYPER15 песенки, услышанной HYPER13eq одна инструментальнойсердцеHYPER15 композиции и т. д.
HYPER13eq ЗнаяактивнойHYPER15 характер музыкальных HYPER13eq содержание влиянийотборHYPER15, воздействующих на учащихся HYPER13eq входит помимоHYPER15 занятий, понимая, чем HYPER13eq постоянно именносущностьHYPER15 данные HYPER13eq произведениявовлекаетHYPER15 привлекают школьников, HYPER13eq произведения выстраиваювыходитьHYPER15 цикл занятий так, HYPER13eq воспитанники чтобыHYPER15 постепенно и последовательно HYPER13eq постоянно проводитьнужноHYPER15 свою HYPER13eq линиюмузыкальныхHYPER15, увлекая детей HYPER13eq детей художественно-ценныммасловHYPER15 репертуаром. Иначе HYPER13eq почувствовали можетHYPER15 случиться так, что результаты HYPER13eq видов работыпостепенноHYPER15 педагога не HYPER13eq будуттворческийHYPER15 выходить за пределы HYPER13eq жизнь классабудетHYPER15, а вся музыка в представлении HYPER13eq душевной детейHYPER15 будет делиться на HYPER13eq воздействующих учебнуювовлекаетHYPER15, и уже поэтому HYPER13eq малопривлекательнуюурокамиHYPER15, и модную, интересную, о HYPER13eq маслов которойжизниHYPER15 в классе не принято HYPER13eq которой говоритьHYPER15, т. к. учитель всегда HYPER13eq раскрывающих резкоспособствуетHYPER15 её критикует.
HYPER13eq СвязьлишьHYPER15 с жизнью применительно к HYPER13eq чтобы музыкальномусамыйHYPER15 воспитанию требует HYPER13eq данный знанияHYPER15 современной музыкальной HYPER13eq будет жизниоцениватьHYPER15, её положительных и HYPER13eq отрицательныхпреждеHYPER15 сторон. Конечно, это не HYPER13eq осознанное означаетчтобыHYPER15, что в основе занятий не HYPER13eq именно должноHYPER15 лежать выполнение HYPER13eq почувствовали определённойотборHYPER15 школьной HYPER13eq программыпостоянноHYPER15. Но само прохождение HYPER13eq данный программытворческийHYPER15 не следует проводить как бы HYPER13eq осознанное внеHYPER15 времени и пространства, HYPER13eq является нужнопедагогическомHYPER15 постоянно HYPER13eq опиратьсяэмоциональногоHYPER15 на положительное, что есть в HYPER13eq неведомые окружающейдуховныйHYPER15 жизни, интересующей HYPER13eq должен учащихсяHYPER15.
Развитие творческой HYPER13eq произведения активностипривитьHYPER15 детей HYPER13eq являетсяособенноHYPER15 необходимым условием HYPER13eq именно удачнойосуществляюHYPER15 работы кружка HYPER13eq выходить дополнительногоHYPER15 образования. А. Л. Маслов HYPER13eq неисчерпаемы пишетстремитсяHYPER15: Современная HYPER13eq наукадейственноеHYPER15 пришла к выводу, что HYPER13eq здесь основаоказатьHYPER15, сущность душевной HYPER13eq расширения жизниHYPER15 ребёнка заключается в HYPER13eq получил движениичтобыHYPER15, что только при HYPER13eq помощипридаваяHYPER15 активной деятельности HYPER13eq этим возможновоздействоватьHYPER15 зарождение мыслей и HYPER13eq произведения возможнаHYPER15 работа фантазии как HYPER13eq способствует необходимогоосознанноеHYPER15 результата HYPER13eq правильносердцеHYPER15 организованной мысли. HYPER13eq состоянием АктивностьстремитсяHYPER15 – есть творчество, HYPER13eq иначе следовательноHYPER15, духовный рост HYPER13eq педагогическом человекакоторойHYPER15 также HYPER13eq естьшостаковичHYPER15 творчество… Творчество HYPER13eq сокровища должноименноHYPER15 лежать в основании HYPER13eq способствует всейHYPER15 созидательной деятельности. HYPER13eq самый ТворческаянеобходимогоHYPER15 деятельность HYPER13eq можетпроизведенияHYPER15 проявиться:
в исполнении HYPER13eq действенное заученныхневедомыеHYPER15 песен на свой лад;
в HYPER13eq действенное сочиненииHYPER15 мелодий на данный HYPER13eq результате текствыходитьHYPER15;
в сочинении HYPER13eq подголосковмузыкеHYPER15, окончаний фраз;
в HYPER13eq результате сочинениивоздействоватьHYPER15 ритмического сопровождения…
Так в чём же HYPER13eq привлекают заключаетсяHYPER15 сущность музыкального HYPER13eq воздействующих воспитаниямузыкеHYPER15 учащихся?
HYPER13eq По-моемуспособностьHYPER15, она заключается в том, чтобы HYPER13eq основании научитьнужноHYPER15 понимать специфику HYPER13eq принцип музыкальногоHYPER15 искусства, музыкально-образного HYPER13eq этим языкаоцениватьHYPER15, музыкально-выразительных HYPER13eq средствкоторойHYPER15, раскрывающих те или иные HYPER13eq меня идеииначеHYPER15, мысли, чувства, HYPER13eq способствует переживанияHYPER15, составляющие содержание HYPER13eq неисчерпаемы музыкальныхмузыкиHYPER15 произведений.
HYPER13eq ТворческаяпедагогическомHYPER15 лаборатория каждого HYPER13eq услышанной учителяоказHYPER15 по-своему уникальна. Для HYPER13eq современным меняHYPER15 сочетание традиционных и HYPER13eq значительно новыхключевыеHYPER15 приемов, HYPER13eq методоввоздействоватьHYPER15, форм обучения и HYPER13eq исполнении контроляполучилHYPER15 позволяет решать HYPER13eq педагогическом задачиHYPER15 развития и воспитHYPER13eq постепенно анияотрицательныхHYPER15 учащихся, HYPER13eq создаваяневедомыеHYPER15 на занятиях особую атмосферу спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества. Ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения, из объекта воздействия превращается в субъект.
Мои ученики не расстаются с музыкой и за школьным порогом. Ну, а для меня девизом в работе с ними стало изречение Конфуция: Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством.
Литература:
1. Маслов А.Л. Методика пения в школе. - М., 1909.
2. Никифоров Ю.С. Детский академический хор - М., 2003г.
3. И. Роганова Современный хормейстер. Сборник статей Развитие традиций. Новые тенденции. Опыт работы Москва Композитор 2013 год.
4. Струве Г. Школьный хор - М., 1981г.
5. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002.