"Дидактические игры и упражнения в развитии ЗКР детей". Автор: Садкевич Надежда Федоровна

Влияние дидактических игр и упражнений на развитие ЗКР детей дошкольного возраста


Автор: Садкевич Надежда Федоровна
Работа:

«Дидактические игры и упражнения в развитии ЗКР детей дошкольного возраста»

Важным моментом в жизни каждого ребенка является поступление в школу. Непременным условием успешного обучения ребенка в школе - это полноценная речь ребенка. Поэтому работа по воспитанию правильной речи в дошкольных образовательных учреждениях следует уделять большое внимание. Воспитание звуковой культуры речи - одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

В понятие звуковой культуры речи входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух. Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Воспитатель оказывает большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей.

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Недостатки звуковой культуры речи отрицательно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное - нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Поэтому все недостатки речи нужно устранять в дошкольном возрасте, пока они не превратились в стойкий и сложный дефект.

. О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачивоспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи».

Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа:

этап 2 - 3 года Показатели развития. Ребенок к концу года должен:

- правильно и четко произносить гласные звуки “А”, “О”, “У”, “Ы”, “И” - изолированно, в словах и фразовой речи;

- правильно и четко произносить согласные звуки “М”, “Б”, “П”, “”Т”, “Д”, “Н”, “К”, “Г”, “Х”, “Ф”, “В”, “Л”, “С”, “Ц” - изолированно, в словах и фразовой речи;

- уметь произвольно регулировать силу голоса (громко — тихо), темп речи (быстро — медленно), речевое дыхание;

- использовать выразительные средства речи — темп и ритм, паузы, разнообразные интонации;

- понимать значение терминов “звук” и “слово”.

Средняя группа (от четырех до пяти лет).

II этап - от 4 до 5 лет Ребенок к концу года должен уметь:

правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах и во фразовой речи;

различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;

делить слова на слоги;

дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;

определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);

произвольно регулировать темп, силу гол

оса, речевое дыхание.

III 

этап — от 5 до 7 лет 

понимать и использовать в речи термины “звук” и “слово”, “предложение”;

определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

различать гласные, согласные; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки;

пользоваться графическим обозначением звуков (гласные — красные, твердые согласные — синие, мягкие согласные — зеленые);

проводить звуковой анализ слов;

читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;

составлять предложение из двух, трех сло

в, анализировать его.

Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).

 

Этапы работы по ЗКР

1-й этап  подготовительный— уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель проводит игровые упражнения для развития или уточнения движений, выработки определенных положений, способствующих правильной артикуляции звуков. При этом выделяется работа над следующими разделами звуковой культуры речивоспитание четкой и правильной артикуляции, длительного, плавного ротового выдоха, развитие громкости голоса.

2-й этап  становление звука— уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

Воспитатель дает игры или игровые упражнения для уточнения произнесения изолированного звука или вызывания его по подражанию. Внимание детей фиксируется на положении органов артикуляционного аппарата при произнесении этого звука и его звучания. Используются игры для выделения данного звука из группы звуков. Этот вид работы способствует воспитанию речевого слуха, умения соизмерять громкость голоса, развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания.

3-й этап  закрепление и автоматизация звука— воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха.

Воспитатель использует различный игровой материал (в основном дидактические игры, способствующий четкому и правильному употреблению звуков в словах. Сначала даются те слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, т. е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове. Одновременно решаются задачи совершенствования фонематического слуха, дикции и произнесения слов согласно орфоэпическим нормам.

4-й этап дифференциация звуков — воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.

использует специально подобранный речевой материал: словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки. Он следит за правильным употреблением данного звука на перечисленном материалеВоспитание правильного произношения звуков в самостоятельной речи сочетается с развитием речевого слуха и речевого дыхания, с выработкой умения пользоваться умеренным темпом и интонационной выразительностью речи.

 

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра - незаменимое средство обучения детей преодоление различных затруднений в речи.

Для развития ЗКР мной был разработан ЛЭПбук «Звуки родного языка», который состоит из артикуляционной гимнастики для каждого звука «Сказка язычка», дидактических упражнений и дидактических игр для становления звуков – это чистоговорки, «Песенка жука….», «Повтори», …

Игры и упражнения для закрепления и автоматизации звука - «Назови картинку», «Загадки», «Пословицы и поговорки»….

Игры и упражнения для дифференциации звука «», «Измени слово» , «Сравни слова», «Послушай и укажи»…

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. И такими подходами является использованием ИКТ.

Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.

Техническими достоинствами являются доступность к информации, быстрота, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.

Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у детей появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Таким образом, информационные технологии облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, у детей проявляется интерес к деятельности и интерес поддерживается на протяжении всей деятельности.

Для развития ЗКР мной были разработаны игры для автоматизации звука и определения местонахождения звука в слове, игры для дифференциации звуков.

 

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x