Захарова Анна Петровна представила и обобщила свой педагогический опыт на международной онлайн-конференции проводимой на педагогическом портале «Солнечный свет» на тему «Формы и методы для развития мелкой моторики рук» (по дополнительному образованию). В своем докладе я Захарова А.П. говорила о формах и методах развития мелкой моторики рук .Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития. Прежде чем, приступить к работе, четко выработала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром. Аква-гимнастика для рук - занимательные игры в
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете МБДОУ № 10 Заведующий МБДОУ
Протокол № __ от ___.___.2019 «Детский сад № 10
г.Красноармейска»
__________ Салахова Л.Ф.
Приказ №__ от от ___.___.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Волшебные пальчики»
для дошкольников старшего возраста (5-6 лет)
Программа разработана
воспитателем
I квалификационной категории
Захаровой Анной Петровной
г. Красноармейск, Саратовская область
2019-2020 учебный год
Содержание
I . Целевой раздел……………………………………………………………………………………….3
Пояснительная записка…………………………………………………………………………
…..3
Планируемые результаты освоения Программы
…………………………………………………..5
II. Содержательный раздел ……………………………………………………………………………..5
2.1 Календарно-тематический план…………………………………………………………………… 5
2.2 Методы и формы реализации программы……………………………………………………… 10
III. Организационный раздел……………………………………………………………………….. …..11
Программное обеспечение…………………………………………………………….. 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
1Целевой раздел
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои условия: ребёнок должен быть мыслящим, самостоятельным, инициативным, ориентированным и социально-адаптированным к жизни в.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Гарантией социализации и адаптации личности ребенка в обществе и выступает развитие творческих способностей.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения. У него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. В творчестве ребенок учится и развивает особые качества ума: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Работа с разными природными и бросовыми материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Данная план – программа рассчитана на два года обучения детей в возрасте старшей подготовительной группы, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их индивидуальные физические способности, подготовленность, существующие навыки и умения.
Цель: сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, развивать умение самостоятельно создавать нечто свое, новое, используя приобретенные навыки и умения
Задачи:
Развитие сенсорных эталонов формы, величины, цвета.
Развитие у детей тактильной чувствительности, мелкой ручной моторики, эстетического вкуса.
Воспитание аккуратности;
Формирование умения доводить начатое дело до конца.
1.2.Планируемые результаты освоения Программы
Предполагаемый результат:
• научились составлять несложные композиции;
• умеют доводить начатое дело до конца;
• умеют оценивать качество готовых работ;
• используют разные средства выразительности при создании композиции (бросовый, природный материал).
• Ориентируются на листе бумаги;
• Работают самостоятельно, точно соблюдая инструкции;
• Умеют находить собственную ошибку в работе и выявляют причину неудачи;
Работа с родителями
Ознакомить родителей с задачами кружка, с планом работы;
Приглашение родителей на открытое занятие, на выставки детских работ;
II. Содержательный раздел
2.1 Календарно-тематический план
Месяц СЕНТЯБРЬ
2 НЕДЕЛЯ Вводное занятие
Дать детям представление о ручном труде, в частности аппликации, расширить знания об этом древнем виде искусства, рассказать, как с помощью аппликации и нетрадиционного рисования, другого подручного материала можно создать интересные модели.
В работе использовать фотографии, изделия прикладного искусства и применение в быту.
3 НЕДЕЛЯ
2 занятия
«Грибочки» из гороха
Формирование общей умелости руки.
Развивать сенсорные эталоны формы, цвета, величины.
Воспитывать аккуратность
4 НЕДЕЛЯ
2 занятия
«Клубничка» из гороха
Развивать эстетический вкус, совершенствовать коммуникативные навыки, умение самостоятельно ориентироваться в задании, развивать умение составлять несложные композиции из сделанного материала.
Г. Н. Давыдова «Детский дизайн»
Месяц
Неделя Содержание Задачи
ОКТЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ
«Матрешка»
(горох)
Развивать творческое воображение, воспитывать желание украсить свою матрешку красиво, аккуратно.
В работе использовать русский фольклор.
«Ежик»
(горох)
Создавать условия для положительных эмоций, совершенствовать умения работать ножницами, кистью, клеем, закреплять умения работать с бросовым материалом (горохом).
«Художественный труд в детском саду» И. А. Лыкова
2 НЕДЕЛЯ
«Рыбка» из пуговиц
Учить умению подбирать нужного размера пуговицы, располагать их на «рыбке». Воспитывать аккуратность.
«Три медведя»
(чай)
Возбудить у детей желание создать картину с применением чая.
Воспитывать трудолюбие учить доводить работу до конца.
Г. Н. Давыдова «Детский дизайн»
3 НЕДЕЛЯ
«Дерево» из кружев
Воспитывать аккуратность в работе, умение доводить дело до логического конца
«Человек из букв»
(коллективная работа)
Научить выкладывать на листе бумаги фигурку девочки.
Г. Н. Давыдова «Детский дизайн»
4 НЕДЕЛЯ
«Полосатый кот»
(путем обрыва бумаги)
Учимся создавать образ кота из бумаги путем обрыва.
«Русские березы»
(путем обрыва бумаги)
Создать картину–пейзаж путем обрыва бумаги.
«Изобразительное творчество в детском саду» И. А. Лыкова
Месяц
Неделя Содержание Задачи
НОЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ
«Солнышко»
(макароны)
В работе с макаронными изделиями соблюдать аккуратность. Учить предварительно планировать ход работы над изделием.
«Тётушка манная каша»
(манная крупа)
Учить сочинять сказку о манной каше, а затем нарисовать при помощи крупы выдуманного персонажа.
Г. Н. Давыдова «Детский дизайн»
2 НЕДЕЛЯ
«Черепаха»
(разные крупы) Развивать пальцевую моторику, творческое воображение. Учить исследовать свойства различных материалов, накапливать эмоционально-чувствительный опыт от работы с различными фактурными поверхностями.
«Аквариум» 1-часть
(макаронные изделия, камешки, ракушки)
Развивать эстетический вкус, совершенствовать умение самостоятельно ориентироваться в задании, развивать умение составлять несложные композиции из предложенного материала.
Журналы «коллекция идей»
3 НЕДЕЛЯ
«Аквариум» 2-часть
(макаронные изделия, камешки, ракушки)
Развивать творческое воображение, воспитывать желание украсить свой аквариум красиво, аккуратно.
«Волшебный цветок»
(крупы) Учить предварительно планировать ход работы над изделием, работать аккуратно, доводить дело до конца, воспитывать радостное чувство от проделанной работы.
«Художественный труд в д/с» И. А. Лыкова.
4 НЕДЕЛЯ
«Ёжик»
(вермишель)
Создавать условия для положительных эмоций, совершенствовать умения работать кистью, клеем. Закрепить умения работать с бросовым материалом (вермишелью).
«Ёлка»
(макароны)
Учить умению подбирать нужной формы и размера макароны, располагать их на «ёлке». Воспитывать аккуратность.
Журналы «коллекция идей»
Месяц
Неделя Содержание Задачи
ДЕКАБРЬ
1 НЕДЕЛЯ
«Цветы»
(ватные палочки и диски)
Учиться работать с ватными дисками и палочками. Воспитывать у детей любовь к природе. Быть заботливыми и трудолюбивыми. Развивать фантазию.
«Букет роз»
(ватные диски)
Приобщить детей к миру прекрасного. Учить в обычных дисках видеть необычное. Воспитывать интерес к работе с бросовым материалом.
Журналы «Коллекция идей».
2 НЕДЕЛЯ
«Звери»
(ватные тампоны и диски)
Учить детей делать поделки из ватных дисков и тампонов. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность.
«Смешарики»
(ватные диски)
Продолжать развивать художественный вкус, воспитывать аккуратность в работе, желание доставить радость окружающим.
3 НЕДЕЛЯ
«Снеговики»
(ватные диски)
Закреплять умение создавать коллективную поделку. Воспитывать желание принимать участие в общей работе. Добиваться хорошего результата
«Ёлка в лесу»
(ватные диски и тампоны)
Учить детей создавать композицию. Правильно складывать диски в разных направлениях. Развивать художественный вкус.
4 НЕДЕЛЯ
«Ёлочные игрушки»
(ватные диски)
Учить детей делать ёлочные игрушки из подручного материала. Развивать планирующую функцию сознания.
«Ангелочки»
(ватные диски)
Воспитывать желание трудиться. Формировать эстетические чувства. Умение проявлять творчество при изготовлении подарков.
Журналы «Коллекция идей».
Месяц
Неделя Содержание Задачи
ЯНВАРЬ
1 НЕДЕЛЯ
«Дерево»
(кружево, нитки)
Упражнять в вырезании. Развивать зрительный контроль за действием рук.
Воспитывать аккуратность в работе. Развивать фантазию.
«Собачка»1 ЗАНЯТИЕ
(вязальные нитки)
Учить находить нестандартное применение обычным ниткам.
Учить делать собачку нитками сложенными петелькой.
М. Давыдова «Объемная аппликация»
2 НЕДЕЛЯ
«Собачка»2 ЗАНЯТИЕ
(вязальные нитки)
Прививать детям аккуратность и желание делать красивую поделку. Закрепить знания и умения изготовления поделок из ниток и кружева.
«Цветы в вазе»
(нитки, кружево)
Продолжать развивать художественный вкус, учить работать с нитками. Воспитывать желание трудиться.
Журналы «Коллекция идей».
3 НЕДЕЛЯ
«Кораблик»
(непряденая шерсть, нитки)
Закрепить умение создавать композицию из ниток. Развивать художественный вкус.
«Аленький цветочек»
(непряденая шерсть, салфетки для мытья посуды)
Учить детей создавать картину, используя шерсть, нитки и салфетки для посуды, как основа картины. Развивать самостоятельность.
Г. Н. Давыдова «Детский дизайн»
Месяц
Неделя Содержание Задачи
ФЕВРАЛЬ
1 НЕДЕЛЯ
«Цыпленок на траве»
(торцевание)
(гофрированная бумага)
Учить делать картину из гофрированной бумаги. Вырезать аккуратно квадраты – (заготовки, собирать картину из «торцовок» при помощи стержня от шариковой ручки.
«Пионы»
(многослойное торцевание)
(гофрированная бумага)
Продолжать учить делать поделки в технике «торцевание».
Закрепить прием закрепления торцовки на стержне.
Знакомить детей с новыми качествами (возможностями) гофрированной бумаги.
Н. В. Дубровская «Аппликация из гофрированной бумаги»
2 НЕДЕЛЯ
«Салфетка»
(торцевание на потолочной плитке)
(гофрированная бумага)
Познакомить детей с новым видом торцевания – «вышивание по пенопласту салфетками с помощью зубочисток.
Учить новым видам скручивания заготовок. Аккуратно работать с зубочистками.
«Дерево»
(оригами из кругов)
(цветная бумага)
Учить складывать объемную игрушку «оригами».
Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой. Развивать фантазию.
И. М. Петрова «Объемная аппликация»
3 НЕДЕЛЯ
«Бабочка над цветами»
(гофротрубочки)
(гофрированная бумага)
Развивать навык сворачивания гофрированной бумаги в трубочку (жгут). Для изготовления композиции. Развивать глазомер, художественный вкус.
«спиральные розочки»
(квиллинг)
(цв. бумага для ксерокса)
Воспитывать творческую активность, самостоятельность. Упражнять в вырезании по спирали. Развивать зрительный контроль за действием рук. Развивать творчество.
Г. Н. Давыдова «Детский дизайн»
4 НЕДЕЛЯ
«цветок на диске»
(квиллинг)
(цв. бумага для ксерокса)
Учить детей создавать композицию. Правильно сворачивать полоску бумаги в разных направлениях.
Развивать художественный вкус.
«Одуванчик»
(салфетки)
Закрепить знания и умения изготовления картин из бумаги, салфеток. Развивать самостоятельность, инициативу.
Н. В. Дубровская «Аппликация из гофрированной бумаги»
Месяц
Неделя Содержание Задачи
МАРТ
1 НЕДЕЛЯ
«божья коровка на ромашке»
(пластилин, размазывание)
Учить предварительно планировать ход работы над изделием, работать аккуратно, доводить работу до конца, воспитывать радостное чувство от проделанной работы.
«картинка на крышке»
(пластилин)
Научить выкладывать по шаблону на прозрачной крышке (от сметаны)силуэты предметов из шариков пластилина.
Н. Волкова «Разноцветный пластилин».
2 НЕДЕЛЯ
«кораблик»
(рисование пластилином)
Развивать эстетический вкус, совершенствовать коммуникативные навыки, умение самостоятельно ориентироваться в задании, развивать умение составлять несложные композиции из данного материала.
«дерево жизни»
(тесто)
Учить работать с тестом. Окрашивать его в нужные цвета. Воспитывать аккуратность, развивать моторику рук.
О. Чибрикова «Азбука соленого теста».
3 НЕДЕЛЯ
«пейзаж»
(жидкое тесто)
Увлечь детей созданием картины. Учить планировать ход работы над изделием.
Е. Рубцова «Фантазии из соленого теста».
«рябина»
(аппликация из пластилина)
Учить делать аппликации из пластилина, подбирать цвет. Закрепить навыки работы с пластилином.
4 НЕДЕЛЯ
«ёжик»
(тесто)
Вовлечь детей в увлекательную игру – труд. Развивать творческое воображение, воспитывать желание работать аккуратно, доводить дело до логического конца.
«подставка для яиц»
(тесто)
В работе с тестом соблюдать аккуратность. Определять приемы работы, контролировать свою работу. Учить правильно оценивать качество готовых изделий.
И. А. Лыкова Художественный труд в детском саду. Экопластика»
Месяц
Неделя Содержание Задачи
АПРЕЛЬ
1 НЕДЕЛЯ
«тарелочки»
(декупаж на тарелке)
Учить предварительно планировать ход работы над изделием, работать аккуратно, доводить работу до конца, воспитывать радостное чувство от проделанной работы.
Н. В. Дубровская «чудесные тарелочки»
«фантазийный коврик»
(рисование шариком в коробке)
Научить создавать оригинальные рисунки при помощи шарика и коробки.
2 НЕДЕЛЯ
«космос»
(рисование солью)
Создание оригинальных сюжетных композиций солью и красками, развитие творческого воображения.
«чудо - поляна»
(рисование мыльными пузырями)
Учить работать с мыльным раствором. Окрашивать его в нужные цвета. Воспитывать аккуратность, развивать воображение.
И. А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду»
3 НЕДЕЛЯ
«пустыня»
(монотипия на пене)
Увлечь детей созданием картины. Познакомить с новыми возможностями при работе с пеной.
«дерево в цвету»
(рисование на канцелярском клее)
Экспериментирование с разными художественными материалами, знакомство с новой техникой рисования на клее.
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
4 НЕДЕЛЯ
«отражение в воде»
(монотипия пейзажная)
Вовлечь детей в увлекательную игру – рисование. Развивать творческое воображение, воспитывать желание работать аккуратно, доводить дело до логического конца.
«панно»
(оттиск листьями)
В работе с природным материалом соблюдать аккуратность. Учить создавать оригинальные рисунки в технике оттиск природным материалом.
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
Месяц
Неделя Содержание Задачи
МАЙ
1 НЕДЕЛЯ
2 занятия
«Ящерица»
(горох)
Вовлечь детей в увлекательную игру-труд. Развивать творческое воображение, воспитывать желание ребенка работать аккуратно, доводить начатое дело до логического конца, оценивать качество готовых изделий
2 НЕДЕЛЯ
2 занятия
«Божья коровка»
(горох) Заинтересовать работать коллективно, соблюдать дружеские отношения, положительно относиться к работам товарищей, использовать в работе творчество русского народа (прибаутки, потешки).
3 НЕДЕЛЯ
2 занятия
«Яблоневый сад»
(горох)
Учить предварительно планировать ход работы над изделием, работать аккуратно, доводить работу до конца, воспитывать радостное чувство от проделанной работы.
Г. Н. Давыдова «Детский дизайн».
4 НЕДЕЛЯ
«Букет из роз»
(цветная бумага разных цветов)
Учить из полосок цветной бумаги скручивать жгуты по спирали, с целью создания цветка.
«Закладка для книг»
(из бумаги)
Развивать умения работать ножницами (вырезать сердечки или фигурки по желанию детей).
Развивать чувство цвета.
2.2 Методы и формы реализации Программы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- Словесный (беседа, рассказ и т.д)
- наглядный (показ, выполнение педагогом, работа по образцу)
- практический (выполнение работ по схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- репродуктивный -дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности (рисование по трафаретам, вырезание ножницами, штриховка и др.)
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей (рисование пластилином, конструирование из бумаги в технике оригами, аппликация)
- активный - предоставляет детям возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт (узнавать предметы на ощупь, работа с крупой, фасолью, горохом, нанизывание бус, пуговиц на проволоку, выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей назанятиях:
- фронтальный- одновременная работа со всеми детьми,
- групповой – организация работы в группах
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий
III. Организационный раздел
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 5-6 лет..
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 25 минут.
Всего 32 занятий.
Диагностика проводится 2 раза в год ( в сентябре и мае).
Режим работы кружка «Волшебные пальчики»:
Вторник 16.00 – 16.25;
Список детей посещающих кружок:
Ф. И. ребенка
1Башкатова Лиза
2 Гурбанов Аскер
3 Неретина Вика
4Тупицын Андрей
5Чичерин Матвей
6Ялова Арина
Программное обеспечение
Литература:
Художественный труд в детском саду экопластика И. А. Лыкова.
Изобразительное творчество в детском саду И. А. Лыкова.
Поделки из бросового материала Г. Н. Давыдова.
Детский дизайн Г. Н. Давыдова.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду Г. Н. Давыдова.
Дошкольное воспитание № 8, 2008г.
Азбука соленого теста О. Чибрикова.
Оригинальные поделки из ненужных компакт дисков О. Чибрикова.
Аппликация из гофрированной бумаги Н. В. Дубровская.
Подарки для мамы Н. В. Дубровкая.
Чудесные тарелочки Н. В. Дубровская.
И. М. Петрова. «Объемная аппликация».
Р. Т. Казакова. «Рисование с детьми дошкольного возраста».
Пластилиновые фигурки животных Шаг за шагом.
Разноцветный пластилин Н. Волкова.
«Объемная аппликация» М. Давыдова.
Школа рисования для малышей.
Журналы Коллекция идей, Я-дизайнер.
CD Самоделкин-2
Фантазии из соленого теста Е. Рубцова.
Волшебные полоски, учимся делать открытки, веселые матрешки Н. В. Шайдурова.
ДИАГНОСТИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики.
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Обработка и анализ результатов:
1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован;
2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения - уровень развития сформирован в недостаточной мере;
3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Задания для диагностики мелкой моторики детей 5-6 лет:
• Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
• Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом на левой.
• Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.
• Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони
• Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, а также человека.
• Выполнить ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.
• Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
• Упражнение «Посолим суп» - предложить посолить воображаемый суп. Во время выполнения игрового задания следить, чтобы ребенок производил движения медленно, как бы растирая комочек соли
• Сжатие двумя руками рук взрослого. Ребенку предложить сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.