Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Принципы, цели, задачи и подходы организации методической работы.. Работа №266313

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Принципы, цели,  задачи и подходы организации

методической работы

 

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Изменения системы ценностей и приоритетов, неизбежно влечет за собой изменение требований к квалификации педагогических работников. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо создание условий для повышения активности и инициативы педагогов, поощрения их творческих поисков. Такие условия в детских садах для педагогов предоставляет методическая служба, которая дает возможность получить необходимую практическую помощь на рабочем месте, поэтому находится в постоянном поиске новых форм и путей. Методическая работа в детском саду начинается с педагога, воспитателя, а организует и возглавляет ее старший воспитатель (методист).

Роль старшего воспитателя в методической работе по повышению качества образовательного процесса во взаимодействии всех участников образовательно-воспитательного процесса; в выполнении взаимосвязанных блоков управленческих функций: информационно-аналитическая (педагогический анализ) и контрольно-диагностическая, планирования и организация, регулятивно-коррекционная [1, с. 34].

При этом сама модель управления рассматривается нами как целостная система. Нарушение одного из частей управления ведет к более низкому качеству воспитательно-образовательного процесса. Информационно-аналитический блок – это глубокий и всесторонний анализ педагогической деятельности в ДОУ. Где сопоставляются, сравниваются, оцениваются результаты; определяются условия, обеспечивающие успех; выявляются причины, породившие недостатки, с указанием их отрицательных воздействий и последствий; дается объективная оценка качеству педагогического процесса; определятся уровень воспитательно-образова- тельной работы.

На основе информационно-аналитических данных по итогам года намечаются цели, задачи педагогической работы на следующий учебный год, планируется и организуется методическая работа ДОУ. Задача старшего воспитателя состоит в том, чтобы привлечь педагогов ДОУ к реализации информационно-аналитической функции через анализ своей профессиональной деятельности, выходя на самоанализ и самоконтроль.

Одно из направлений методической службы по повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ – работа по самообразованию, это путь к достижению серьезных результатов, самореализации в профессии. Сложность работы методической службы по повышению профессионального мастерства педагогов в том, что педагогический коллектив не однороден по образованию, и по опыту педагогической деятельности. [2, с. 45]

Для адресной наиболее эффективной организации методической работы с педагогическими работниками, старший воспитатель дифференцирует педагогов по уровням. Молодые специалисты и вновь прибывшие (без стажа работы) – осваивают способы решения основных профессиональных задач, вырабатывают индивидуальный педагогический почерк и индивидуальный стиль педагогической деятельности; творческий уровень – свободно владеют профессией, способны оптимизировать индивидуальную методическую и педагогическую системы; педагоги, работающие на исследовательском уровне – проявляют творчество в педагогической деятельности, универсалы, профессионалы, способные к самоопределению и составлению собственной методической системы [3, с. 56].

Для обеспечения необходимого уровня качества воспитательно-образовательной работы используется поэтапное обучение педагогов, от молодых специалистов – репродуктивные методы, до специалистов высокого уровня – исследовательские методы. При проведении самоанализа и самоконтроля своей педагогической деятельности воспитатели выявляют взаимосвязь между результатами своих достижений в профессиональном мастерстве с результатами и достижениями детей своей возрастной группы. Поэтому активность воспитателей в педагогической деятельности проявляться тогда, когда он видит конечный результат – усвоении каждым ребенком образовательной программы ДОУ, а также в высоком уровне готовности детей подготовительной группы к обучению в школе. Вот почему целесообразно анализировать выполнение образовательной программы не только за год, но и за полугодие, с использованием всевозможных диагностических карт, схем наблюдений.

Старший воспитатель подбирает методику проведения диагностики и готовит инструментарий, а воспитатели проводят диагностику усвоения детьми образовательной программы. Педагоги планируют свою дальнейшую педагогическую деятельность с детьми на основе диагностики, и тщательного анализа того, что удалось в работе, а что нет. Все данные диагностики по выполнению образовательной программы скапливаются в методическом кабинете, где старший воспитатель анализирует и обрабатывает данные диагностики. [4, с. 45]

Методическая работа с педагогами строиться на контрольно-диагностической основе, дифференцированно с учетом запросов и возможностей каждого педагога. Контрольно-диагностический материал всей воспитательно-образовательной деятельности педагогов дает старшему воспитателю определить не только проблемы развития педагогического процесса, но и спрогнозировать их возникновение; выявить связь между деятельностью и результатом труда педагогов, поднять профессионализм педагогов на более высокую ступень. Проводя исследования педагогического процесса необходимо прослеживать за внедрением новых образовательных технологий в практику, анализировать действующие традиционные методики, а также как все это влияет на результаты и достижения детей.

В своей контрольно-диагностической деятельности старший воспитатель планирует и руководит комплексной и тематической проверками, а также мониторингом воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Вся информация, полученная информационно-аналитическим и контрольно-диагностическим путем, путем самоанализа и самоконтроля со стороны педагогов ложится в основу плановой дифференцированной помощи каждому педагогу и в целом всей педагогической деятельности детского сада.

План мобилизирует работу всего педагогического коллектива. В нем определена система методической работы с педагогами. И чтобы выполнить план существует функция организации, которая предполагает большую и всестороннюю работу с воспитателями по повышению их профессионального мастерства, созданию оптимальных условий для развития детей [1, с. 34]. В детском саду составляется годовой план, планируется воспитательно- образовательная работа с детьми, отдельно планируется работа узких специалистов.

План должен быть конкретным характеризующийся педагогической целесообразностью, продуманностью мероприятий. Каждый раздел плана должен содержать перечень дел, реализация которых направлена на улучшение работы детского сада с учетом его особенностей. Все их можно разделить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы – педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, тематические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школа передового опыта и т.п; индивидуальные формы – самообразование, индивидуальные консультации, собеседование, наставничество и т.п.. В рамках различных форм применяются разнообразные методы и приемы работы с педагогами – это клуб знатоков, вечер вопросов и ответов; консультации в форме моделирования рабочего дня воспитателя, точка зрения, мозговой штурм, решение кроссвордов, служба доверия, детская гостиная, КВН и др.

В практической деятельности для повышения квалификации старшим воспитателем используется и разнообразные мероприятия городского значения – конференции, фестивали, конкурсы, выставки, методические объединения, августовские совещания, работы тематических секций, педагогические чтения. План методической работы при условии неформального отношения к ней должен обязательно предусматривать возможность регулятивно-коррекционные изменения. Регулятивно-коррекционная функция призвана предупреждать осложнения, неуспехи и реагировать на сбои в работе. Результаты контрольно-диагностической функции становятся исходным пунктом для регулирования и коррекции проводимой педагогической работы, но прежде они обязательно должны быть проанализированы. Поэтому связь между функциями контрольно - диагностической и регулятивно-коррекционной опосредованная, она преломляется через информационно-аналитическую функцию.

Регулирование и коррекция находятся не только в прямой зависимости от контрольно-диагностической функции, между этими функциями существует и обратная связь. Регулятивно-коррекционная функция может качественно изменить контроль. Такой же взаимообратный характер носит связь организации и контрольно-диагностической функции: контроль может повлечь изменения отдельных сторон организационной деятельности, а особенности организации будут влиять на выбор направлений и форм контрольно-диагностической функции.

Таким образом, эффективность такой системы методической службы в детском саду подтверждают следующие результаты: – создание стабильного и эффективно работающего коллектива; – переход педагогов на более высокий уровень профессионализма; – повышение квалификационных категорий при аттестации педагогов; – участие в мероприятиях городского значения профессионального мастерства; – приобщение педагогов в инновационную, поисково-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность; – повышение эффективности педагогического процесса и качества обучения; – освоение новых образовательных технологий. Предложенный нами материал не является догмой, каждый старший воспитатель различных видов ДОУ, может его дополнить, изменить, усовершенствовать.

Работа:

Принципы, цели,  задачи и подходы организации

методической работы

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Изменения системы ценностей и приоритетов, неизбежно влечет за собой изменение требований к квалификации педагогических работников. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо создание условий для повышения активности и инициативы педагогов, поощрения их творческих поисков. Такие условия в детских садах для педагогов предоставляет методическая служба, которая дает возможность получить необходимую практическую помощь на рабочем месте, поэтому находится в постоянном поиске новых форм и путей. Методическая работа в детском саду начинается с педагога, воспитателя, а организует и возглавляет ее старший воспитатель (методист).

Роль старшего воспитателя в методической работе по повышению качества образовательного процесса во взаимодействии всех участников образовательно-воспитательного процесса; в выполнении взаимосвязанных блоков управленческих функций: информационно-аналитическая (педагогический анализ) и контрольно-диагностическая, планирования и организация, регулятивно-коррекционная [1, с. 34].

При этом сама модель управления рассматривается нами как целостная система. Нарушение одного из частей управления ведет к более низкому качеству воспитательно-образовательного процесса. Информационно-аналитический блок – это глубокий и всесторонний анализ педагогической деятельности в ДОУ. Где сопоставляются, сравниваются, оцениваются результаты; определяются условия, обеспечивающие успех; выявляются причины, породившие недостатки, с указанием их отрицательных воздействий и последствий; дается объективная оценка качеству педагогического процесса; определятся уровень воспитательно-образова- тельной работы.

На основе информационно-аналитических данных по итогам года намечаются цели, задачи педагогической работы на следующий учебный год, планируется и организуется методическая работа ДОУ. Задача старшего воспитателя состоит в том, чтобы привлечь педагогов ДОУ к реализации информационно-аналитической функции через анализ своей профессиональной деятельности, выходя на самоанализ и самоконтроль.

Одно из направлений методической службы по повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ – работа по самообразованию, это путь к достижению серьезных результатов, самореализации в профессии. Сложность работы методической службы по повышению профессионального мастерства педагогов в том, что педагогический коллектив не однороден по образованию, и по опыту педагогической деятельности. [2, с. 45]

Для адресной наиболее эффективной организации методической работы с педагогическими работниками, старший воспитатель дифференцирует педагогов по уровням. Молодые специалисты и вновь прибывшие (без стажа работы) – осваивают способы решения основных профессиональных задач, вырабатывают индивидуальный педагогический почерк и индивидуальный стиль педагогической деятельности; творческий уровень – свободно владеют профессией, способны оптимизировать индивидуальную методическую и педагогическую системы; педагоги, работающие на исследовательском уровне – проявляют творчество в педагогической деятельности, универсалы, профессионалы, способные к самоопределению и составлению собственной методической системы [3, с. 56].

Для обеспечения необходимого уровня качества воспитательно-образовательной работы используется поэтапное обучение педагогов, от молодых специалистов – репродуктивные методы, до специалистов высокого уровня – исследовательские методы. При проведении самоанализа и самоконтроля своей педагогической деятельности воспитатели выявляют взаимосвязь между результатами своих достижений в профессиональном мастерстве с результатами и достижениями детей своей возрастной группы. Поэтому активность воспитателей в педагогической деятельности проявляться тогда, когда он видит конечный результат – усвоении каждым ребенком образовательной программы ДОУ, а также в высоком уровне готовности детей подготовительной группы к обучению в школе. Вот почему целесообразно анализировать выполнение образовательной программы не только за год, но и за полугодие, с использованием всевозможных диагностических карт, схем наблюдений.

Старший воспитатель подбирает методику проведения диагностики и готовит инструментарий, а воспитатели проводят диагностику усвоения детьми образовательной программы. Педагоги планируют свою дальнейшую педагогическую деятельность с детьми на основе диагностики, и тщательного анализа того, что удалось в работе, а что нет. Все данные диагностики по выполнению образовательной программы скапливаются в методическом кабинете, где старший воспитатель анализирует и обрабатывает данные диагностики. [4, с. 45]

Методическая работа с педагогами строиться на контрольно-диагностической основе, дифференцированно с учетом запросов и возможностей каждого педагога. Контрольно-диагностический материал всей воспитательно-образовательной деятельности педагогов дает старшему воспитателю определить не только проблемы развития педагогического процесса, но и спрогнозировать их возникновение; выявить связь между деятельностью и результатом труда педагогов, поднять профессионализм педагогов на более высокую ступень. Проводя исследования педагогического процесса необходимо прослеживать за внедрением новых образовательных технологий в практику, анализировать действующие традиционные методики, а также как все это влияет на результаты и достижения детей.

В своей контрольно-диагностической деятельности старший воспитатель планирует и руководит комплексной и тематической проверками, а также мониторингом воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Вся информация, полученная информационно-аналитическим и контрольно-диагностическим путем, путем самоанализа и самоконтроля со стороны педагогов ложится в основу плановой дифференцированной помощи каждому педагогу и в целом всей педагогической деятельности детского сада.

План мобилизирует работу всего педагогического коллектива. В нем определена система методической работы с педагогами. И чтобы выполнить план существует функция организации, которая предполагает большую и всестороннюю работу с воспитателями по повышению их профессионального мастерства, созданию оптимальных условий для развития детей [1, с. 34]. В детском саду составляется годовой план, планируется воспитательно- образовательная работа с детьми, отдельно планируется работа узких специалистов.

План должен быть конкретным характеризующийся педагогической целесообразностью, продуманностью мероприятий. Каждый раздел плана должен содержать перечень дел, реализация которых направлена на улучшение работы детского сада с учетом его особенностей. Все их можно разделить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы – педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, тематические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школа передового опыта и т.п; индивидуальные формы – самообразование, индивидуальные консультации, собеседование, наставничество и т.п.. В рамках различных форм применяются разнообразные методы и приемы работы с педагогами – это клуб знатоков, вечер вопросов и ответов; консультации в форме моделирования рабочего дня воспитателя, точка зрения, мозговой штурм, решение кроссвордов, служба доверия, детская гостиная, КВН и др.

В практической деятельности для повышения квалификации старшим воспитателем используется и разнообразные мероприятия городского значения – конференции, фестивали, конкурсы, выставки, методические объединения, августовские совещания, работы тематических секций, педагогические чтения. План методической работы при условии неформального отношения к ней должен обязательно предусматривать возможность регулятивно-коррекционные изменения. Регулятивно-коррекционная функция призвана предупреждать осложнения, неуспехи и реагировать на сбои в работе. Результаты контрольно-диагностической функции становятся исходным пунктом для регулирования и коррекции проводимой педагогической работы, но прежде они обязательно должны быть проанализированы. Поэтому связь между функциями контрольно - диагностической и регулятивно-коррекционной опосредованная, она преломляется через информационно-аналитическую функцию.

Регулирование и коррекция находятся не только в прямой зависимости от контрольно-диагностической функции, между этими функциями существует и обратная связь. Регулятивно-коррекционная функция может качественно изменить контроль. Такой же взаимообратный характер носит связь организации и контрольно-диагностической функции: контроль может повлечь изменения отдельных сторон организационной деятельности, а особенности организации будут влиять на выбор направлений и форм контрольно-диагностической функции.

Таким образом, эффективность такой системы методической службы в детском саду подтверждают следующие результаты: – создание стабильного и эффективно работающего коллектива; – переход педагогов на более высокий уровень профессионализма; – повышение квалификационных категорий при аттестации педагогов; – участие в мероприятиях городского значения профессионального мастерства; – приобщение педагогов в инновационную, поисково-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность; – повышение эффективности педагогического процесса и качества обучения; – освоение новых образовательных технологий. Предложенный нами материал не является догмой, каждый старший воспитатель различных видов ДОУ, может его дополнить, изменить, усовершенствовать.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×