Дети с психосоматическими заболеваниями в ДОУ. Автор: Бармина Екатерина Николаевна

Особенности выявления и коррекционно-развивающей работы с детьми с психосоматическими заболеваниями в условиях ДОУ и семьи.


Автор: Бармина Екатерина Николаевна
Работа:
Дети с соматическими заболеваниями
Соматическое заболевание(от др.-греч. σῶμα— тело)— телесное заболевание, в противоположность психическому заболеванию.
В данную группу заболеваний объединяют болезни, вызываемые внешними воздействиями или же внутренними нарушением работы органов и систем, не связанные с психической деятельностью человека. В целом значительная часть болезней является именно соматическими, так, например, все травмы и генетические наследственные болезни являются соматическими.
К соматическим заболеваниям относятся:
Заболевания сердца и сосудов
Заболевания дыхательной системы
Поражения печени и почек, ряд поражений желудочно-кишечного тракта
Травмы, ожоги и ранения
Наследственные генетические заболевания
Органические поражения нервной системы
Инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов
Паразитарные инвазии
Эндокринные заболевания
К детским соматическим заболеваниям относят:
гайморит
бронхиальную астму
хронический бронхит
аллергический ринит
мастоидит
диатезы (атопический дерматит, эксудативно-катаральный, нервно-атрофический и др.)
сахарный диабет
заболевания желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря
болезни мочевыводящих путей
расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы
Соматически больных детей в стране становится все больше. Анализ медицинских заключений за десять последних лет выявил следующую тенденцию: значительное увеличение числа детей, имеющих сложные недостатки здоровья.
Мы можем проследить данные выводы по сравнительному анализу заболеваемости нашего детского сада за последние 3 года
заболевание
2016г. / 262ч.
2017г./ 275ч.
2018г./ 308ч.
Сердечно-сосудистая система (ВПС)
2
3
6
Желудочно-кишечные (гастрит, хр.колит)
3
2
3
Аллергия, диатезы, дерматит
-
5
14
Дыхательная система (астма, бронхит, пневмония)
7
3
8
Мочеполовая система
1
4
4
Эндокринная система
2
1
1
Нервная система
2
1
10
Все это - психосоматические заболевания, когда психическое и соматическое (телесное) неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний.
Психосоматическое заболевание – влияние соматического заболевания на психику человека.
У детей, страдающих тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями, имеются нарушения в психическом развитии, которые препятствуют социальной интеграции:1. Общие интеллектуальные нарушения, когда наиболее существенно страдают функции общения и абстрагирования, концептуальное, пространственное и математическое мышление (наблюдаются, примерно в 85% случаев).2. Нарушение функций активного внимания (60%).3. Неустойчивость динамики интеллектуальной деятельности, повышенная истощаемость (60%).4. Повышенная эмоциональная возбудимость и неустойчивость (60%).5. Эмоциональная расторможенность, эмоциональная несдержанность с элементами агрессивного поведения (40%)6. Низкий уровень самоконтроля и самокритики, завышенный уровень притязаний, неадекватность самооценки (80%).7. Низкий уровень развития коммуникативных навыков (45%).8. Системные неврозоподобные расстройства, преимущественно с доминированием астенической симптоматики (45%).9. Различного рода выраженные акцентуации и психоподобные нарушения (40%).10. Десоциализация ценностных ориентаций, общий социальный инфантилизм (80%).11. Психомоторные нарушения (50%).
У детей с соматическими заболеваниями обнаружена специфика в проявлении таких высших психических функций как восприятие, внимание, память, мышление, воображение, представление. Эти функции имеют сниженный уровень развития, но это снижение обусловлено неустойчивым процессом их формирования, способы, деформирования которых следует обнаружить.При сравнении средних показателей освоения элементарных учебных навыков детей с соматическими заболеваниями и здоровыми детьми, результаты убедительно показывают значимо более низкий уровень готовности к школьному обучению детей с соматическими заболеваниями. В психологическом портрете детей обнаруживается дисгармония развития, снижение возможности к социальной адаптации. У детей отмечаются личностные нарушения: незрелость эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, повышенная внушаемость, инертность, преобладание внешней мотивации.
Особенностью воспитанников является неадекватная самооценка — завышенная либо заниженная, а также искаженный уровень притязаний.Несамостоятельность детей с соматическими заболеваниями является отличительной чертой их психологического портрета. Закрепляющаяся с младенчества, с возрастом несамостоятельность может приобретать самые различные формы и качество.
Неизбежно встает вопрос о психосоматическом здоровье родителей. В психологическом портрете собирательного образа родителя позицию занимает состояние тревоги за жизнь ребенка. Наличие этого состояния существенно снижает собственные психофизические возможности родителей. Так, матери часто не работающие ощущают себя больными, разбитыми на момент прихода ребенка в школу. Их эмоциональная сфера часто оказывается неуравновешенной, поведение носит оборонительный характер, любовь выражается в опеке, в таких условиях больной ребенок не может получить необходимого жизненного опыта, который есть у его здоровых сверстников, за которыми нет столь пристального внимания и ухода. Отсюда следует, что восприятие детей формируется еще по причине родительской опеки и психологической некомпетентности родителей в отношении самих себя.Замещение взрослыми самостоятельности детей, которое с избытком испытывают эти дети в семьях, не позволяет им совершать лечебные микроошибки, на которых они должны учиться. Настойчивость, саморегуляция, самоуправление, прогнозирование и многие другие качества личности могут остаться невостребованными долгое время школьниками в условиях тотального опекания.
Профилактика психосоматических расстройств у дошкольников.
Первые проявления психосоматических состояний взрослого человека, как правило, имеют корни в детском возрасте. У каждого пятого ребенка неустойчиво артериальное давление, и это нередко начало гипертонической или гипотонической болезни взрослого;
каждый четвертый ребенок нуждается в наблюдении кардиологов, гастроэнтерологов, пульмонологов и эндокринологов с риском перехода с этими нарушениями под наблюдение взрослой поликлиники.
Атеросклероз сосудов начинается нередко в 12-14 лет, а вегетативная дистония (психовегетативный синдром) омрачает детство многих детей и каждого третьего подростка.
Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны.
- Генетическая предрасположенность, вредные воздействия в первые месяцы беременности, когда формируются внутренние органы. Та или иная система организма ребенка может оказаться врожденно или прижизненно ослабленной.
- В самом общем виде основная причина психосоматических заболеваний: сниженная приспособляемость ребенка, неправильным воспитанием и неблагоприятными условиями его жизни. Нервничают, нестабильны родители - нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери - торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-десять часов в сутки. Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Растет ответственность за поступки, и с детей спрашивают за провинности без учета их возраста, детской живости, эмоциональности и непосредственности, без учета неспособности ребенка предвидеть последствия своих поступков.
- Ко всему этому ребенку уделяется все меньше внимания. Его кормят, о нем как будто заботятся, но его не понимают и не уделяют достаточного внимания его проблемам и переживаниям, которые представляются взрослым мелкими, несерьезными. Однако для ребенка это тяжкие проблемы и переживания. И у детей все чаще отмечаются случаи ожесточения, агрессивности или чувства одиночества, тоски и вины, унижения, отчаяния, неудачливости, депрессии и даже попыток самоубийства.
Недооценка психического состояния ребенка, его переживаний недопустима. Без понимания и учета этих переживаний невозможна профилактика психосоматических болезней и их преодоление. Известно, что все эмоции человека могут быть сведены к двум чувствам: удовольствия и неудовольствия, а я бы сказал - удовлетворенности и неудовлетворенности.
Самое важное в профилактике психосоматических болезней - предотвратить рождение болезнетворной неудовлетворенности. И основа профилактики болезнетворной неудовлетворенности - воспитание с раннего детства культуры притязаний.
Работа с ребёнком требует выполнения некоторых основных условий:
Установление, завоевание истинного доверия, проникновения в детские переживания.
Выявление вместе с ребёнком его основных психологических трудностей через игровую технику или по средствам обсуждения.
Помощь в преодолении этих трудностей с целью ослабления сдерживаемых и скрытых чувств (игровая терапия).
Эффективные коррекционно-развивающие приёмы:
-коммуникативные игры
-имитационные и ролевые игры
-песочная терапия, сказкотерапия, арт-терапия
ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ
К группе риска в детском саду относятся часто болеющие дети (ЧБД), постоянно переносящие ОРВИ (острые респираторно — вирусные инфекции). В то же время, как правило, и совершенно здоровый ребенок до трех лет из-за своих анатомо — физиологических особенностей тоже подвержен простудным заболеваниям, перенося их не один раз в год. Однако, речь идет о часто болеющем дошкольнике лишь тогда, когда он переносит, по данным научных исследований российских педиатров ( В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, 1986):
до года - четыре и более заболеваний в год;
от года до трех лет - шесть и более заболеваний в год.
от четырех до пяти лет - пять и более заболеваний в год;
старше пяти лет — от четырех и более заболеваний в год.
Чем опасны частые ОРВИ для дошкольника?
* Прежде всего тем, что эти, казалось бы, ставшие уже хрестоматийными болезни не только снижают функциональную активность иммунитета ребенка и формируют хронические воспалительные очаги в его органах дыхания, но и способны приводить к нарушениям как физического, так и нервно — психического развития дошкольника.
* Кроме того, редко посещая детский сад, часто болеющий ребенок теряет контакты со сверстниками, не понимающими, почему он не приходит каждый день в группу.
* Как правило, всему этому способствует также и то, что пропуская развивающие занятия, такой дошкольник обычно не блещет своими знаниями на них, вернувшись в дошкольное учреждение, постоянно ощущая себя хуже своих ровесников. И это чувство неполноценности способно перерасти в один из вариантов комплекса неполноценности, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
* Короче говоря, часто болеющий ребенок подвержен социальной дезадаптации, приносящей ему не мало горьких минут, из-за его нелюдимости, раздражительности и неумению общаться со сверстниками.
* Помимо этого такому ребенку приходится нелегко, если из-за постоянных больничных, связанных с его бесконечными простудами, у мамы неприятности на работе, негативный осадок от которых она вымещает на нем. Вымещает, не понимая, что культивирует у него чувство вины. И когда такой дошкольник после очередного выздоровления заболевает вновь, то это чувство вины — один из источников его негативных эмоций, в свою очередь снижающих сопротивляемость детского организма.
Короче говоря, на лицо порочный круг: на фоне сниженной сопротивляемости организма ребенок заболевает ОРВИ, которое еще больше ослабляет его иммунитет. А это в свою очередь способно вызвать всевозможные осложнения вплоть до развития таких серьезных заболеваний, как бронхиальная астма, гайморит, гастрит и даже язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
Как правило, частые ОРВИ — это следствие вторичного иммунодефицита, возникшего у ребенка. Иначе говоря, дошкольник заболевает не из-за того, что у него снижен иммунитет, а иммунитет ребенка снижается из частых респираторно — вирусных инфекций.
А если это действительно так, что доказано множеством научных исследований, то во всем виноваты не только внутренние (о чем важно знать педиатрам, а не воспитателям), но и внешние факторы окружающей ребенка среды. А таких факторов не перечесть, начиная от неправильного питания дошкольника до конфликтной ситуации в семье.
В последнее время специалисты начали обвинять во всем этом образ жизни ребенка, создаваемый ему суперзаботой его родителей и близких людей или отсутствием ее вообще. А подобная суперзабота проявляется в кутании ребенка независимо от времени года, оберегании его от контактов с детьми даже на детской площадке, отказ от хождения с ним на праздники, где собирается много детей.
Да, подобное может действительно предотвратить ряд заболеваний, но это возможно лишь в домашних условиях. А как можно в детском саду оградить малыша от контакта с ровесниками, тем более, что одна из главных причин оформления ребенка в дошкольное учреждение связана с тем, чтобы дошкольник приобрел навыки общения.
Да, действительно адаптация ребенка к детскому саду сопровождается его повышенной заболеваемостью, особенно если она протекает по типу тяжелой адаптации.
Менее длительно дети болеют при среднетяжелой адаптации, почти не заболевая, или болея лишь несколько дней при легкой адаптации ( см. тему: адаптация).
Однако, уже адаптированный ребенок не должен входить в группу риска по частым простудным заболеваниям.
Так почему же тогда он болеет.
- Среди ряда причин, способствующих этому, надо помнить о том, что контактируя друг с другом, дети заражают друг друга. Но речь идет не об обычном контакте. Речь идет о контакте здорового дошкольника со своим больным ровесником. Но детский сад не больница, откуда же в нем берутся больные дети.
К сожалению, родители, чтобы лишний раз не брать больничные листы, так раздражающие коллег по работе, или же не желающие прерывать начатое дело, пытаются отвести и уже заболевшего ребенка с начальными признаками заболевания в детский сад, не заботясь, как о здоровье своего малыша, так и здоровье его ровесников.
Как правило, контактируя с остальными детьми в группе, заболевающий ребенок, является источником инфекции, заражающим его ровесников.
- Таким же источником инфекции для своих сверстников является и выздоравливающий дошкольник, который несколько дней не ходил в группу, и сразу же после того, как снизилась температура, начавший ходить в детский сад. Хотя любой педиатр знает еще со студенческих лет, что когда заболевание ребенка протекает на фоне температуры, то давать ему справку для посещения дошкольного учреждения можно только тогда, когда температуры не будет три дня. Кроме того, надо помнить, что может быть еще и вторая волна заболевания, а также различные осложнения болезни ( о многих из них уже говорилось выше).
Поэтому в тех детских садах, где нет медицинских кабинетов, воспитателям необходимо самим интересоваться самочувствием детей, расспрашивая об этом родителей и самого ребенка. И даже, когда жалоб нет, но дошкольник немного покашливает или у него насморк, не допускать его в группу.
- Помимо этого, очагами инфекции для часто болеющих детей могут быть также взрослые люди, общающиеся с ребенком дома или в детском саду, и выражающие свою любовь к нему поцелуями.
Если в организме таких взрослых — от мамы до воспитателя — имеются хронические очаги инфекции, например, хронический тонзиллит, то любовь их действительно угрожает здоровью дошкольника. Причем, любящие ребенка носители хронической инфекции вряд ли подозревают о своей роли в заболеваемости его, и особенно в тех случаях, если давно не было обострения того же самого тонзиллита, и человек считает свои ангины пройденным этапом жизни.
- В то же время частые ОРВИ формируют хронические очаги инфекции у самого ребенка, хотя бы в виде увеличения аденоидов, которые способны активироваться, например, при переохлаждении дошкольника. В таких случаях ребенок как бы заражает сам себя.
- Кроме этого, воспитатели должны знать, что в последнее время все большее и большее значение придают психологическим факторам риска, поддерживающих частую заболеваемость детей дошкольного возраста. К этим факторам относится конфликтная атмосфера в семье, ситуации развода, безразличие или нелюбовь родителей к малышу, неприятие воспитателем дошкольника, детсадовская дедовщина, проблемы общения со сверстниками, чувство неполноценности и так далее, короче говоря, большинство стрессовых ситуаций, испытываемых ребенком.
Все это сопровождается высоким уровнем нервно — эмоционального напряжения, тревожности дошкольника, способствуя рецидивам ОРВИ.
КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ВОСПИТАТЕЛЯМ С ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ, ПОСЕЩАЮЩИМИ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Безусловно, индивидуально — личностный подход к такому ребенку должен учитывать и склонность дошкольника к частым ОРВИ.
Превратившись во второю маму, воспитателям необходимо предотвращать ситуации, приводящие к рецидивам респираторных заболеваний, в связи с чем они должны следить за тем;
*как ребенок одевается на прогулку, чтобы он не перегревался в ней, или бы ему не было бы холодно.
*как ведет себя дошкольник на прогулке, какие игры его привлекают, стараясь вовлечь в игру, где он не должен потеть.
* чтобы в помещениях группы не было сквозняков.
*Помимо предотвращения ситуаций, способствующих заболеванию воспитанников, воспитателям надо учитывать, что после возвращения выздоровевшего дошкольника в группу, отсутствующего в детском саду несколько дней или недель, с ним желательно проводить развивающие занятия по более облегченной программе, хваля за самые малейшие достижения.
* Так как одним из психологических факторов, поддерживающим заболеваемость детей, является одиночество ребенка в кругу ровесников, воспитателю необходимо, по мере возможности, стараться помочь такому дошкольнику найти друга в группе, относящегося с пониманием к его частым пропускам детского сада.
Воспитателям также желательно:
*постоянно вовлекать такого воспитанника в игры, в которых необходимо сотрудничество детей.
*использовать любые возможности для уменьшения уровня тревожности ребенка.
*наладить тесные отношения с родителями, совместно помогая ребенку решать его проблемы, связанные с рецидивом болезней.
Распределение детей по группам здоровья
Источник: Журнал "Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ", №0 2010
Что такое группа здоровья – окончательный диагноз или система учета? Этот вопрос волнует многих родителей и педагогов, поскольку и в выписке из родильного дома, и в амбулаторной карте ребенка при оформлении в детский сад всегда обозначена группа здоровья.
Термин "группа здоровья" во многом условный и отражает состояние здоровья ребенка по совокупности данных. Он вошел в медицинскую практику в 1983 г., когда Институтом гигиены детей и подростков были разработаны критерии комплексной оценки состояния здоровья детей, утв. приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1995 № 60.
Длительное время распределение детей по группам здоровья велось в соответствии с данным документом по схеме, приведенной в таблице.
Схема распределения детей раннего и дошкольного возраста по группам здоровья
Группы
Хроническая патология
Функциональное состояние основных органов и систем
Резистентность и реактивность
Физическое и нервно-психическое развитие
Группа 1.
Без отклонений
Отсутствует
Без отклонений
Заболеваемость за период, предшествующий наблюдению, – редкие и легко протекающие острые заболевания
Нормальное, соответствует возрасту
Группа 2.
С функциональными отклонениями (группа риска)
Отсутствует
Наличие функциональных отклонений
Продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т. д.)
Нормальное физическое развитие или избыток массы тела 1й степени. Нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития
Группа 3.
Состояние компенсации
Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем без изменения функций
Наличие функциональных отклонений без клинических проявлений
Редкие, нетяжелые по характеру течения обострения хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия
Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Группа 4.
Состояние субкомпенсации
Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем
Изменение функций пораженных органов, клинические проявления заболевания
Частые обострения основного хронического заболевания. Частые простудные заболевания с затяжным периодом восстановления
Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Группа 5.
Состояние декомпенсации
Наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, приводящих к инвалидности ребенка
Выраженные изменения функций пораженных органов и систем
Частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания
Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Группы здоровья детей МКДОУ № 85
Группа здоровья
2016г.
2017г.
2018г.
1 группа
98 / 37,4%
103 / 37,5%
102 / 33%
2 группа
153 / 58,4%
158 / 57,8%
191 / 62%
3 группа
11 / 4,2%
10 / 3,6%
11 / 3,6%
4 группа
-
4 / 1,1%
4 / 1,3%
5 группа
-
-
-
Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x