Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Интерактивные методы обучения. Работа №229402

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье описаны интерактивные методы обучения детей с ОВЗ, помогающие созданию педагогических условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание педагогами традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Работа:
Интерактивные методы обучения учеников с нарушением интеллекта
В последнее время получил распространение термин интерактивное обучение. Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, он представляет один из вариантов коммуникативных технологий, их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.
Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения.
Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОВЗ необходимо овладевать основами компьютерной грамотности, учиться работать в компьютерных программах Word, Paint, PowerPoint, организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи, из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств.
Обучение работе на компьютере способствует повышению общей культуры обучающихся, развитию мелкой моторики, ориентированию в пространстве. Успешное выполнение (с помощью учителя) учебных заданий на компьютере способствует повышению самооценки, осознанию компьютера как рабочего инструмента, а не дорогой игрушки, формированию учебной мотивации.
Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию обучающихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой коррекционная школа для обучающихся с особыми образовательными возможностями.
Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной технологии:
1.Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.
2.Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.
3.Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.
4.Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.
5.Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.
Интерактивные технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации. Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально приблизить ученика к условию учебного материала, включить в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые активные формы работы с классом.
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Конечно, наши дети в силу своих особенностей над проектами работают совместно с учителями, т.е. учителя выступают в роли тьютора, который помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения знания, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особенные.
1. Необходимо наличие проблемы (значимой задачи) – информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта.
3. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом, является продукт.
Технологии Арт-терапии.
В настоящее время в школе на учебных, коррекционно-развивающих занятиях, занятиях по дополнительному образованию широко применяются технологии Арт-терапии (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия) являются эффективными в учебно-воспитательном процессе.
Фольклорная арт-терапия предусматривает органичное сочетание разнообразных видов деятельности: народные попевки быстро налаживают координацию голоса и слуха. Интонирование развивает лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Свободное движение активизирует музыкально-творческие способности детей, развивает ассоциативное мышление, фантазию. Дети во время фольклорной арт-терапии сбрасывают зажимы.
Музыкотерапия заключается в ощущении музыки связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение обучающихся к произведениям высокого музыкального искусства. Наблюдения показывают, что музыка, сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей звучащей природы положительно влияют на психоэмоциональное состояние обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. С этой целью активно внедряются в учебно-воспитательный процесс технологии дидактической игры: обучающиеся воображают себя музыкантами, играющими на разных инструментах; дирижерами, управляющими оркестром; образами. Нужный психотерапевтический эффект достигается на практических занятиях по музыкотерапии.
Улыбкотерапия важна для ребёнка: он поёт и улыбается. Звук посылается в пространство, губы растягиваются, за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. В результате улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок с ней смотрит на мир и на людей.
Ритмотерапия повышает умственную работоспособность детей, предупреждает преждевременное наступление утомления, снимает мышечное статистическое напряжение. В системе проводятся физкультминутки в музыкальном сопровождении. Это песни-игры: Если весело живётся, Буги - Вуги, Хлопай-хлопай. Особенно любима физкультминутка Кузнечик В.Шаинского. Она направлена на концентрацию внимания, жестикуляцию: жестикулируя руками, дети собирают все свои силы и внимание для дальнейшей работы. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление.
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психо-эмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Изотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.
Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса.
Цель интерактивной игры – изменение и улучшение моделей поведения, деятельности субъектов педагогического взаимодействия и осознанное усвоение этих моделей.
Игровая технология как целостное образование охватывает определённую часть учебного процесса, объединенного общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов
Интерактивные игры способствуют социальному развитию и стимулированию деятельности детей с ОПФР. Они создают волшебный мир игры, живущий по своим законам и нормам поведения, которые все принимают. Дети и молодёжь не должны прятать свои эмоции, они могут свободно общаться с другими участниками игры вербально или невербально, играть различные роли, свободно перемещаться по залу или согласно правилам терпеливо сидеть на одном месте, могут также принимать решения.
Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации и развития личности, а также позволяет проверить развитие и интеграцию уже имеющихся навыков и умений. Кто активно действует в группе, тот и учится более интенсивно и с большей мотивацией, в отличие от тех, кто концентрируется только на ведущем игры. Благодаря детским интерактивным играм дети намного быстрее устанавливают контакты друг с другом, а действия, заключающиеся в выслеживании, охоте и оказании помощи, позволяют активно участвовать в игре. Кроме того, игра способствует ускорению темпа реакции и одновременно даёт возможность выражать свои негативные и положительные эмоции. Интерактивные игры могут касаться различных тем, например изучения своего собственного тела, взаимных контактов и чувств, семьи или друзей, школы или дома, подарков или писем, иллюстрирования собственного настроения, радости, печали или зрелости; времен года, цветов или вкусов. Это также постановка жанровых сценок и импровизаций на какую-нибудь тему.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Большинству игр присущи 4 главные черты:
1.Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребёнка.
2.Творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности.
3.Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество.
4.Наличие прямых и косвенных правил.
Одним из самых эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Желание играть, потребность в игре необходимо использовать и направлять на решение определенных учебных и воспитательных задач.
Дидактические игры должны быть продуманы, подготовлены учителем, иначе они будут утомительными и недоступными детям. Правила игры должны быть краткими и понятными. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к ходу игры, от его заинтересованности в ее результате. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Урок-игра реализует познавательную, воспитательную и коррекционную задачи обучения. В процессе обучения наиболее пригодны методы, которые наиболее реалистичны, например, деловые игры. Деловая игра – это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования.
Технология игры включает в себя возможное игровое моделирование – создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развёртывается игровой процесс, или же придуманы.
Деловая игра приносит желаемый эффект лишь тогда, когда она опирается на теоретические знания, ясные представления о той области деятельности, которую она имитирует, и является логическим продолжением учебного процесса, его переходящим в практическую поведенческую стадию заключением.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения учебной мотивации обучающихся и качества обучения. Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества, отвечающие требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Литература:
Зайцева А.В. Инновационные технологии в образовании
обучающихся с умственной отсталостью (личностно-ориентированные, интерактивные и др.). Лекция 3.1.2.- СКИРОПК и ПРО, 2019.
Н.М. Назарова. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [и др.] ; 5-е изд., стер. — М., 2006. — 400 с.
Палиева Н.А., Панасенкова М.М. Разработка региональной модели управления развитием системы раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методический сборник. - Ставрополь, 2013. – 311 с.
Палиева Н.А., Панасенкова М.М. и др. Инклюзивное образование как основное направление развития региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методический сборник. - Ставрополь, СКИРОПК и ПРО, 2013. – 246 с.
Слепович Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е.С. Слепович, А.М. Поляков. — СПб., 2008. — 247 с.
С.А. Смирнов. Педагогика: педагогические теории, системы,
технологии. учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. —М., 2003. — 512 с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×