Международный
педагогический портал
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Название работы:

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно–развивающей работе воспитателя логопедической группы»

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развевающей работе воспитателя логопедической группы

Работа:

 

 

 

 

 

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно – развивающей работе воспитателя логопедической группы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Чипига Е.С.

воспитатель логопедической группы

первой квалификационной категории

 

 

 

Содержание

 

 

Актуальность педагогического опыта

3

 

Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование

5

 

Технология опыта

6

 

Этапы накопления и систематизации опыта

7

 

Результативность опыта, соответствие целям и критериям

8

 

Описание здоровьесберегающих технологий

9

 

Литература

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Здоровьесберегающие технологии –

это комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей»

Виноградова Н.И.

 

 

Актуальность педагогического опыта

 

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслима педагогическая деятельность современного дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность данного опыта работы состоит в том, что работа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников требует новых, современных и более гибких подходов к организации педагогической деятельности, внедрению осознанных и простых в употреблении форм оздоровления, доступных самим дошкольникам. Имеющийся дефицит в построении предметно-пространственной оздоровительной среды путем приобретения дорогостоящего спортивно-игрового оборудования заставляет педагогов искать более доступные пути для физического развития детей. Использование здоровьесберегающих технологий, дает возможность укреплять здоровье детей с общим недоразвитием речи, не затрачивая дополнительные финансовые средства.

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно - психического развития. Исследования ряда педагогов, занимающихся проблемным ребенком (И.П. Павлов, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия) показали, что поражение речевого аппарата нередко сочетается с отклонением в физическом, психическом и социально- личностном развитии. Актуальность данного направления обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией, увеличивается степень сложности речевого развития у детей, поступивших в группу компенсирующей направленности, также недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, образности, формирования внимания к ощущениям в акте дыхания, использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания. В связи с этим в последние годы среди логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания у детей с ОНР, направленных на физическое развитие детей с речевой патологией, на целенаправленное воздействие на дыхательную систему организма ребѐнка.

 

 

 

Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование

 

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми способствует сохранению и укреплению здоровья, повышает качественный уровень физической подготовки, развивает личностные и творческие способности и возможности дошкольника.

Здоровье детей дошкольного возраста возможно сохранить и укрепить через включение во все виды деятельности дозированных и индивидуально-направленных здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных методов оздоровления.

Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи, что способствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, развитию речи, развитию речевого дыхания и развитию мелкой моторики).

Образовательная деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:

- развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;

- решение эмоционально-волевых проблем ребенка;

- развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,

- формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.

Использование различных здоровьесберегающих технологий позволяют сделать работу с воспитанниками более динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной, а результаты коррекционного воздействия положительными.

Новизна выполненного педагогического опыта заключается в том, что педагог разработал систему использования здоровьесберегающих технологий, которая дает возможность компенсировать нарушения речи у детей общим недоразвитием речи и внедрил ее в коррекционно – развивающую деятельность через образовательную и индивидуальную деятельности, взаимодействие с родителями (законными представителями).

Практическая значимость данного опыта заключается в том, что представленный материал может быть использован всеми специалистами работающими с детьми в целях координации их деятельности при решении коррекционно - развивающих и воспитательно-образовательных задач.

 

Технология опыта

 

Цель: создание системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей с общим недоразвитием речи через использование здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

Р

азработать комплекс организационных, методических и практических мероприятий на основе

использования з

доровье

сберегающих

технологи

й.

Со

здать «Банк данных» по проблеме, отобрать и систематизировать тематические материалы

.

Организовать

предметно

-

пространственную

развивающую среду, расширить возможности «зоны оздоровления»

.

С

оздать информационно-консультативное пространство по вопросам

использования з

доровьесберегающих технологий

для всех участников

образовательных отношений: воспитанники – педагоги – родители (

законные представители

).

Были определены основные принципы:

-принцип развития, который определяет исходную позицию педагога по отношению к ребенку: опираться на имеющийся природный потенциал, искать и раскрывать его дарования, стимулировать внутренние духовные силы. Поэтому главная цель образования – создавать условия и подготавливать детей к непрерывному саморазвитию;

-принцип природосообразности говорит о том, что воспитание должно соответствовать как внутренней природе ребенка, так и внешним условиям;

-принцип доверительного сотрудничества рассматривает отношения педагог и ребенок как показатель успешности и завершенности образовательного взаимодействия, развивающего личность конкретного ребенка;

-принцип осознания совершаемых действий полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур;

-принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Педагог отрабатывает навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме;

-принцип обратной связи позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются основой педагогического опыта.

 

Этапы накопления и систематизации опыта

 

1-й этап — подготовительный.

Цель:

Изучение имеющегося состояния работы по сохранению здоровья воспитанников, запросов и потребностей учреждения, всех участников образовательных отношений, возможностей расширения и модификации раздела ООП ДО МБДОУ детский сад № 59 по физическому развитию воспитанников.

Ожидаемый результат:

Разработка нормативной и программно - методической базы для реализации данного направления, создания условий для его формирования и развития.

2-й этап — внедренческий.

Цель:

Формирование целостной системы сохранения и укрепления здоровья детей с общим недоразвитием речи, практическое освоение здоровьесберегающих технологий, методик оздоровления.

Ожидаемый результат:

1. Разработан комплекс организационных, методических и практических мероприятий на основе использования здоровьесберегающих технологий.

Создан «Банк данных» по проблеме, отобраны и систематизированы тематические материалы.

Организована

предметно

– пространственная

развивающая среда

, ра

сширены

возможности «зоны оздоровления».

С

оздано

информационно-консультативное пространство по вопросам использования з

доровьесберегающих технологий

для всех участников образовательных отношений: воспитанники – педагоги – родители (

законные представители

).

В результате работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно – развивающей работе с воспитанниками с общим нарушением речи наблюдается положительная динамика по укреплению и сохранению здоровья:

- повышение теоретических валеологических знаний воспитанников;

- сформированность практических навыков использования здоровьесберегающих технологий воспитанниками;

- улучшение общего состояния здоровья;

- повысились показатели физического развития воспитанников.

Результативность опыта, соответствие целям и критериям

 

Апробация использования здоровьесберегающих технологий в коррекционно – развивающей работе с воспитанниками с общим нарушением речи проходила в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад 98 с 2015 г. - 2017 г. на воспитанниках старшего дошкольного возраста.

Анализ диагностических данных, полученных в результате обследования воспитанников, а также результаты оценки педагогической деятельности воспитателей родителями (законными представителями), позволяют говорить об успешной работе по данной проблеме.

Создана методически обеспеченная и практически оснащённая система работы по оздоровлению детей на основе использования здоровьесберегающих технологий.

В педагогическом арсенале воспитателя имеется большой учебно-практический, консультативный, игровой материал, позволяющий на высоком уровне проводить коррекционно – развивающую работу по оздоровлению детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Опыт данной работы обобщён на уровне ДОУ.

 

Описание здоровьесберегающих технологий

 

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

организационно-педагогические техн

ологии, определяющие структуру образовательной деятельности, способствующие

предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение

всех элементов образовательной деятельности

);

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи.

В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые были использованы мной в работе:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы. Во время образовательной деятельности, 2-5 мин., по мере утомляемости воспитанников. Рекомендуется для всех воспитанников в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида образовательной деятельности. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

Ритмопластика – эти музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой); направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Подвижные и спортивные игры. Как часть образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие», на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом воспитанников, местом и временем ее проведения.

Релаксация. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния воспитанников и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Снятие напряжения, нагрузки.

Гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

П

оложительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжени

и, в том числе и легочной ткани.

С

пособствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны

центральной нервной системы.

У

лучшает дренажную функцию бронхов

.

В

осстанавли

вает нарушенное носовое дыхание.

И

справляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Гимнастика бодрящая - носит закаливающий эффект. Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку. Выполняется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения в кроватях, обширное умывание; ходьба по корригирующим дорожкам, ребристой доске; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Гимнастика корригирующая. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Самомассаж, точечный самомассаж. Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Самомассаж доступен всем, даже малышам. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

Коррекционные технологии

Арттерапия. лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев, красочная живопись с помощью ног, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.), отпечатки рук на прохладном, теплом песке.

Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях. Положительно влияет на развитие творческих способностей, на оздоровление музыка Моцарта, его современников, музыка барокко с ритмическим размером 60 – 64 такта в минуту.

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.

Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме.

Психогимнастика. Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Вам могут пригодиться в трудную минуту эти упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения, коррекция настроения и отдельных черт характера, обучение ауторелаксации. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Фонетическая ритмика. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений.

Вывод: таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Создавая условия для оптимального физического и нервно-психического развития в период пребывания ребёнка в детском саду, используя современные здоровье сберегающие технологии в течение всего дня обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.

 

Литература:

Акименко В.М. Новые логопедические технологии –

Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008г.

Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

Мальгавко Н.В. Здоровьесберегающие техноло

гии в работе с детьми с ОНР – Журнал

Логопед, №

1, 2012г.

Панфёрова И.В. Здоровьесберегающие технологии

в логопедической практике. – Журнал

Логопед, №

2, 2011г.

Кудинова М.А. З

доровьесберегающие технологии в системе коррекции речи д

ошкольников. – Журнал

Логопед, №

2, 2010г.

Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система дошкольног

о образовательного учреждения. 

Волгоград:

Учитель, 2009.

Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. 

СПб.:

Акцидент, 1998.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб, Хардфорд, 1996.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×