Особенности коррекционной работы с учащимися с нарушениями зрения. Автор: Яковлева Галина Владимировна

В последнее время всё больше детей с нарушением зрения. Актуально сегодня говорить о перегрузках, которые испытывает ребёнок, проводящий много времени у компьютера. телевизора, телефона. Особенно необходимо проведение коррекционной работы  в специальных школах, в которых обучаются дети с нарушениями зрения.


Автор: Яковлева Галина Владимировна
Работа:
ДОКЛАД
Особенности коррекционной работы с учащимися
с нарушениями зрения
Учитель ГБОУ школы-интерната №4 г.о. Тольятти
Яковлева Галина Владимировна
2019 г.
Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Особенно сегодня актуально говорить о тех перегрузках, которые испытывают глаза, сидящего у компьютера и телевизора ребёнка.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрительных функций начинаются далеко за пределами образовательного учреждения, а именно в семье. Правильное воспитание и отношение родителей к детям имеют большое значение для их всестороннего развития. Родителям необходимо найти правильный подход к своему ребенку, чтобы не лишать его самостоятельности и не навредить своей гиперопекой, окружить его вниманием, заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить собственника и эгоиста. Родителям необходимо понимать, для того чтобы сохранить остаточное зрение, следует соблюдать режим дня, питания, отдыха ограничивать время просмотра телепередач, игры на компьютере. Все эти условия создаются в ДОУ, с родителями проводятся индивидуальные консультации различных специалистов: логопеда, психолога, врача-офтальмолога, ежедневно с родителями работают воспитатели, имеющие высокую профессиональную подготовку и огромный опыт. Взаимодействие с родителями слабовидящих детей является одной из важнейших задач в коррекционной работе, налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам воспитанников.
Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ является:
1.Развитие зрительного восприятия.
В естественных жизненных условиях, ребенок с нормальным зрением подвергается воздействиям систематически и многократно повторяемой визуальной стимуляции. Значительное снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию, вследствии чего ребенок не может приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт, как нормально видящий ребенок.
Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития.
2.Развитие осязания и мелкой моторики.
Низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий.
3.Ориентировка в пространстве.
Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; по сравнению с детьми у которых зрение в норме, у слабовидящих ребят, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро ориентировки, словесные обозначения пространственных положений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы величины пространственного расположения предметов. В ходе коррекционной деятельности дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. На практике, применение здоровье-сберегающих технологий, социо-игровых методов и приемов, тренировочных упражнений для развития мелкой моторики пальцев и кистей рук, дают возможность детям с нарушением зрения стать более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
4. Социально-бытовая ориентировка.
Деятельность по социально-бытовой ориентировке прежде всего направлена на решение проблем социализации детей с нарушением зрения, формированием навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации определяется умением рационально пользоваться зрением, получать сего помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность), умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, пользоваться определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях, умением взаимодействовать с окружающими.
Основные принципы организации коррекционно-педагогического образовательного процесса в ДОУ:
Учет общих и индивидуальных особенностей ребенка.
Комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи ребенку.
Адаптация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределения учебного материала и изменение темпа освоения детьми.
Дифференцированный подход к детям, в зависимости от состояния зрения.
Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки.
Система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации.
Создание офтальмологических условий.
Обеспечение оптимальных условий для медико-психологической реабилитации детей.
В соответствии с принципами организации коррекционно-педагогического образовательного процесса строится модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.
Важной составляющей коррекционной работы в образовательном учреждении является система двигательной активности детей. Детям с нарушением зрения трудно зрительно-двигательно сориентироваться в пространстве. Для преодоления данной проблемы необходимо использовать здоровье-сберегающие технологии, целый комплекс подвижных игр и упражнений направленных на коррекцию пространственных ориентировок. В непосредственной образовательной деятельности необходимо применять физ.минутки для глаз,. для снятия зрительной утомляемости.
Рекомендуемые зрительные нагрузки разнообразны, в зависимости от диагноза. В процессе образовательной деятельности, чтобы не было зрительной перегрузки необходимо проведение зрительной гимнастики, физ. минуток или работы с мини тренажерами, массажем активных точек лица, его можно проводить одновременно с несколькими детьми или индивидуально. Взрослее, дети с удовольствием делают его самостоятельно в виде игры.
Зрительные маршруты и гимнастики.
В период ношения ребенком заклейки (аклюзии) зрительное восприятие затруднено, поэтому врачи рекомендуют проводить показ игр, иллюстраций на близком расстоянии, при близорукости игры и предметы даются более крупного размера. При дальнозоркости, напротив рекомендуются игры более мелкие.
Используя метку на стекле окна диаметром 3-5мм, которая находится на уровне глаз на расстоянии 30-35см от ребёнка, находим предмет на линии взора в дали и смотрим поочередно на удаленный предмет и на метку.
Таким образом, перефокусируем взор, то на точке, то на дальнем объекте нарабатывая остроту зрения.
Одним из ведущих методов обучения детей с нарушениями зрения является метод наглядности. Наглядность рассматривается в тифлопедагогике как средство, активизирующее развитие процессов восприятия, памяти, мышления. Наглядность должна направлять мысль ребенка от конкретного к общему, от явления к его сущности. В ней должны выделяться существенные признаки предметов и явлений, над которыми работает педагог. Наглядность для ребенка с нарушениями зрения - это прежде всего, основа для формирования правильных представлений и получение глубоких знаний.
Коррекционные цели и задачи наглядно-действенных пособий:
Развитие и совершенствование предметности восприятия через уточнение зрительных предметных представлений;
Совершенствование способов зрительного обследования;
Формирование способов обследование предметов;
Формирование обобщающих понятий;
Расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов;
Формирование сенсорных эталонов, обучение навыкам использования этих талонов при анализе качеств и свойств предметов;
Развитие сенсорных обследовательских действий;
Развитие таких сенсорных операций как узнавание, локализация из множества, соотнесение, сравнение и др.
Развитие способности оценивать глубину пространства;
Развитие сенсорно-моторной координации;
Развитие и совершенствование моторики пальцев рук.
Общепризнанно. Что дети слабовидящие, с остаточным зрением и слепые нуждаются в специальном образовании, которое может осуществляться в разных формах.
Специальные условия обучения:
Учебное пространство: тактильные ориентиры на каждой парте; дополнительное освещение на рабочем месте ребёнка и дополнительное освещение доски; классная доска и учебные парты не должны иметь глянцевых поверхностей.
Специальное оборудование: указки с ярким наконечником; оптические приборы (лупы, линзы, проекционные увеличивающие аппараты, телевизионные увеличивающие устройства); учебники с увеличенным шрифтом; оборудованный кабинет учителя-дефектолога (со специализацией тифлопедагога)
Список литературы
Плаксина Л.И. программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
Ковалев В.А. Методика профилактики зрительного утомления и развитие зрительных способностей.
Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x