Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью.
ГКОУ РО «Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
Составила учитель: Мартыненко Г.Ф.
2019 учебный год
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе, как вопрос, отвечающий социальным запросам современного общества.
Совместное обучение умственно отсталых детей с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательных учреждениях требует создания специальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию интегрированного подхода.
В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать особенности их развития.
Каковы же особые образовательные потребности лиц с ОВЗ?
Потребности, обусловленные особенностями развития обучающихся, которые существенно затрудняют (или делают невозможным) усвоение основной образовательной программы без создания специальных образовательных условий.
Существуют закономерности развития детей с умственной отсталостью:
нарушение высших психических функций − отражения и регуляции поведения и деятельности, что выражается в деформации познавательных процессов, при которой страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Все это приводит к нарушению социальной адаптации умственно отсталых людей в обществе.
В физическом развитии дети отстают от нормально развивающихся сверстников.
Рассмотрим особенности развития детей с умственной отсталостью
Внимание умственно отсталых детей характеризуется рядом особенностей: трудностью привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, неустойчивостью, быстрой и легкой отвлекаемостью, рассеянностью, низким объемом. На уроке такой ребенок может показаться внимательным учеником, но при этом совершенно не слышать объяснений учителя.
Нарушены все виды восприятия
Страдает как произвольное, так и непроизвольное запоминание
Недоразвитие речи
Недоразвитие мыслительной деятельности. Основным недостатком является слабость обобщений. Мышление х
арактеризуется
тугоподвижностью
.
Основные аспекты особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
доступность содержания учебного материала. Содержание обучения должно быть адаптировано с учетом их возможностей.
специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала. Например, метод маленьких порций.
развитие мотивации к учению и познавательных интересов;
формирование социальной компетентности;
коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики;
формирование учебных умений;
необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого;
охранительный режим.
Использование методических приемов в обучении и воспитании детей с умеренной умственной отсталостью
Обучение и воспитание умственно отсталых детей предполагает единство содержания, методов и организационных форм обучения.
Метод обучения -
это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых.
Прием -
это часть метода, с помощью которого решается образовательная задача.
Эффективность метода обеспечивает правильная сочетаемость приемов.
В коррекционной работе с детьми с умеренной умственной отсталостью используются, как правило, большинство методических приемов, принятых в массовых образовательных учреждениях. Но они имеют свою особую специфику, которая значительно отличает их применение в образовательных и воспитательных целях.
Используемые нами методические приемы позволяют учитывать особенности психического развития имбецилов в практической деятельности.
1 метод: это
объяснение
- или истолкование отдельных понятий, правил, приемов работы, другими словами, это- инструкция, которая преподносится ребенку с помощью определенных приемов:
- инструкция должна быть короткой и четкой и соответствовать уровню понимания речи обучаемых детей. Ее необходимо давать пошагово, говорить нужно медленно, подкрепляя свои слова жестами, вместо вербальной инструкции можно применять показ, способы выполнения поставленной задачи. Объяснение должно сопровождаться демонстрацией. Это второй метод- метод наглядности.
Метод наглядности
предполагает яркий сенсорный дидактический материал. Ребенок должен иметь возможность рассмотреть и потрогать тот материал, с которым он работает, для того, чтобы он мог точнее соотнести его со словесной инструкцией. Для детей с умеренной умственной отсталостью наиболее приемлем материал, приближенный к реальности: это естественные натуральные предметы, картинки с изображениями, которые ребенок может понять и ассоциировать с предметами в действительности.
3 метод -
игра.
Игровая форма обучения отлично мотивирует таких детей к выполнению тех или иных действий, настраивает их на успешность и позволяет использовать в коррекционных целях их склонность к подражанию. Имитируя действия педагога, дети затем осваивают способность выполнять действия или поставленные задачи по устной инструкции. Игровой материал должен нравиться детям, а задания должны быть построены таким образом, чтобы отрабатываемый навык был нужен ребенку как средство достижения собственной цели. В игре используются постепенно усложняющиеся приемы обучения, такие как
- эмоциональная окрашенная демонстрация игровых действий;
-совместное с детьми проигрывание этих действий;
- выполнение детьми действий с опорой на образец;
- выполнение по словесной инструкции;
- самостоятельное воспроизведение детьми усвоенных игровых действий.
4 метод -
рассказ.
Рассказ предполагает повествовательное изложение содержания учебного материала. Как правило, рассказ - это описание, сопровождаемое наглядной демонстрацией. Он должен быть коротким, содержание его конкретным и доступным для восприятия. Изучаемый материал, обычно по сказке, разбивается на короткие логические части, каждая из которых проигрывается совместно с детьми с помощью игрушек, настольного театра.
5 метод -
наблюдение.
Как правило, используется с целью обучения детей замечать изменения в природе, жизни растений, поведении животных, наблюдать труд людей, анализировать факты и явления, обобщать их. Педагог непосредственно руководит наблюдением, акцентирует внимание детей на том или ином объекте с использованием наглядных средств. Нужно руководить наблюдением с помощью простых вопросов, указующих и сопровождающих жестов, а затем закреплять полученную информацию в игре.
6 метод -
самостоятельная деятельность по подражанию.
Как правило, используется на занятиях, направленных на моторно-двигательное развитие, на занятиях по конструированию. Использование рифмованного текста в сочетании с жестами и звукоподражанием позволяет детям в дальнейшее самостоятельно воспроизводить этот текст вслух и с помощью жестов, что стимулирует их речевое развитие.
В использовании вышеперечисленных методов необходимы: четкая постоянная структура занятия: акцентированное обозначение начала, смена видов деятельности и каждого задания, окончание занятия, четкая организация пространства, ориентировка на действия, помощь взрослого, использование сочетания жестовой и звуковой речи, наглядных материалов и демонстрация действий.
В процессе осуществления методических приемов необходимо оказывать детям помощь и поддержку.
ПОМОЩЬ - должна быть строго дозирована. Если дети не справляются с заданием, нужно сконцентрировать их внимание на нужном действии или объекте. Если этого оказывается недостаточно, можно помочь в выполнении правильного действия, действуя руками ребенка или выполняя часть задания вместо него. В любом случае, задание должно быть закончено.
ПОХВАЛА - необходимо хвалить за хорошо выполненное задание. Если у ребенка что-то не получается, можно похвалить за попытку выполнить задание и помочь ему довести его до конца. Необходимо также избегать негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения
неуспешности
.
Для того чтобы дети смогли овладеть необходимыми навыками, надо учитывать их психофизические особенности, т. е. осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода.