Представление опыта работы по использованию психолого-педагогических приемов, способствующих преодолению внутреннего сопротивления педагогов и детей с ОВЗ, а также обучающихся не имеющих таких ограничений при организации безбарьерной среды.
В этой статье будет представлен опыт работы педагога-психолога, где решаются следующие задачи
Актуализировать социально-психологические знания педагогических работников по основным противоречиям, возникающим во взаимодействии педагогов и обучащихся при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Способствовать использованию различных психолого-педагогических приемов, при организации работы педагогов с обычными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также детей-инвалидов со сверстниками не имеющих ограничений.
3. Развитие способности к наиболее полному познанию себя и других людей.
4. Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
5. Овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
МАСТЕР-КЛАСС
«От стереотипов и барьеров в общении к восприятию и пониманию особенных детей»
Цель: представление опыта работы по использованию психолого-педагогических приемов, способствующих преодолению внутреннего сопротивления педагогов и детей с ОВЗ, а также обучающихся не имеющих таких ограничений при организации безбарьерной среды.
Задачи мастер-класса:
1. Актуализировать социально-психологические знания педагогических работников по основным противоречиям, возникающим во взаимодействии педагогов и обучащихся при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Способствовать использованию различных психолого-педагогических приемов, при организации работы педагогов с обычными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также детей-инвалидов со сверстниками не имеющих ограничений.
3. Развитие способности к наиболее полному познанию себя и других людей.
4. Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
5. Овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
Участники мастер-класса: педагогические работники нашего учреждения.
Оборудование и материалы:
- мольберт;
- ватман, с надписью трудности, пути решения трудностей.
- бумага, ручки, фломастеры;
- повязки на глаза, повязка для рук, перчатки, беруши или наушники с плеером.
- коробочка с конфетами;
- бумажные замочки и ключи;
- рисунки: домик, бабочка, ракета, кораблик, цветок.
Ход мастер-класса:
I. Вводная часть.
Приветствие присутствующих участников. Знакомство. Имя и мое ожидание от сегодняшнего мастер-класса (например, меня зовут Инна Владимировна. Я надеюсь, что этот мастер-класс будет полезен в моей дальнейшей педагогической деятельности).
- Для того чтобы вместе преодолеть некоторые трудности, барьеры, прислушаться к другим, понять другого человека, довериться, открыться друг другу мы должны стать одним целым, одной командой. Предлагаю упражнение «Доброе животное»
Цель: установление благоприятного психологического климата в группе, доверия. Формирование активного и позитивного рабочего настроя.
Упражнение «Доброе животное».
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Представьте что Мы — одно большое доброе животное. Давайте попробуем изобразить, как оно дышит. А сделаем это вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад. Мы берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
II. Основная часть.
- Сегодня я хочу Вам продемонстрировать несколько созидающих приемов корректирующих поведение не только обучащихся взаимодействующих с детьми с ограниченными возможностями, но и педагогов работающих с детьми-инвалидами. Они способствуют разрушению стереотипов и барьеров в общении и деятельности с «особыми детьми». В основе приемов - положительные чувства, способствующие развитию положительных качеств личности: доброта, внимание, просьба, пробуждение гуманных чувств, проявление заботы, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, организация ситуации успеха, вовлечение в интересную деятельность и др.
Напоминаю Вам правила нашего занятия:
не перебивать,
хочешь сказать подними руку,
не критиковать чужое мнение,
не отсижив
аться, быть активным участником,
и
скренность в общении, поэтому
говорим только то, что чувствуем или молчим,
к
онфиденциальность всего происходящего.
Стержнем тренинга является диалог, основанный на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу, готовности выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения. Диалог требует особой тактичности стороны педагога, и одновременно особой настойчивости с тем, чтобы школьники не только поняли необходимость уважительного стиля общения, но и почувствовали его преимущества
Первый прием для педагога который можно использовать при работе с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами– прием метафоры.
Цель: помогает тонко указать, намекнуть всем участникам образовательного процесса на некую несдержанность, где-то даже агрессивность и враждебность. И исправить свои недостатки.
Прием метафор удобно использовать в целях мотивации, когда нужно разговорить участников тренинга, так как он позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок. Например, обсуждая вопрос о последствиях грубого, обращения друг с другом можно использовать текст известной восточной притчи.
«Все оставляет свой след»
«Жил-был один несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своих отрицательных эмоций, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать себя. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.
Юноша понял, легче относиться ко всему терпимее и добрее, чем вбивать гвозди.
Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.
Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».
Рефлексия.
- Как вы понимаете эту притчу?
- У вас были ситуации несдержанности? Как вы справлялись с ними?
Следующий прием - прием «Превращение»
Цель: создать ситуацию принятия и понимания другого человека. Почувствовать его эмоции, переживания, с целью оказания помощи и поддержки.
Говорят, чтобы понять человека, надо встать на его место, это можно сделать, использовав упражнение «Хэлпер». Участникам предлагается «превратиться» в ребёнка с его определёнными возможностями и ограничениями и выполнить небольшие творческие задания.
Упражнение «Хэлпер»
Порошу Вас объединиться в пары. В одной паре будет слепой человек и его помощник. Во второй паре глухой человек и его помощник. И в третьей паре человек с нарушением мелкой моторики рук. Каждой паре предлагается картинка (кораблик, бабочка, домик) человек с ОВЗ должен с помощью своего помощника изобразить эту картинку на листе бумаги с максимальной точностью. Слепому человеку завязываются глаза, человеку с нарушением мелкой моторики рук завязываются руки, а глухому – одеваются наушники. На выполнение задания дается 2 минуты.
Рефлексия:
- Какие ощущения вы испытывали, когда вы не могли видеть и вам пришлось представлять услышанное?
- Насколько воссозданный вами рисунок соответствует действительной картинке?
- В процессе рисования вы догадывались, что это за предмет?
Для тех, кто описывал:
- Какие чувства вы испытывали, когда вам приходилось описывать рисунок?
- Насколько вы смогли помочь своему партнёру правильно понять то, что нарисовано на вашем рисунке?
Для всех:
- Какие сложности вы испытали при выполнении данного задания?
Третий прием - прием эмпатии. Эмпатия - это сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека
Цель: развитие чувства эмпатии.
Упражнение «Волшебные конфеты»
Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, участники должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в добрых волшебников и сможете пожелать людям с ограниченными возможностями здоровья, что-то такое, от чего они смогут стать радостными и счастливыми.
Примеры высказывания:
пусть они избавятся от болезней;
пусть всегда стремятся достигать цели;
пусть исполнится мечта каждого;
пусть у каждого будет дружная семья;
пусть каждый чувствует любовь и поддержку;
много друзей;
пусть у всех будет дом
пусть все хорошо живут
пусть все дружно живут
пусть все будут счастливы
Четвертый прием - прием «Тактильный»
Цель: способствовать исчезновению барьеров между людьми, сплочению коллектива, и взаимодействию с коллективом, эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Улучшение взаимопонимания, развитие навыка невербального общения.
Очень хочется процитировать слова великого китайского мудреца Лао Цзы, который говорил: «…радуйтесь, если вы как стройное прямое дерево – вы пригодитесь для изготовление мебели, радуйтесь, если вы кривое дерево с большим количеством веток - тысячу людей найдут тень под вашими ветвями».
Упражнение-тренинг «Волшебный лес чудес»
(установление длительного контакта)
- Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где всегда хорошо. Встанем в шеренгу. Наши руки – это ветки деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, который идёт по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пройдёт сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.
Рефлексия
- Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам прикасались?
- Ваши чувства, когда вы были деревьями?
Игра «Дотронься до...».
Ведущий предлагает: «Дотронься до... синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у одного из участников в одежде синий цвет и прикоснуться нежно к человеку. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Ведущий следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Пятый прием – метод мозгового штурма
Цель метода: сбор как можно большего количества идей в процессе коллективного генерирования, освобождение от инерции мышления, преодоление привычного хода мысли в решении творческой задачи. Этот эффективный метод позволяет найти пути решения любой проблемы, проблемной ситуации, базирующийся на стимулировании творческой деятельности всех участников образовательного процесса. Деятельность всех педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями, направлена на устранение причин трудностей воспитания и обучения и успешной адаптации в общество. Предлагаю метод мозгового штурма использовать в упражнении
Упражнение «Замочки и ключики»
На рисунке 3 замочка и 3 ключика. На каждом замочке напишите свои трудности, барьеры в работе с ребенком с ОВЗ, ребенком-инвалидом, с которыми вам трудно справиться. А на каждом из ключиков поход, пути решения этой проблемы. На размышление в команде дается 2 минуты. И на обсуждение результатов – 2 минуты.
Шестой прием - прием «Саморегуляция».
Цель: научиться управлять своим психоэмоциональным состоянием с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
- Какие способы Вам помогают справиться с неприятными эмоциональными переживаниями?
- Да. Действительно. При возникновении нежелательных эмоциональных реакций можно использовать различные естественные приёмы саморегуляции:
смех, улыбка, юмор;
расслабление мышц, массаж;
общение с человеком, природой, животными; прогулка;
музыка, танцы, плаванье, чтение стихов, чтение молитвы;
устроить себе День
лодыря
, смена имиджа;
длительный сон, вкусная еда;
чтение
декларация «Декларация моей самости» (по
Вирджинии
Сатир).
«Декларация моей самости». (По Вирджинии Сатир)
Я – это Я.
Сядьте удобно, расслабьтесь, увидьте себя такой, какая Вы есть.
(под музыку зачитывается декларация моей самости.)
Я – это Я.
Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были – тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или самому себе. Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне. Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпимо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться оттого, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в самом себе. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я – это Я, и Я - это замечательно.
III. Заключительная часть.
Притча
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.
Итог: Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. И это потому, что МЫ будем работать ВМЕСТЕ!
- А закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется замечательными словами великой поэтессы Марины Цветаевой: «В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ».