Проектная деятельность актуальна в коррекционном учреждении
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад
Проектная деятельность, как направление работы по развитию творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Составила: Приймакова Н.Ф.
Новошахтинск
январь 2018
Проектная деятельность, как направление работы по развитию творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвитию и самореализации. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе.
В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь организовать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной; привносить новое своей деятельностью, предъявлять свои результаты. Поэтому развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Можно сказать, что метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом.
Как же грамотно организовать проектную деятельность, ведь она требует предварительной подготовки участников проекта? Чтобы добиться результата практически значимой проблемы необходимо:
- создать условия, в которых воспитанники решают проблемы, используя знания из разных областей;
- научить воспитанников самостоятельно мыслить;
-сформировать способность прогнозировать;
-выработать умение формировать причинно-следственные связи.
Проектно-исследовательская деятельность практикуется мною на протяжении пяти лет в сотрудничестве с педагогом начальных классов Сытник Л. В.
При совместной деятельности были разработаны и реализованы следующие проекты:
1. «Зимняя сказка»;
2. «Девочка с цветами»;
3. «Цветы из фоамирана»;
4. «Подсолнух для казачьего танца»;
5. «Полевые цветы »;
6. «Певец земли Донской».
Этапы проектной деятельности включают в себя:
1. Поисково-исследовательский;
- краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы;
-актуализация и новизна выбранной темы;
-формирование цели и задач проектирования;
-сбор, изучение, исследование, в том числе с помощью информационных блоков, каталогов.
2.Технологический;
- практическая деятельность;
-выполнение технологических операций;
-соблюдение правил по ТБ.
3.Заключительный:
-оценка качества реализации проекта;
-анализ результатов выполнение темы проекта;
-изучение возможностей использования результатов проектной деятельности;
- защита (презентация) проекта;
-участие в конкурсах и выставках проектов;
-защита проектов;
-проведение открытого мероприятия в школе, поселковой ,библиотеке, клубе;
-печатание в СМИ;
-размещение информации на сайте;
-участие в конкурсах межрегионального, областного, всероссийского и международного уровней.
Как же осуществляется мною работа по данному направлению в начальной школе? Я считаю, для того, чтобы дети реализовали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, воспитательской деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований. Программа обучения проектно-исследовательской деятельности воспитанников должна начинаться тренинговых занятий по развитию:
-творческого мышления;
-творческого воображения;
-применение методов организации творческой деятельности.
Какие же виды заданий и упражнений я использую в своей работе?
Так в первом полугодии первоклассникам я предлагаю задания и упражнения, которые способствуют:
-развитию умения видеть проблемы; продолжи незаконченный рассказ; опиши один день вашей воображаемой жизни;
-умение задавать вопросы; показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы ;
-умей классифицировать: задание «четвертый лишний» (предметы классифицируются по основному признаку, по цвету, по форме и т. д.)
-умение наблюдать: рассматривание предмета, затем предлагаю детям закрыть глаза и прошу вспомнить и назвать его детали.
Следующий этап упражнений - рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок - рисуем картинки, содержание различия.
Проведя такую подготовительную работу. Можно расширить рамки работы и включить сюда работу над проектами.
Конечно, речь не идет о полноценных проектах , а лишь об элементах проектно-исследовательской деятельности, в ее классическом понимании. В ходе работы воспитанники овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с воспитателем.
В моей воспитательной работе был использован проектно-ориентированный проект «Елочка пришла».
Этапы проектной деятельности:
-организация и проведение экскурсии по школьной территории; знакомство с хвойными деревьями;
-проведение конкурса рисунков елочки;
-посещение библиотеки; чтение рассказа о елочке;
-просмотр мультфильмов о елочке;
-отгадывание загадок;
-изготовление елочки;
-украшение спальни;
-украшение елочки;
-разучивание песни «В лесу родилась елочка»;
-участие в новогоднем празднике;
-подарок родителям;
-участие в конкурсе.
В ходе реализации проектной деятельности воспитанники узнали, что на территории школы растут елки, ели, сосны, туи. А также познакомились с творчеством детского писателя Г. Х. Андерсена. Выучили песню «В лесу родилась елочка» и стихи, которые были исполнены на новогоднем празднике. Дети творчески подошли к изготовлению елочки, чтобы потом украсить спальню и елку. Это позволило наряду с развитием творческих способностей выявить степень одаренности воспитанников.
Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость, переживание успеха, осознание собственных умений, компетенции. Конечно, большая работа проводится воспитателем. Исходя из собственного опыта работы, могу сказать, что правильно организованная воспитателем проектная деятельность позволяет в рамках одного проекта интегрировать и углублять знания по нескольким предметам и видам деятельности. Данная интеграция обладает большим воспитательным образовательным потенциалом, обогащая внутренний мир детей начальных классов. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума гибкость мышления, память способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения. С возрастом эти качества совершенствуются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность развития познавательного интереса и творческих способностей воспитанников в коллективной творческой деятельности. Совместная работа в рамках проекта учит детей творческому общению, взаимопониманию, сотрудничеству, предприимчивости, активности, что немаловажно для существования в нашем обществе.