Проектная и исследовательская деятельность как основа формирования компетенций. Автор: Шевелева Марина Михайловна

Материал из опыта работы. В статье повествуется об особенностях организации проектно-исследовательской деятельности в процессе преподавания истории, обществознания на основе краеведческого материала. 


Автор: Шевелева Марина Михайловна
Работа:

Шевелева М.М.

Тема «Проектная и исследовательская деятельность как основа формирования компетенций»

Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал.

А. Дистервег

Задачи по теме самообразования:

1.Установить взаимосвязь проектно-исследовательской деятельности и компетенциями.

2.Проанализировать формы организации и сферы применения проектно-исследовательской деятельности (учебная, внеурочная).

3.Составить индивидуальные планы с учащимися кружка на учебный год:

-формы-участие в олимпиадах, подготовка проектов и исследовательских работ, публикация материала в СМИ,

-задачи для каждого по содержательной части – определение темы проекты и исследования),

-овладение умениями по основам ведения исследовательской деятельности и основам экскурсионной деятельности, компетенциями (информационной, коммуникативной и др.),

-воспитание определенных личностных качеств (воля, организованность, толерантность).

4.Создание учащимися определенного интеллектуального учебного продукта (статья в СМИ, буклет, текст экскурсии, фотоальбом, учебный материал к урокам, проекты и исследовательские работы).

Актуальность темы

Мы живем в эпоху быстрой смены технологий. Деятельность человека XXI века становится всё более интеллектуальной и динамичной. Сегодня конкурентноспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладеть новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Каким должно быть образование сегодня?

Оно должно, прежде всего, отвечать целям опережающего развития. Это значит, в школе нужно изучать не только достижения прошлого, но и те способы деятельности и технологии, которые пригодятся в будущем. Обучение должно быть интересным и увлекательным: проектно-исследовательская деятельность, творческие задания, в ходе выполнения которых можно научиться самостоятельно видеть проблемы, выдвигать гипотезы, осваивать новое, делать выводы, принимать решения, соизмеряя свои способности и возможности. Достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии. Базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов.

Метод проектов нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора»1. То есть речь идет о формировании современных ключевых компетенций:

общенаучной

информационной

познавательной

коммуникативной

ценностно-смысловой

социальной

компетенции личностного самосовершенствования

А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

 

Цели педагога при организации проектно-исследовательской деятельности

Образовательная - вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающая - развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой; расширение кругозора, эрудиции.

Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

 

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

а) через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

 

Классификации проектов

 

Существует несколько подходов к классификации проектов по предметам обществоведческого цикла. По доминирующей деятельности учащихся их можно разделить на следующие типы:

Исследовательский

(Напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов).

В качестве примера – это проект

ы Первовой Веры

«Предметы быта

казымских

коми-зырян»

,

Тарлиной

Анжелы «Изделия из бересты

казымских

ханты».

Творческий

(п

ланируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, видео

фильм, экспедиция, реферат и т.д.) – ученицами 7

кл

.

Тарлиной

Валей, Александрой и

Хрушковой

Анастасией была составлена содержательная часть к экскурсии «История ул.

Каксина

»

Ролевой, игровой

(Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая, игровая.

Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание?

Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?) –

занятиях элективного курса «Конфликты» в 9

кл

.

группами были разыграны сценки «Конфликт.

Способы решения конфликта».

Информационный

(

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто являются публикация, в

т.ч

. в Интернете.

Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса

, семьи

)

ученицами 6

кл

.

сестрами

Кантеровыми

,

Каневой

Анастасией, Новиковой Ксенией,

Рандымовой

Полиной был подготовлен проект «Члены моей семьи – участники Медвежьих игрищ».

Практико-ориентированный

(

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Очень разнообразны – от учебного пособия (листовка) до рекомендаций по сохранению здоровья.

Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему).

Учениками 7

кл

. на уроке истории были подготовлены проекты по теме «Культура. Бытовые условия жизни сословий русского общества в 17 в.». Каждая группа из 4 выбрала сословие, подбирала материал и оформила по плану: 1.жилище, 2.одежда, 3.пища, 4. занятия и развлечения.

Они разработали

своеобразные мини-пособия по теме.

Социальный проект

(этот проект объединяет обучение и воспитание, так как подразумевает развитие навыков критического мышления).

Члены

кружка участвовали в подготовке проекта по изготовлению эскиза и баннера

с планом села

Казым

.

При использовании проектной технологии на уроках я ставлю перед собой следующие задачи:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

расширение

кругозора

учащихся

;

активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придание уроку современных динамичных форм.

Кроме того, проектное обучение:

способствует повышению личной уверенности учащихся;

развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;

обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;

развивает у учащихся творческие способности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

 

Я считаю, что очень важно, чтобы работы учеников приняли участие в каком- либо конкурсе или конференции. Это очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны.

По итогам работы можно оценивать сформированность компетенций:

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом

степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;

практическое использование

предметных

и общешкольных ЗУН;

количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

степень

осмысления

использованной

информации

;

оригинальность идеи, способа решения проблемы;

осмысление проблемы проекта и формулирования цели;

уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;

творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

социальное и прикладное значение полученных результатов.

Особенности организации исследовательской деятельности

Исследовательская работа учащихся по общественным дисциплинам предполагает анализ исторических источников. Важно научить школьников правильно отбирать и анализировать их. Методика работы с различными видами исторических источников вырабатывалась многими поколениями ученых. Для школьного исследования не существует каких-то особых, отличных от известных в науке исторических источников и методов их изучения. Речь идет лишь о том, какие научные методы более соответствуют интересам и возможностям учащихся.

Также нужно научить школьника пользоваться средствами поиска материалов к исследованию: краеведческими каталогами, картотеками, путеводителями, описями дел (документов), Интернет – ресурсами и находить в них сведения о нужной литературе, а также при получении найденной литературы (книг, статей, архивных документов, сайтов в Интернете) быстро находить в них полезную информацию.

Значение исследовательской деятельности

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. В учебном заведении создается новая образовательная среда, что является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа. Технология исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: школьники учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).

Научить и создать с учащимся научно-исследовательскую работу – это колоссальный труд учителя во внеурочное время. Но он окупается важными результатами: у школьников повышается уровень познавательных процессов, формируются исследовательские навыки, закрепляются умения грамотно выполнять и оформлять научные работы, происходит их психологическое развитие. А учитель, занимаясь с учащимися исследовательской работой, выполняет важную функцию привития любви к творчеству, формированию общей культуры граждан.

Итоги работы над темой

 

1.Задачи решены.

2. Сведения о публикациях учеников

 

 

Тема публикации (авторской

разработки)

Где опубликована

(кем рецензирована)

1

Канева Анастасия, Рандымова Полина, Кантерова Валерия. Проект «Члены моей семьи – участники Медвежьих игрищ».

Канева Анастасия, Рандымова Полина, Кантерова Валерия. Проект «Члены моей семьи – участники Медвежьих игрищ». //Режим доступа: http://www.zavuch.ru/methodlib/261/121727/

2

Хрушкова Анастасия, Тарлины Александра и Валентина. Исследовательская работа «Главная улица села Казым».

Хрушкова Анастасия, Тарлины Александра и Валентина. Исследовательская работа «Главная улица села Казым». // Режим доступа: http://www.zavuch.ru/methodlib/261/121726/

3

Канева Анастасия, Рандымова Полина, Кантерова Валерия. Проект «Члены моей семьи – участники Медвежьих игрищ».

Канева Анастасия, Рандымова Полина, Кантерова Валерия. Проект «Члены моей семьи – участники Медвежьих игрищ». //Режим доступа: http://kazym-museum.ru/research?start=10

4

Хрушкова Анастасия, Тарлины Александра и Валентина. Исследовательская работа «Главная улица села Казым».

Тарлины Александра и Валентина. Исследовательская работа «Главная улица села Казым». //Режим доступа http://kazym-museum.ru/research?start=10

5

Участие в краеведческой конференции в этнографическом музее с. Казым

Краеведческие чтения в музее. Новости музея. //Режим доступа: http://www.kazym-museum.ru/news/895

 

6

Новикова Ксения, Канева Анастасия.

Тарлина Валентина и Александра.

Хрушкова Анастасия.

Хрушкова Анастасия, Тарлины Алесандра и Валентина.

 

Буклет «Медвежьи игрища».

 

План села.

Буклет «Улица Каксина»

Экскурсия по ул. Каксина.

//Режим доступа: http://kazimschool.ru/olimpiady-i-konkursy

 

 

3. Выполнены 6 исследовательских и проектных работ, 2 статьи, проведен квест-тур, выпущено 2 буклета, 1 выставка в библиотеке по ул. Каксина, 2 экскурсии заочные (по у. Каксина, по истории медвежьих игрищ).

Проекты:

1.Первова В. – «Предметы быта казымских коми-зырян».

2.Тарлина А. – «Изделия из бересты казымских ханты».

3.Хрушкова А., Тарлины А. и В. – «История ул. Каксина в с. Казым».

4.Кантеровы В. и В., Новикова К., Рандымова П. – «Медвежьи игрища в жизни моей семьи».

5.Первова В., Тарлина А., Тарлина А. – «Приезжайте к нам в Казым».

6.Спиридонова В. – «Предметы быта казымских ханты».

7.Первова В. – статья «Что в памяти осталось о войне?».

8.Бокова А. – статья «История моей семьи в истории округа».

 

4. Члены кружка приняли участие в 6 конкурсах, 4 олимпиадах.

Учащиеся в большей степени пополнили портфолио дипломами всероссийского и международного уровня.

 

5. Результаты участия учащихся в интеллектуальных конкурсах

 

Название конкурса

Уровень

Количество участников

Количество призеров и победителей

Всероссийская олимпиада школьников по праву, школьный уровень

школьный

7

3

Всероссийская олимпиада школьников по истории, школьный уровень

 

18

5

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию, школьный уровень

 

32

6

Всероссийская олимпиада школьников по МХК, школьный уровень

 

2

2

Международная Олимпиада по основам наук (по истории) УрФО.

1 этап

 

3

0

Итого

 

62

16

Всероссийская олимпиада школьников по праву, муниципальный уровень

муниципальный

3

0

Всероссийская олимпиада школьников по истории, муниципальный уровень

 

3

1

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию, муниципальный уровень

 

6

3

Всероссийская олимпиада школьников по МХК, муниципальный уровень

 

2

0

Всероссийская акция «Я – Гражданин России», муницип. уровень

 

4

4

Молодежные Кирилло – Мефодиевские чтения, мун. ур.

 

1

1

Муниципальный Конкурс учебных проектов

 

1

1

Итого

 

23

10

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию, региональный уровень.

региональный

2

0

Конкурс исследовательских работ среди обучащихся младшего и среднего школьного возраста «Угорское наследие», регионр. (заочный конкурс)

 

3

3

Всероссийская акция «Я – Гражданин России», регион. уровень

 

4

0

Молодежные Кирилло – Мефодиевские чтения, регион. ур.

 

1

0

8 открытая конференция юных краеведов и историков «Тимофеевские чтения»

 

4

1

4 Окружная музейная Интернет конференция «Связь времен»

 

4

0

Итого

 

18

4

Международная Олимпиада по основам наук (по истории) УрФО.

2 этап

всероссийский

3

3

1 Общероссийская олимпиада по обществознанию 6-9 кл. «Я учу обществознание»

 

8

8

1 Общероссийская олимпиада по всеобщей истории 5-9 кл. «Я учу историю»

 

1

1

2 Общероссийская олимпиада по обществознанию 6-9 кл. «Я учу обществознание»

 

6

6

2 Общероссийская олимпиада по истории 6-9 кл. «Я учу историю»

 

5

5

Итого

 

23

23

Международная Олимпиада по основам наук (по истории) УрФО.

3 этап

международный

3

1

Международный конкурс «С большой любовью к своей малой Родине»

 

5

5

Итого

 

8

6

 

 

 

Проектная деятельность учащихся 7 кл. на уроке истории.