Профориентационная работа. Автор: Колупаева Оксана Николаевна

В данной статье мною описаны потребности и возможности обучающихся с интеллектуальными нарушениями по професиональному самоопределению. также представлен дидактический материал, который я использую в своей работе.


Автор: Колупаева Оксана Николаевна
Работа:

Сообщение по теме:

«Профессиональное самоопределение выпускников»

Выполнила воспитатель: О.Н. Колупаева

 

Вопрос выбора профессии является приоритетом для старшеклассников. Ученик в подростковом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное для старшеклассников не растеряться, сделать правильный выбор соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям.

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники коррекционных школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации главное –  не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются  к выбранной профессии  и к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Дети с интеллектуальными нарушениями – особая категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

Выпускникам коррекционных школ трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Они замкнуты, не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.

Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников наших школ. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
В нашей школе-интернате обучаются умственно- отсталые дети, имеющие отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, затруднения в процессе восприятия, недостаточную сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса.
Часто  при выполнении заданий вне учебного характера воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи; испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.

Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

В связи со всем выше сказанным, становится очевидной необходимость создания системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников школы-интерната 8 вида, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе, со знаниями о профессиональной деятельности.                               
Основными целями работы  по профессиональному самоопределению являются:

актуализация процесса профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда

развитие у воспитанников способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи работы  по профессиональному самоопределению:

повысить уровень психологической компетенции воспитанников школы-интерната за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ само восприятия;

сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

способствовать формированию мотивов саморазвития, личностного роста.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду.
Профориентационная работа подразумевает многолетнюю поэтапную деятельность в содружестве всего педагогического коллектива, служб сопровождения, внешкольной и внеклассной работы.

Предлагаемый дидактический материал используется во внеклассной работе: беседах с элементами практической деятельности. Дидактический материал способствует расширению знаний о мире профессии; углубляет представление о профессии; развивает внимание, память, расширяет словарный запас слов.

Во время работы с дидактическим материалом у детей вырабатываются навыки сотрудничества, умения, связанные с преодолением трудностей, развиваются такие качества, как доброжелательность, компетентность, внимательность.

 

 

 

Дидактический материал по профориентации.

 

Закончи пословицу:

Научился сам……….. (научи другого).

Труд человека кормит………… (а лень портит).

Кто любит труд………………. (того люди чтут).

Каков строитель,………………………… (такова и обитель).

У плохого мастера………………………. (и пила плохая).

Лес рубят …………………………. (щепки летят).

 

Что такое профессия

:

А) хобби;

Б) основной род занятий;

В) развлечение;

 

Угадай название профессии

:

- строит дома - строитель

- садит деревья – садовник

- шьет одежду швея

- оформляет букеты – флорист

- ухаживает за цветами - цветовод

 

Кому принадлежат эти предметы? Напиши названия профессий.

 

 

 

 

(столяр, плотник, швея, электрик)

 

Какую работу выполняют строительные специалисты?

. плотник (строит стены и потолки деревянных зданий)

. кровельщик (монтирует крыши зданий)

. водопроводчик (устанавливает трубы и батареи отопления)

. маляр (красит стены и потолки)

.каменщик (строит фундамент и стены каменных зданий)

 

Кто это?

Создает проект интерьера (

дизайнер)

Он железо красит краской (

маляр)

Создает проекты зданий

(архитектор

)

Поднимает грузы с помощью машины (

крановщик)

 

Угадай

названия профессий

по рисунку

:

 

(швея, каменщик, портниха, телеведущая, закройщик, маляр, фотограф, архитектор, крановщик, сварщик, водопроводчик)

 

Разложить по группам названия профессий

:

-Газетное дело:

- строительное дело:

- швейное дело:

(каменщик, крановщик, маляр, архитектор, фотограф, телеведущая, швея, закройщик, сварщик, журналист, печатник).

 

Подчеркни трудовую деятельность, которую выполняют люди строительного дела

:

- стачивает детали

- проводит электричество

- подготавливает тексты к печати

- монтирует крышу здания

- красит стены, потолки

- раскраивает ткань

- управляет краном

- подготавливает ткань к раскрою

- отутюживает изделия

 

 

Разыскать

стрелочкой владельцев вещей

:

Пила плотник

Шприц врач

Водопроводный кран слесарь-сантехник

Секатор садовник

Расческа парикмахер

Гаечный ключ слесарь

Рубанок столяр

скалка пекарь

 

 

Разгадай ребусы:

 

(повар ) (портной)

 

 

( дворник)

 

 

12. Угадай название профессии.

■ Кто приходит после штукатура? (Маляр.)

■ Преобразователь ткани в одежду – это... Кто? (Портной.)
■   «Профессор кислых щей» – это… Кто? (Повар.)

■  Кто может взять в тиски? (Столяр.)

13.Найди продолжение пословицы:

Мастерство тому даётся,

а людей в делах.

Деревья смотри в плодах,

чтоб не кряхтеть при ходьбе.

Бери всегда ношу по себе,

а один топор берут.

В лес идут,

выстирала – не узнала.

На полатях лежать,

кто весь делу отдаётся.

Стирала – не устала,

так и ломтя не видать.

Держись за соху:

она кормилица.

 

 

1

 

 

 

 

14. Разгадайте загадки и вы узнаете место работы представителя следующей профессии.

1.На пальчике одном ведерко вверх дном. (наперсток)

2.Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается. (утюг)

3.На поляне шерстяной пляшет тонконожка, из под туфельки стальной выползает стежка. (игла)

4.Всех на свете обшивает, что сошьет – не одевает. (швейная машинка)

(швея).

 

15. Отгадай загадки и узнаешь название профессий:

1 .Вот уж мал костюмчик мой,

Новый мне сошьёт ….. (портной)

2.. Лесов строительных он житель,

Возводит нам дома … (строитель)

3. Кто по адресу любому

Подвезёт вас прямо к дому

На авто зеленоглазом?

Отвечайте, дети, сразу! (таксист)

4. С сумкой тяжёлой обходит район,

Письма нам в ящик кладёт … (почтальон)

 

16. Угадай профессию:

Б С Б Т Б О Б Л Б Я Б РБ (столяр)

Л П Л Л Л О Л Т Л Н Л И Л К Л (плотник)

О П О О О Р О Т О Н О О О Й О (портной)

С А А А Д А О А В А Н А И А К А (садовник)

 

17. Выполни действия и узнай профессию:

ТО + КА + РЬ = ТОКАРЬ

СА – А + ВА + РО – О + ЩИ + КО – О = СВАРЩИК

АМ – А +МА –М + ЛЯ + РИ – И= МАЛЯР

ПЕ + КО – О + СА – С +РЬ = ПЕКАРЬ

 

18. Найди и подчеркни лишнее слово:

Повар, врач, маляр, кастрюля, столяр.

Кузнец, рыба, плотник, рыбак, охотник.

Доярка, птичница, корова, пахарь, лесоруб.

 

 

 

19. Соедини картинки и названия профессий:

повар

маляр

 

садовник

строитель