Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Роль мелкой моторики в развитии речи детей. Автор: Шарыпова Гузалия Мансуровна

Установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.


Автор: Шарыпова Гузалия Мансуровна
Работа:

Шарыпова Гузалия Мансуровна

Воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко»

Роль мелкой моторики в развитии речи детей

В. А. Сухомлинский: «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли

 

Установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга. Психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развита моторика, но будет недостаточно общения, то и речь малыша будет плохо развита. Необходимо развивать речь ребенка в комплексе: активно общаться с ребёнком, стимулировать его речь вопросами, просьбами. Необходимо много читать ребенку, рассказывать ему обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И постоянно развивать мелкую моторику рук.

Значение развития мелкой моторики

Повышает тонус коры головного мозга

;

Развивает речевые центры коры головного мозга

;

Стимулирует развитие речи ребенка

;

Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи

;

Способствует улучшению артикуляционной моторики

;

Развивает чувство ритма и координацию движений

;

Подготавливает руку к письму

;

Поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста. Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук.

Развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту. В настоящее время дома, в семье недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма. Хотелось бы предложить упражнения, которые полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

Все игры и манипуляции с мелкими предметами должны проводиться только под строгим контролем взрослых!

Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета:

внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;

графические упражнения

;

дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;

соединение по точкам;

рисование по образцу и т. д.

 

 

 

Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета:

шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы и т. д. (упражнение проводится с педагогами);

вышивание, вязание;

имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками); (упражнение проводится с педагогами);

театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней);

 

Упражнения по выработке мускульной памяти

массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, прыгунками – вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

 

Пальчиковые игры с грецкими орехами:

вращать между ладоней (один или два)

;

перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;

вращать внутри одной ладони (перебирая пальцами);

удерживать поочерёдно между пальцев рук;

Игры с орехами не должны быть молчаливыми, нужно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.

шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя- тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

мозаика, конструкторы, паззлы, пирамиды, волчки;

отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;

работа с пластилином, бумагой, тканью;

игры с бусами, чётками — перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество бус (в прямом и обратном порядке)

.

игры с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону);

выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;

игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук);

игры с эспандерами, губками;

 

Игры с прищепками:

ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста в играх — драматизациях, в стихотворных текстах-диалогах.

собери звуковые бусы, т. е. вместо обычных фишек синего и красного цвета для обозначения гласных, согласных звуков используем прищепки соответственных цветов;

развивать фонематическое восприятие и закреплять пространственные представления: «Собачка-ищейка» ищет в какой части слова спрятался звук [ш] на полоске – в начале слова (левый край полоски, в середине или в конце (правый край полоски);

прищепки можно одновременно использовать и для развития сенсорики и творческого воображения, украшая фигурки, вырезанные из картона;

Все эти упражнения обогащают знания ребёнка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают. С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.

 

 

Предложите ребенку:

работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т. д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;

выполнить мозаику из пластилиновых шариков;

геометрические фигуры, цифры, буквы;

ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т. д.);

с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);

Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т. п.

«Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;

закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой; • с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии);

игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли). Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью.

Каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×