Международный
педагогический портал
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Название работы:

«Сказкотерапия как инновационный метод в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ»

Дата публикации:
Автор:
Описание:

    В последнее время всё чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

     Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации крррекционно-развивающего процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребёнка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным.

Работа:

 

«Сказкотерапия как инновационный метод в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ»

 

Поволоцкая Светлана Анатольевна,

учитель-дефектолог, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Журавушка»

 

 

Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей, сформировать коммуникативные навыки – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств, духовности и развития толерантности. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его дальнейшей жизнью. И как не вспомнить слова В.А. Сухомлинского «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребёнком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения.

Пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие дошкольников в процессе воспитания оказывает личность педагога.

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений:

- к своей работе,

- к воспитанникам,

- другим людям,

- к самому себе;

- к собственной речи.

Что значит и что могут дать несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора.

К. Станиславский

Формирование духовно-нравственных качеств протекает в тесной взаимосвязи с речевым развитием.

Уже с самого рождения ребёнка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.

Но в этом периоде все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребёнок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слышать и понимать речь.

Конечно, в период младенчества главная роль в развитии речевого слуха и восприятия принадлежит родителям. Но уже с раннего детского возраста одной из важнейших задач дошкольного образования является речевое развитие и, конечно же, формирование фонематических процессов, как компонентов развития речи.

Фонематический слух и фонематическое восприятие- это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталоном, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решётке фонем».

Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и звуковой состав слова.

 В современной социокультурной ситуации в стране актуальным становится инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети будут посещать одни детские сады и школы. Можно предположить, что здоровые дети будут терпимее, относится к детям с ограниченными возможностями и по возможности помогать им.

       Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив.

К детям с ОВЗ относятся такие дети:

1. Не слышащие или глухие и слабослышащие дети; незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием. Таких детей мы можем выявить сами.

2. Дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны». Таких детей выявляет логопед, детей с тяжелым нарушением речи в нашем детском саду нет.

3. К детям с ОВЗ относятся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети-инвалиды)

4. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения. Диагноз ставит невропатолог.

5. Умственно отсталые дети, дети с нарушением эмоционально-волевой сферы. Таких детей выявляет психолог и невропатолог.

       К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

      Дети с ОВЗ – это сложный, своеобразный контингент. У них наблюдаются недоразвитие познавательной деятельности – как основной признак, симптом умственной отсталости – и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы.

Значительное количество речевых нарушений у воспитанников с ОВЗ, так или иначе, связано с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка, что делает невозможным их правильное  произнесение, не даёт возможности овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи.

Работу с такими детьми приходится начинать практически с нуля. Начинать следует с освоения неречевых звуков, постепенно охватывая звуки речи, правильно произносимые детьми, а затем те, которые вновь ставятся (или исправляются) и вводятся в самостоятельную речь. Одновременно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, над развитием просодической стороны речи (интонационная выразительность), над дифференциацией звуков, слогов, фонем, над развитием навыков элементарного звукового анализа, позволяющая добиваться более эффективных результатов развития фонематических процессов.

Для того, чтобы ребёнок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.

Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребёнка острый слух от природы. Её нужно развивать с первых лет жизни.

Для дошкольного восприятия работа со сказками всегда была актуальным и интересным видом деятельности. В сказках наглядно и доступно для ребёнка продемонстрировано освоение мира отношений между людьми, творческое воображение, эмоциональная выразительность, мышление и речь.

Педагогическая сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дающий им возможность понять друг друга. Соприкосновение ребёнка со сказками, ненавязчиво, просто и мудро, знакомит его с понятиями добра и зла, неизбежно затрагивает его эмоциональную сферу. С помощью сказки у детей легче формируется позитивное отношение к доброте, справедливости, смелости, к нормам взаимоотношений с людьми и взаимодействие с окружающим природным миром, т.е. происходит формирование духовно-нравственных ценностей у маленького человечка.

 «Сказка, - писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть сказка учит сопереживать».

Сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у дошколят. Информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.

Одним из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий является сказкотерапия. Это инновационный метод в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающие.

Сказкотерапия — воздействие сказкой с целью лечения (терапии), коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

В научно - педагогической литературе сказкотерапия- это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т. е. сказами).

 

Сказка, как жанр художественной литературы, находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В.П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Виды сказок:

1.Художественные – это сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории.

2.Дидактические – эти сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала.

3. Фонетические.

4. Диагностические.

5.Психокоррекционные – эти сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка.

6.Психотерапевтические – это сказки, врачующие Душу…Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий.

7.Медитативные – эти сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятие психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Для того чтобы ребёнок лучше "воспринимал" то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал ВХОЖДЕНИЯ в Волшебную страну.

Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Ритуал входа и выхода должен быть одинаковым. Желательно каждый раз одним и тем же способом. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др.

 Сказкотерапия- пожалуй, самый детский метод, и один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребёнка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку.

Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребеёнка.

 Основной целью сказкотерапии является:

Снятие эмоционального напряжения;

- Создание игровой доверительной атмосферы в группе;

- Установление межличностных контактов между детьми;

- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

- Развитие у ребёнка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

          Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и  знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми.

 

Практическая часть.

Сказка о звуке А.

Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

- А_А_ А_А_ А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

- ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Что любил делать звук А? (Петь.)

3. Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)

4. Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)

5. Как умел петь звук А? (Тихо, громко.).

6. Спой тихо, спой громко.

7. Какую песню пел звук , когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную.)

8. Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)

9. На каком инструменте играл звук А? (На барабане.)

10. Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А А а а а, А А а а а.)

11. Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные.)

12. Спой колыбельную звука А.

13. За что всем нравился звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса.)

 

Загадки о сказках.

В этой книжке – именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах,

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть её не погубил,

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

«Муха-Цокотуха»

Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил,

И остался с носом.

«Лиса и Журавль»

Красна девица, грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

«Снегурочка»

Конь ретивый,

Долгогривый.

Скачет полем,

Скачет нивой.

Конь росточком малый,

Но зато удалый.

«Конек-Горбунок»

 

Игра «Запутанные сказки»

 

Жили-были
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё - два козла: Сивка да Бурка!

Помощник

Ох, случилася беда: загорелася вода.

На то счастье, на тот раз

Мимо шёл хромой Тарас –

Живо воду затушил

И тем славу заслужил.

Как её он заливал,

Он про то нам не сказал.

Только слышно стороной:

Затушил он бородой!

 

4. «Сказочный дождик».

-А теперь встаньте все в круг друг за другом. Представьте, что в нашей Сказочной Стране пошёл дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине…»

 Все участники двигаются по кругу и в соответствии со словами ведущего с помощью лёгких постукиваний пальцами делают впереди идущему участнику массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогичные действия.

 

Сказка про дождик.

Так грустно было сидеть котёнку Феде дома, но на улице второй день шёл дождь. С друзьями не побегаешь, все спрятались от дождя, на горке и на качелях не покатаешься – все мокрые. Осталось только сидеть дома и смотреть в окно на бесконечно серые тучки и слушать, как барабанит дождь по стеклу и по крыше. Кап-кап, кап-кап, кап-кап… грустно!

Мама, конечно, говорила, что дождик очень нужен деревьям и цветам, кустам и травке, что после дождя обязательно пойдут грибы. Но котику так хотелось, чтобы он поскорее закончился! Ведь ему надо было покататься на велосипеде, построить песочный замок, поиграть с друзьями в мяч.

И тут ему в голову пришла одна идея: а что, если ему поговорить с дождиком?

Котёнок Федя вышел на крыльцо, поднял голову к небу и спросил:

-Дождик, дождик, ты не устал капать? Может перестанешь?

Дождик спросил:

- А почему я тебе не нравлюсь, ведь я приношу пользу?

- Потому что ты грустно поёшь: кап-кап, кап да кап – ответил Федя.

Дождик обиделся, его капли стали крупнее, бить о крыши и стёкла стали сильнее, громче и чаще, дождик полил. А потом немного утих и спросил:

- Разве грустно? А ты послушай ещё раз! – И дождик запел: какп-кап-какп-кап-кап

- Я дождик весёлый, я лью целый день.

Смываю я пыль – вот и воздух свежей!

Малине, клубнике напиться я дам, чтоб ягоды ты собирал по утрам.

Сапожки резиновые, зонтик возьми и весло прыгать по лужам беги.

Ведёрком ты можешь мои капли ловить, кораблик бумажный в пруду запустить.

А после я радугу всем покажу, а сам пойду лить в другую страну.

- Разве я грустный? – спросил дождик зайчика.

- Вовсе нет! Сейчас я по-другому услышал тебя. С тобой должно быть весело! – ответил зайчик Федя. И побежал в дом за резиновыми сапогами и зонтиком. Ведь во дворе его ждало столько всего интересного!

 

Сказка-шумелка

«Трусливый заяц».

 

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! ЦЕЛЛОФАН

                                                                                     

Испугался заяц и - бежать.ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

                                                                                             

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

                                                                                      КОРОБОЧКА

Бросился заяц бежать.

                                                                                   ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

                                                  ВЗМАХИ БУМАЖНЫМ ЛИСТОМ

 Побежал заяц из леса к речке.

                                                                                          БАРАБАН (быстро)

А на берегу речки лягушки сидели.

ТОН-БЛОК ИЛИ БУБЕН

Увидели они зайца – и прыг в воду.

                                                                ПАЛОЧКОЙ ПО ГАФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ 

Заяц обрадовался и говорит:

 - А звери меня, зайца, боятся!

 Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.

                                                                       ПАЛЬЦАМИ БАРАБАНИТЬ

Игра «Сказка по кругу».

Педагог держит в руках коробку и обращается к детям:

 «В этой коробке живёт очень интересная сказка. Только каждое слово на отдельном листочке (картинка). Необходимо по очереди вытягивать картинки и сочинять сказку». Например, на картинке нарисован волк. Начинаем сказку: «Жил-был волк». На следующей картинке лес. Продолжаем сочинять: «Волк жил в лесу» и т.д. 

Работа с тактильными дощечками.

Дети

осматривают и ощупывают дощечки, сравнивают их, выбирают самую мягкую, самую жёсткую, колючую и т.д., соотносят с животными. Затем слушают сказку и отбирают подходящие под описание дощечки, выкладывают их по порядку. После этого

желающий

из участников пересказывает сказку с опорой на тактильные дощечки.

Сказка «Кошкины слёзки».

Жила-была кошечка. Шёрстка у неё была белая и пушистая. Лапки нежные и мягкие, как подушечки, когти длинные и острые. Бежала она по дорожке, по шероховатой тропинке, через колючие кусты. Испачкала свою белую шерсть и стало ей очень грустно. Кошечка уже хотела заплакать, но вдруг на нос ей присела красивая бабочка. Кошечка стала с ней играть и быстро успокоилась. И так поняла, что для грусти у неё нет больше причин.

 

Сказка про ё

жика

Витю

.

Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности.

Ключевая фраза: «Я плохой. Со мной никто не будет дружить!»

В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ёжиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.

 

— Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты ? — говорила Вите лиса.

— Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,— бурчал медведь.

— Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,— пищал зайка.

— У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте — и те поют лучше тебя,— курлыкал ему прямо в ухо соловей.

Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального! слуха?»— плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.

Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький»,— подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.

Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.

— Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, - сказала лиса.

С тех пор ёжик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нём и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.

Ведь настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.

Вопросы для обсуждения.

За что было обидно ёжику, почему он плакал? Что изменило жизнь ёжика? Кто такой настоящий друг по мнению ежика? А как считаешь ты?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды рефлексии

Рассмотрим некоторые виды педагогической рефлексии:

1.Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений о детях.

2.Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие ("Я – глазами других").

3.Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

4. Упражнение «Дерево цели» (7 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x
×