В докладе представлен опыт работы использования театрально-игровой деятельности в коррекционном процессе.
Театрально-игровая деятельность как средство коррекционно-развивающей работы
учителя-дефектолога специализированного дома ребенка
Использование театрально-игровой деятельности на коррекционно-развивающих занятиях.
Театрально-игровая деятельность в коррекционно-развивающей работе имеет весомое значение, так как является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в раннем возрасте. Она позволяет решать многие актуальные проблемы коррекционной педагогики, связанные с особенностями развития коммуникативных качеств личности, развитием речи, мышления и многих психических процессов.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности на коррекционно-развивающих занятиях в раннем возрасте являются: разнообразие и содержательность тематики соответствующая данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации коррекционно-развивающего процесса; формирование интереса, к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей с взрослыми.
Театрализация в коррекционно-развивающей работе используется как средство умственного, речевого развития малышей, а также для активации познавательной и самостоятельной деятельности детей раннего возраста. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи коррекционно-развивающего обучения: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста.
В зависимости от формы организации коррекционно-развивающей работы (индивидуальная, малой подгруппой, фронтальная) во время театрально-игровой деятельности на каждом занятии мы ставим определенные цели и задачи.
«Школа социального развития»
Цель, направления работы
- Цель системы занятий «Школа социального развития» - формирование у воспитанников специализированного дома ребенка социальных форм поведения (в частности культуры общения со взрослым и сверстниками); формирование у воспитанников специализированного дома ребенка элементарных правил безопасного поведения в помещениях и на улице.
- Система занятий состоит из 4 направлений работы:
«Культура общения в диаде взрослый – ребенок»;
«Культура общения со сверстниками»;
«Элементарные правила безопасности в помещении»;
«Элементарные правила безопасности на улице».
Условия проведения занятий. Структура занятий
- Занятия «Школы социального развития» проводятся с детьми 3 и 4года жизни. Занятия проводятся в виде кукольного спектакля раз в неделю: 4 раза в месяц, по 1 занятию каждого направления. Всего в учебном году проводится 28 занятий. Продолжительность занятий от 10 до 15 минут.
- Занятие состоит из 3 частей.
Вводная часть. Каждое занятие начинается с повторения пройденного материала. Далее делается небольшая динамическая пауза.
Основная часть. Затем из-за ширмы или за столом (в зависимости от организации занятия) появляются куклы, здороваются с присутствующими. Разыгрывается сценка с определенной проблемной ситуацией. Затем взрослый помогает разобраться в ситуации, оказывает помощь в усвоении материала, активно вовлекает детей в доступное им обсуждение увиденного. Помогает сделать вывод, подсказывает куклам сам или с помощью детей, как изменить или исправить проблемную ситуацию. Ситуация разрешается, то есть куклы «исправляют» свои ошибки или «меняют» свое поведение. Затем вновь делается динамическая пауза.
Заключительная часть. Ведущий задает детям вопросы об увиденном на занятии, стремится помочь детям усвоить знания, закрепить пройденный материал. Куклы «благодарят» детей, «прощаются, обещают прийти в гости» и «уходят».
«Театрально-тематический час»
Театрально-тематический час – форма работы, которая составлена с учетом лексических тем и направлена на обогащение жизни малышей новыми впечатлениями, радостными эмоциями, развитие речи, художественного вкуса, творческой инициативы.
Требования, предъявляемые к проведению театрально-тематических часов:
1) данную форму работы проводит учитель-дефектолог совместно с музыкальным руководителем;
2) занятия проводятся фронтально, продолжительностью до 20-25 минут;
3) занятия составляются с опорой на лексические темы;
4) содержание речевого и двигательного материала варьируется в зависимости от уровня сформированности речевых и моторных навыков;
5) каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
Частью театрально-тематического часа является организация просмотра небольших кукольных спектаклей. Основу этих спектаклей составляют знакомые потешки, сказки, стихи. Также проводятся игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей и отдельных действий человека, животных, птиц. В структуру театрально-тематических часов включены пальчиковые игры и массаж пальцев, стихотворения, сопровождаемые движениями, артикуляционная гимнастика, мимические упражнения, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.
Задачи театрально-тематического часа:
формировать у детей простейшие образно-выразительные умения. Учить различать и передавать интонации, характеры сказочных героев;
вовлекать детей в исполнение игровых действий, связанных простым сюжетом;
поощрять первые попытки детей использовать выразительность в изображении персонажа: подражание позе, жесту, движению, интонации, мимике;
развивать коммуникативно-речевую функцию;
активизировать речь детей, побуждая к звукоподражанию голосам птиц, интонированию фраз;
пополнять словарный запас различными частями речи;
учить подбирать определения к заданным словам;
развивать выразительность речи на материале стихотворений и
потешек
;
развивать мелодико-интонационную выразительность речи, просодические компоненты;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
развивать чувство ритма, темпа и координацию движений;
соединять работу
речедвигательного
анализатора с развитием общей и мелкой моторики;
снимать эмоциональную зажатость и скованность;
формировать эмоциональную отзывчивость.