Речь является средством усвоения общественно-исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятие, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию. Содержание речи обогащается в процессе непосредсвенного и опосредованного ознакомления с окружающим миром.
Речевая деятельность тесно связана с умственной деятельностью. Дети слушают, думают, наблюдают, анализируют, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщение. Ребенок выражает свои мысли в слове.
Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития. В своей практике я использую несколько приемов для развития речи детей.Одним из таких приемов является моделирование: составление схем-моделей, опор на словесно зафиксированные образы свойств, связей и отношений между объектами действия.
Этот прием я использую для развития связной речи при составлении описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, предметах, диких и домашних животных и временах года, для составления рассказов по картинам.
г.Чайковский
Пермский край
МАДОУ Детский сад№1 «Журавушка»
Корпус «Лесная поляна»
Герасимова Ольга Евгеньевна
Использование схем-моделей в работе с детьми по развитию связной речи в детском саду.
Развитие речи в дошкольном возрасте представляет собой многоаспектный по своей природе процесс.
Речь является средством усвоения общественно-исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятие, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию.
Познавательный опыт ребенок приобретает в разнообразной деятельности: игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой, речевой и др. Все виды деятельности дошкольника позволяют мобилизовать его познавательные возможности, а затем развить их.
Содержание речи обогащается в процессе непосредсвенного и опосредованного ознакомления с окружающим миром.
Речевая деятельность тесно связана с умственной деятельностью. Дети слушают, думают, наблюдают, анализируют, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщение. Ребенок выражает свои мысли в слове.
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей видна в формировании связной речи, т.е., содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать различные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их разнообразными способами, используя разные средства для связи не только предложений но и частей высказывания.
Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
В процессе обучения детей связной речи, т.е. умению четко и последовательно излагать свои мысли, я выявила такие проблемы, как неумение детей составлять план рассказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме, конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Дети с низким уровнем развития затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах, пропускают структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании дети недостаточно самостоятельны.
Для того чтобы помочь детям в решении этих задач, я поставила цель: развивать умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, учить грамматически и фонематически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание, т.к. овладение детьми монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.
Одним из таких приемов является моделирование: составление схем-моделей, опор на словесно зафиксированные образы свойств, связей и отношений между объектами действия.
Этот прием я использую для развития связной речи при составлении описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, предметах, диких и домашних животных и временах года, для составления рассказов по картинам.
На первых этапах обучения рассказыванию я использовала готовые схемы.
Поскольку программа «Детство» предлагает творческий подход педагогов к обучению детей и учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка, я решила предложить детям самим придумывать схемы, которые будут опорой для самостоятельного рассказывания.
Для этого лист бумаги делится на несколько частей по количеству признаков предметов или объектов, либо времен года о которых надо рассказать.
В процессе совместной деятельности воспитатель задает наводящие вопросы, дети находят ответ, а затем придумывают, обсуждают, выбирают понятные им символы.
После эти абстрактные символы заменителей слов (цветные пятна, геометрические фигуры и пр.) заносятся в пустые клетки. При необходимости символы можно заменять.
Я предлагаю детям самим сделать зарисовки простым карандашом, а потом раскрасить их или выбрать подходящий символ из уже готовых разрезных карточек и поместить его в нужную клеточку.
Приведу пример схемы для составления рассказа "Осень" после прогулки по осеннему парку.
Задачи: закреплять знания детей о характерных признаках осени. Уточнять знания о подготовке зверей и птиц к зиме. Формировать элементарные представления детей о явлениях живой и неживой природы и приспособлении животных, птиц и людей к сезонным изменениям. Способствовать развитию связной речи детей.
Ход работы
1. Воспитатель: Какое сейчас время года? (Осень) Мы ходили гулять в парк. Что мы видели? Как догадались, что наступила осень? Расскажите о погоде.
Ответы детей: Листья на деревьях пожелтели, опадают. Трава вянет. Небо хмурое, серое. Дует ветер.
Воспитатель: Что мы нарисуем в первой клетке?
Дети: Дерево с желтыми листьями, серую тучу, капли дождя.
2. Воспитатель: Каких птиц мы видели во время прогулки?
Дети: Синиц, воробьев, ворону.
Воспитатель: Какие птицы улетают в теплые края? Почему?
Дети: Ласточки, утки, соловьи. Перелетные птицы улетают в теплые края, потому что им нечем будет питаться зимой. Они замерзнут.
Воспитатель: Что нарисуем во второй клетке?
Дети: Птиц, которые улетают.
3. Воспитатель: А как животные готовятся к зиме?
Дети: Они делают запасы, обустраивают норы.
Воспитатель: Какие животные делают запасы?
Дети: Белка, ежик и др.
Воспитатель: Что нарисуем в третьей клетке?
Дети: Белку с грибком, ежика с листьями на иголках.
4. Воспитатель: Что изменилось в жизни людей с наступлением осени?
Дети: На улице стало холодно. Нужно надевать шапку, курточку, резиновые сапоги, потому что идет дождь. И гулять нужно ходить с зонтиком.
Воспитатель: Что нарисуем в четвертой клетке?
Дети: Человека в шапке, курточке с зонтиком.
5. Воспитатель: Вам нравится осень или нет? Почему?
Ответы детей.
Таким образом, в процессе беседы мы заполнили все клетки, составили план рассказа, уточнили, о чем будем рассказывать по каждому пункту плана. У нас получилась такая схема.
Затем дети самостоятельно, глядя на схему, составляли свои рассказы.
А также я использую опорные схемы-рисунки при составлении рассказов по сюжетным картинкам:
Например, описывая картину "На стройке», я нарисовала четыре схематичные картинки. После рассматривания картины при составлении плана рассказа дети расположили картинки в логической последовательности. У нас получился план в картинках.
Первый пункт плана:
Рассказывание о строительстве дома. Картинка – недостроенный дом.
Второй пункт плана:
Рассказывание о людях, занятых на строительстве, их профессиях, инструментах, рабочей одежде. Картинка – фигура человека.
Третий пункт плана:
Рассказывание о технике, используемой при строительстве (экскаватор, бетономешалка, подъемный кран). Как использование машин облегчает труда людей. Картинка – экскаватор.
Четвертый пункт плана:
Рассказывание о результатах труда строителей. Картинка – построенный дом.
Эту схему можно использовать для составления рассказа о профессии строителя.
Приведу еще несколько примеров схем-моделей, которые мы составили вместе с детьми.
Схема для описания игрушек, предметов, посуды
Цветные пятна обозначают, какого цвета предмет.
Геометрические фигуры – форма предмета.
Окружности большого и маленького диаметра – величина, размер предмета.
Деревянная палочка, рама, сверток ткани обозначают, из какого материала сделан предмет.
Разобранная пирамидка обозначает, из каких частей состоит предмет.
Кисть руки обозначает действие – что можно делать с этим предметом, чем полезен, как используется.
В пятой клеточке рисунок по необходимости заменяется, в зависимости от того, о чем рассказывается.
Схема для описания овощей и фруктов
Цвет.
Форма.
Величина, размер.
Вкус.
Где растет.
Употребление в пищу.
Схема для составления рассказов о животных
Кто это? Название животного.
Размер (большой, маленький).
Какого цвета шерсть.
Характерные признаки внешнего вида (уши, хвост, лапы и др.).
Чем питается, место обитания (дикое или домашнее животное).
Польза, личное отношение к этому животному.
Схема для описания пейзажей, натюрмортов
Название картины, жанр живописи.
Главный предмет.
Мелкие дополнительные детали.
Цветовая гамма.
Настроение, личное отношение.
Для пересказа сказок я использую мнемотаблицы.
Сказка "У страха глаза велики".
С опорой на наглядность детям легче соблюдать последовательность пересказа.
Анализируя результаты проводимой работы, я пришла к выводу, что использование схем-моделей при обучении детей связному рассказыванию, составлению описательных и творческих рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение данным видом речи. Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, последовательными, полными. При рассматривании предметов, картин схемы помогают детям:
С
амостоятельно определять главные свойства и признаки предметов;
У
станавливать последовательность изложения выявленных признаков;
У
держивать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа.
По схемам, которые придумали сами, детям легче составлять рассказ, они не нуждаются в помощи воспитателя. Схемы-модели можно использовать для составления описательных и сравнительных рассказов, а также для придумывания загадок о предметах, игрушках, овощах, фруктах и животных