Процесс адаптации зависит от того, как у дошкольников формируются определённые знания, умения и навыки, позволяющие адекватно действовать (приспосабливаться) исходя из своих возможностей. Спонтанно это у детей с нарушением зрения не происходит, необходимо обучение конкретным предметно-практическим действиям. Дети, в основном, используют зрительную информацию о предметах, а предметные представления у них обеднены. В статье представлен опыт работы с детьми с нарушением зрения по формированию социализации и адаптации в обществе сверстников.
Проблемы социализации и адаптации современного дошкольника
с нарушением зрения.
Учитель-логопед
МБДОУ г. Мурманска № 82
Фондикова И.В.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Воспитание и социализация ребенка проходят под воздействием так называемых
агентов. Агенты социализации – это те группы, благодаря которым ребенок усваивает те или иные нормы, ценности и правила поведения.
Отдельные личности: это люди, которые непосредственно контактируют с ребенком в процессе воспитания и обучения (родители, родственники, друзья, учителя, соседи и т. д.). Определенные учреждения: это садики, школы, группы дополнительного развития, кружки и т. д. То есть те учреждения, которые также влияют на ребенка тем или иным образом.
Жизнь детей с нарушением зрения в специальных дошкольных учреждениях предоставлена таким образом, чтобы их повседневные занятия, досуг, общение, обучение, были направлены на социальную адаптацию, интеграцию.
Коррекционно-развивающая среда обеспечивает поддерживающие, предупредительные и подготовительные условия введения ребёнка в социум.
В нашем ДОУ созданы все условия для наиболее полного раскрытия и реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка, а так же для улучшения или стабилизации результатов лечения глазной патологии:
работает кабинет врача–офтальмолога;
оборудованы кабинеты учителей – дефектолог
а и логопедов
, в
которых
созданы условия
для активизации зрительной функции (имеется современное оборудование, коррекционно
-
педагогические пособия, дидактические игры);
оборудован
зал
для занятий музыкальной деятельностью и для занятий физической культурой (с красочным спортивным
оборудованием).
Созданная предметная развивающая среда способствует укреплению
здоровья, развитию зрительных возможностей детей посещающих наш детский сад.
В своей деятельности я опираюсь на коррекционную программу под редакцией Л.И. Плаксиной, подбираю пособия и готовлю дидактический материал в соответствии с требованиями программы. Ставлю перед собой задачу формирования у детей навыков социально-адаптивного поведения, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.
Работу по социализации детей с нарушением зрения осуществляю с первых дней
пребывания в дошкольной образовательном учреждении. Для успешного вхождения таких детей в общество необходима психологическая и социальная адаптация, которая поможет преодолеть трудности и страхи, возникающие в процессе становления личности.
Процесс адаптации зависит от того, как у детей формируются определённые знания, умения и навыки, позволяющие адекватно действовать (приспосабливаться) исходя из своих возможностей. Спонтанно это у наших детей не происходит, необходимо обучение конкретным предметно-практическим действиям. Дети, в основном, используют зрительную информацию о предметах, а предметные представления у них обеднены.
Полноценная социализация слабовидящих детей включает одно из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы – формирование у воспитанников адекватного отношения к своему дефекту.
В процессе коррекционно-развивающей работы знакомлю детей с ролью зрения в их жизни. Даю представление о том, что они могут узнать об окружающем мире с помощью глаз.
Провожу игровые упражнения, в которых дети знакомятся с назначением глаз, с их ролью в познании окружающего мира. Например: «Посмотри на друга. Расскажи, во что он одет», «Посмотри вокруг себя. Найди глазами игрушки красного (желтого, синего, и т.д.) цвета. Демонстрирую детям, что зрение необходимо не только для узнавания игрушек, предметов, людей, но и для того, чтобы правильно выбрать направление своего движения, сохранять и менять его в процессе передвижения.
Провожу такие упражнения: «Иди от одной игрушки до другой», «Пройди от двери до шкафа с игрушками», «Посмотри внимательно. Выбери самый короткий (самый длинный) путь до домика» и т.д.
Также необходимо формировать у детей понимание роли зрения в общении между людьми. Объясняю детям, что зрение даёт им информацию о внешнем облике друг друга (какого цвета глаза и волосы, какой формы нос; какая красивая и чистая одежда). С помощью зрения можно догадаться (если посмотреть на другого человека внимательно), какое у него настроение (веселое, грустное или задумчивое), понять отношение взрослых к тебе, к тому, как ты себя ведешь. Упражняю детей в изображении и различных эмоций, состояний и в «чтении» эмоциональных состояний окружающих людей. Дети учатся этому в таких игровых упражнениях: «Узнай мое настроение», «Догадайся, как взрослый относится к тому, что ты делаешь» и т.д.
В результате такой работы дети постепенно начинают осознавать, что глаза – очень важный орган, который помогает многое узнать об окружающем мире, увидеть его красоту и многообразие, понять окружающих людей и то, что они делают; глаза помогают быстрее, точнее и красивее выполнять различные действия с игрушками и предметами, лучше выполнять задания, быстро и аккуратно одеваться и раздеваться и т.д.
Также формирую у детей с нарушением зрения представления о своих собственных зрительных возможностях. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, насколько нарушено его зрение, почему ему нужно носить очки. Это необходимо для воспитания у детей осознанного отношения к лечению зрительных заболеваний.
Подвожу детей к пониманию того, что из-за нарушения зрения они не могут получать об окружающем полноценную информацию. Чтобы помочь детям осознать это, предлагаю рассмотреть игрушку или какой-то предмет (близко и на расстоянии), посмотреть в окно и т.п. – сначала в очках, а затем без очков. А затем прошу детей рассказать, что они увидели. Внимание ребёнка обращается на то, что в очках он смог увидеть, различить, выделить больше признаков предмета, чем без очков. Дети делают выводы: «В очках видно лучше. В очках можно больше узнать о предмете или о том, что происходит далеко от тебя».
Достаточно времени уделяю внимания воспитанию у детей навыка соблюдения гигиены глаз.
Необходимо, чтобы процедура ежедневного, правильного ухода за глазами стала привычной для детей. Это же касается и ухода за очками, которые должны быть всегда чистыми.
Даю детям представление о том, что вредно для зрения. Объясняю, что недопустимо рассматривание иллюстраций, выполнение графических заданий при плохом освещении, рассматривание и чтение книг лежа, вредно также это делать в движущемся транспорте.
Дети должны знать, что длительное зрительное напряжение (просмотр телепередач, игры за компьютером и т.п.) приводит к переутомлению зрения.
Знакомлю детей с правилами охраны зрения: соблюдение правильной позы за столом; умение правильно пользоваться дополнительным (местным) освещением; умение
пользоваться вспомогательными средствами (лупами, подставками для книг); соблюдение режима чередования зрительной работы с расслаблением зрения.
В своей работе использую разные виды зрительной гимнастики: игровая; с предметами (игрушками, зрительными стимулами); комплексы по словесным инструкциям (посмотрим вверх, вниз, влево,
вправо, по диагонали); с помощью зрительных тренажёров настенных, переносных, анимационных зрительных гимнастик с помощью ИКТ («Стрелоплан», «Дорожки», «Летают самолёты», «Проследи за бабочкой» и др.). Дети быстро усваивают эти правила и в результате постоянных упражнений в их соблюдении начинают следовать им самостоятельно, без напоминания и контроля взрослых.
Система такой работы позволяет сформировать у детей адекватные представления о роли зрения в жизни человека, о своих зрительных возможностях, о том, как ухаживать за глазами, как охранять свое зрение. Это поможет им стать более уверенными в себе и самостоятельными.
Для успешной социализации наших детей развиваю умение рационально пользоваться зрением, получать с его помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию, поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, двигательно-тактильную. вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность); умением самостоятельно ориентироваться в пространстве; определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях (в том числе и о бытовой и профессиональной деятельности взрослых, а также умением общаться и успешно взаимодействовать с окружающими). Все это в условиях пребывания дошкольников данной категории в детском саду формируется в процессе различных видов их деятельности – поэтапно, с постепенным усложнением и увеличением
объема преподносимого материала. При организации коррекционно-педагогической работы учитываю возрастные, индивидуальные особенности детей, обусловленные их личностными психологическими качествами, а также и дифференцированные особенности, связанные с диагнозом зрительного заболевания, степенью нарушения зрения и состоянием
их здоровья.
Задача такой деятельности – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и осознанным. Даю детям следующие установки: «Посмотри внимательно», «Послушай…», «Потрогай, пощупай, попробуй», «Понюхай…», «Почувствуй…», «Ощути…»
(восприятие температурных изменений, дождя, снега, воды и т.д.). Задаю следующие вопросы: «Что ты видишь вокруг?», «Что ты видишь далеко от себя, близко, рядом с собой?», «Какие звуки ты слышишь?», «Какие запахи ощущаешь?» и т.д. Предлагаю различные задания: «Найди одинаковые по цвету (форме) листья, плоды, фрукты, овощи»; «Найди самое высокое, низкое дерево; «Слушай, что звучит»; «Опиши признаки осени, зимы, весны, лета».
Не менее важным является вовлечение семьи в работу дошкольного учреждения, что позволяет социализировать ребёнка. Родители чувствуют себя полезными и нужными не только своим детям, но и обществу в целом – в лице детского сада. Они могут помочь детям сформировать новые умения и навыки, повеселиться и посмеяться, расслабиться, а так же, познакомиться с новыми людьми, поделиться педагогическими находками, научиться новому у других родителей. Все педагоги и специалисты нашего детского сада создают условия для членов семьи, чтобы они почувствовали свою сопричастность к процессу воспитания и обучения ребенка в детском саду, повышает гарантии успеха социализации ребёнка. С родителями провожу предварительную работу: показываю приемы и методы работы с детьми (эти приемы и методы работы они могут использовать дома для занятийсо своим ребенком); даю рекомендации и конкретные инструкции кому из детей, какие пособия подходят; изготавливаю памятки, консультации: «На приёме у окулиста», «Зрение надо беречь с детства», «Охрана зрения слабовидящего ребёнка», и др.; семинары, практикумы, на которых родители получают практические навыки действия в определенных ситуациях.
Для привлечения родителей к участию в образовательном процессе – создаются семейные проекты. Родители вместе с детьми дома закрепляют определенную дидактическую тему и углубляют знания детей. По этой теме рисуют иллюстрации, составляют описательные рассказы, делают поделки, которые в группе объединяют в альбом. Дети в группе рассказывают о том, что сделали с родителями дома. Роль семьи в развитии личности трудно переоценить. Она обеспечивает ребенку физическое и эмоциональное благополучие, создает условия для роста и развития маленького человека. Общение, взаимоуважение, принятие различий и признание важности интересов ребенка создают основу для плодотворного взаимодействия.
Таким образом, правильно организованная коррекционная работа по развитию сенсорной сферы детей с нарушением зрения обуславливает успешность обучения в школе и социальную адаптацию в целом.
Литература
1. Выготский Л.Г. Проблемы дефектологии. М.: «Просвещение», 1995.
2. Григорян Л.А., КащенкоТ.П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. М.,
1996. 146 c.
3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения. М.,
2003.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с
нарушением зрения): Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под
ред. Л.И. Плаксивой. М.: «Экзамен», 2003. 173 с.
5. Социализация детей дошкольного возраста с нарушением зрения: www.maam.ru/detskijsad/-
socializacija-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-zrenija.html
6. Социализация // Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В. ОЛМАПРЕСС, 2004.
7. Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры / Под ред. Е.Н. Подколзиной. М.: Город детства, 2006.
8. Социализация личности: http://studentu-vuza.ru/sotsiologiya/lektsii/sotsializatsiya-lichnosti.html