Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Профилактика психосоматических заболеваний. Работа №274287

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Причины детской агрессивности, рекомендации родителям

Работа:

«Детская агрессия»

 

Выступающая: Юдина К.Н., педагог-психолог

 

Здравствуйте, уважаемые участники конференции! Тема моего выступления серьезна и трудна. Это тема проявления детьми жестокости и агрессии. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано?

Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её. На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить.

 

Что такое агрессия?

 

Агрессия – это поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающий у них психологический дискомфорт.

Агрессивное поведение – это наиболее распространённый способ реагировать на срыв какой-то деятельности, непреодолимые трудности или препятствия.

Очень часто агрессию путают с настойчивостью, напористостью. Умение достигать целей, отстаивать своё мнение, постоять за себя и бороться с трудностями обязательно пригодиться нашим детям в жизни и всё это социально одобряемые способы агрессии.

Но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. Следует задуматься если кроме агрессивного поведения ребёнок не выбирает другие способы достижения цели.

В человеческих отношениях такая форма агрессия считается неприемлемой.

 

Как же может проявляться агрессия у детей?

Формы агрессии:

Физическая агрессия (использование физической силы)

Косвенная (сплетни, злые шутки, топанье ногами, по столу и т.п.)

Вербальная (крик, угрозы, ругань и т. п.)

Склонность к раздражению (вспыльчивость, резкость)

Негативизм (всё плохо) – даже сели внутренне согласен, всё равно протест, особенно у подростков

Аутоагрессия

самонаказание.

 

Вывод: агрессия это всегда поведение, но оно не бывает без причины, в основе агрессии всегда лежат какие переживания, чувства, проблемы.

 

Причины агрессии?

60% - воспитание и тип взаимодействия в семье

Несколько лет назад многих американцев потряс такой случай: подросток застрелил полицейского. Эксперты-психологи выяснили, что отец мальчика был крайне непоследователен в вопросах обучения своих детей правилам и нормам поведения, не признавал авторитетов, враждебно относился к окружающим. Не раз при сыне отец оскорблял его учителей, всегда непочтительно отзывался о полицейских и прочих представителях власти. Все это, по мнению специалистов, сыграло не последнюю роль в формировании характера ребенка и привело к столь трагическим последствиям.

 

20

% -

влияние социального окружения

Очень часто возникает вопрос о том, что мальчики по своей природе гораздо агрессивнее, чем девочки. Разумеется, от рождения в мальчиках больше гормонов отвечающих за напористость и агрессивность. Но большинство психологов склоняется к мысли, что на высокую степень агрессивности мальчиков оказывает влияние культурно-воспитательная традиция. Модели поведения, предлагаемые мальчикам, значительно отличаются от моделей поведения, предоставленных на выбор девочкам. Агрессия входит в мужской стереотип поведения, она чаще ожидается и поощряется. Отпор другому ребёнку на детской площадке мальчиком – вызывает гордость, а девочкой – недоумение, как же так, ведь ты девочка!

Достаточно сравнить игрушки и игры мальчиков и девочек. Некоторые игрушки мальчиков направлены на разрушение, например оружие, а девочек на созидание (наборы для шитья, вышивание, кухонная утварь). Куклы и мягкие игрушки ориентируют девочек на мир чувств и переживаний, а бесчувственная техника или конструкторы побуждают мальчиков, даже играя, добиваться какой-либо цели. Девочки, играя в дочки-матери, в больницу, школу или магазин, репетируют различные социальные роли, причем опять же созидательные. Игры мальчиков в школьном возрасте — это главным образом боевые, состязательные игры.

 

Также к социальному окружению относятся фильмы и передачи которые смотрят наши дети по телевизору, игры в к которые они играют. Ещё в 80-х годах 20 века психологи проводили эксперимент в котором детям по телевизору показывали как бьют куклу БоБо и затем детей заводили в комнату где находилась эта кукла, дети которые смотрели фильм с агрессивным поведения повторяли его на кукле, в отличии от детей которые этот фильм не видели (А.Бандура).

 

Современным родителям очень сложно выдержать соперничество со средствами массовой информации (особенно с телевидением), оказывая воздействие на социальное развитие своих детей. Однако если родители любят смотреть фильмы ужасов и боевики - ребенок тоже их полюбит. А если бить собаку на глазах у ребенка, нечего удивляться, что через некоторое время он начнет мучить животных, а потом и людей. Дети максималисты, и, получив урок цинизма в детстве, повзрослев, они не станут задумываться о том, что чувствует их жертва.

 

 

20

% -

возрастные и

психо

-физиологические особенности

 

Наиболее сильные проявления агрессии характерны для детей. Агрессивность обнаруживается очень рано — в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно услышать злость и возмущение. Так ребёнок пытается добиться того, чего хочет.

В 3 года ребёнок в своём развитии входит в так называемую стадию Я – сам! И стремиться как можно скорее отделиться от родителей, поэтому он такой упрямый, и несколько агрессивный.

Появляясь в младенчестве, агрессивность обычно растет на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем пойти на убыль.

Спад агрессии связывают с возрастающей способностью детей разрешать конфликты неагрессивными способами (словами, а не кулаками), а также с появлением опыта взаимодействия в игровых ситуациях. К тому же к 6—7 годам дети становятся менее эгоцентричными и начинают лучше понимать чувства и поступки других.

Подростки тоже часто бывают агрессивны – это выражается в конфликтах с родителями и сверстниками, но за своими «колючками» подросток прячет тревогу связанную с особенностями его развития: он переживает за свою внешность, так как она резко меняется, за отношения с противоположным полом и т.д.

 

Если своевременно учить детей направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в то же время побуждать их к такому позитивному социальному поведению, как помощь или участие, можно избежать многих проблем в старшем возрасте.

 

 

Причины проявления

агрессии,

связанные с семьёй.

Постоянные ссоры родителей

Физическое насилие родителей по отношению друг к другу

Грубость и хамство, унижение

.

Желание видеть друг в друге только плохое, подчеркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой

ребенок формируется

и получает уроки мастерства в проявлении агрессии

. Ребёнок по примеру родителей замечает в других только плохое, может говорить им об этом и тем самым вызывать агрессию у других.

«

Семейн

ые причины» агрессивности детей.

Неприятие детей родителями

.

 

Что мы говорим своим детям?

В том случае, если мы расположены к ним, мы их принимаем. Мы говорим такие слова как: «Ты самый лучший ребёнок»; «Я тебя люблю и буду тебя любить если ты ошибёшься», обнимать, целовать, держать за руку и т.д.
В случае непринятия ребёнка, родитель проявляет безразличие к ребёнку, общается отстранённо, не проявляет терпимость и не обнимает, он даже настроен враждебно к факту существования ребёнка.

Неуважение к личности ребенка

Неуверенный ребёнок, который чувствует неуважение и враждебность со стороны других людей пытается защититься с помощью агрессии.

Чрезмерный контроль или полное отсутствие его

 

Авторитарный стиль - общения между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается. Дети в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны (пример из консультации)

 

Либеральный стиль - Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности.

 

 

Следует отметить, что почвой для возникновения агрессивности нередко является непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Выбор непоследовательного стиля воспитания детей чреват тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрение.

 

8.Эстренное вмешательство при агрессивном поведении

 

Как вести себя с агрессивным ребёнком?

 

Спокойное отношение в случае незначительной агрессии

Прежде, чем реагировать на поведение ребёнка важно успокоиться и попытаться понять в чём причина его поступка. Всегда кажется странным, когда родители кричат на ребёнка с со словами: «Чего ты кричишь?!»

 

Акцентирование внимани

я на поступках, а не на личности

Очень важно, чтобы ребёнок всегда чувствовал себя любимым, и, наказывая ребёнка за то, что он сделал, необходимо говорить о его поступке, а не о том, какой он плохой. Необходимо чётко объяснять ребёнку, почему так делать нельзя. Например, бить ребят нельзя, так как это причиняет им боль, говорить оскорбительные слова нельзя, так как так делают невоспитанные и невежливые люди, которые обижают других и т.д.

Родителям важно акцентировать своё внимание на любви, заботе, поддержке

 

Контроль над собственными негативными эмоциями

Мы уже много раз говорили, что в основе агрессии лежат какие то чувства гнев, обида, тревога. Все люди испытывают негативные эмоции и наш ребёнок не исключение. Одни родители запрещают ребёнку выражать свой гнев, другие считают, что это нормально и поэтому не обращают на это внимание, а третьи умеют сами справляться с негативными эмоциями и помогают своим детям конструктивно выражать чувства.

Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков - это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.

Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.

 

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Предложения должны содержать личные местоимения: Я, мне, меня. Высказывания такого рода психологи назвали “Я-сообщениями”.

Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей

Перестань тут ползать, ты мешаешь.

Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь

Ты не мог бы потише.

Меня очень утомляет громкая музыка.

 

 

Такая работа позволяет научить ребёнка, самому выразить чувства, но так чтобы они не принесли разрушения, взять ответственность за свои эмоции и в целом делает общение более открытым.

 

Снижение напряжения ситуации

Не стоит раздувать из мухи слона, важно для начала разобраться в причине такого поведения ребёнка. Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление. В других случаях только принятия и сочувствия ребенку бывает недостаточно. Профессор Готман описывает ситуацию, когда отец, чтобы успокоить и утешить заплаканную дочку, покачал ее и усадил посмотреть мультфильмы, но «не спросил девочку, что ее печалит и что она может предпринять здесь и сейчас, чтобы почувствовать себя лучше». А девочка поссорилась со своим братом и была сильно обижена и разозлена на него. В этом случае отцу надо было сказать дочери: «Ты не можешь ударить своего брата, но ты можешь поговорить со мной, когда тебя что-то беспокоит».

 

Обсуждение проступка

Ребёнок должен понимать почему это плохо, и обязательно получить возможность загладить свою вину и заслужить прощение.

 

Сохранение положительной репутации ребенка

Ребёнок всегда должен чувствовать, что родители его понимают. И если он провинился его необходимо наказать, но никогда не унижать его перед другими, например, приходя в школу и говоря: ну что там ещё мой болван натворил?

 

Демонстрация модели неагрессивного поведения

 

Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.).

 

Важно значение также играет поощрения ребёнка за желательное поведение, за любые даже самые незначительные на ваш взгляд успехи!

 

9. Огромное значение имеет поощрение

 

Вопрос к родителям: как мы можем поощрять нашего ребёнка?

- словом
- жестом

-взглядом

- действием

 

 

10. Очень значимо для человека и наказание, если

 

Оно следует немедленно за проступком;

Объяснено ребенку

Оно суровое, но не жестокое;

Оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.

При наказании нужно проявлять терпение, спокойствие и выдержку

 

 

С одной стороны, данные исследований указывают на то, что если ребенку удалось добиться чего-то с помощью агрессии, то он будет прибегать к ее помощи еще и еще. Но применение наказания для отучения от агрессии также приводит к усилению детской агрессивности.

 

Если детей наказывают за агрессивные действия, то скорее всего в дальнейшем они не будут вести себя подобным образом, по крайней мере в присутствии того, кто может их за это наказать. Однако они могут направить свои агрессивные чувства и действия по другим каналам.

 

К примеру, ребенок может стать менее агрессивным дома, зато более агрессивным в школе или выражать свою агрессию другими способами — не драться, а выдумывать про других детей обидные истории или давать им клички. Кроме того, наказания могут стать причиной повышения у ребенка общего уровня агрессивности. Родители, прибегающие к физическому наказанию для усмирения детской агрессии, подают ребенку яркий пример эффективности агрессивного поведения. Обычно если ребенок реагирует вызывающе на родительское замечание, то взрослый усиливает угрозы и наказания. Это приводит к тому, что детская агрессия нарастает, а не сходит на нет. Она может быть подавлена в конкретном случае, но проявится в другой раз.

 

Педагог Ли Страссберг и его коллеги в 1994 году изучали связь между шлепками, которыми родители награждали своих маленьких детей за разные провинности, и степенью агрессивного поведения, которое эти дети демонстрировали в отношениях со сверстниками, когда стали ходить в детский сад. Дети, подвергавшиеся физическим мерам воздействия со стороны родителей, вели себя более агрессивно по сравнению с теми детьми, которых не наказывали физически. При этом чем строже было наказание, тем агрессивнее было поведение детей по отношению к сверстникам.

 

Однако совсем отказываться от наказаний не стоит. Нельзя бить ребенка, кричать, обзывать его обидными словами, но можно использовать приемы так называемой поведенческой терапии.

 

Справедливое и уместное применение системы поощрений и наказаний помогает добиться в воспитании неплохих результатов. Можно, например, запретить ребенку смотреть мультфильм или играть на компьютере, отменить чтение книжки или покупку мороженого. Если же ребенку удалось успешно справиться с каким-то трудным для него делом, его обязательно нужно похвалить, отметить это достижение.

 

11. Условия предотвращения агрессивного поведения

 

Требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку;

Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено.

 

Требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию.

Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

 

 

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку.

Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено.

 

Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Принуждать ребёнка силой к повиновению, значит вызвать в нём желание ещё большей агрессии.

 

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной.

Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого.

Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к дошкольникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, то, как правило, результат – проявление агрессивности со стороны ребенка.

 

 

12. Как помочь агрессивному ребенку?

 

Агрессивные дети, каковы бы ни были причины такого их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они отталкивают окружающих, вызывая их неприязнь, которая, в свою очередь, усиливает детскую агрессивность. Именно недружественное, враждебное отношение окружающих, а не внутренние трудности провоцируют ребенка, возбуждая в нем чувства страха и гнева. Больше всего от своей агрессивности страдает сам ребёнок, которому сложно общаться с друзьями, родителям, учителями и т.д.

«Коррекция агрессивности в поведении детей

_ Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле – это прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.

Если ребенок не приживается в коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким – нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свои причины. И это еще не значит, что мы имеем дело с невротическим или каким – либо другим патологическим симптомом.

Один и тот же ребенок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем – нет, потому что пять старых товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребенок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Может быть, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы.

 

Работа с гневом

- рисунки (нарисовать свой гнев)

- активные игры (пример про агрессивный класс, и угрожающие игрушки для детского сада)

- выплескивание гнева на нейтральный объект – подушка. Бумага, специальная игрушка

- подвижные спортивные игры. Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию.

- дать посидеть одному в комнате и высказать всё что чувствуешь

 

Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

- Демонстрировать ребёнку и рассказывать как в каких ситуациях можно было повести себя по – другому

- Я -высказывания

 

Формировании способности

к доверию

, сочувствию, сопереживанию.

- сказкотерапия

- личные примеры (помощь тем кто слабее, сочувствие, поддержка)

- совместный просмотр фильмов

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×