Опыт работы воспитателей второй младшей группы по созданию развивающей предметно-пространственной среды для развития современного дошкольника
Тема нашего выступления:
Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Программа строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение образовательных задач предусматривается в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим. Основной задачей дошкольных учреждений является, прежде всего, сохранение и укрепление здоровья детей.
Современный дошкольник - это активный, подвижный, целеустремленный, с развитым воображением. Быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон, свободно ориентируются в современной технике, ходит вместе с семьей и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, ориентируется в марках автомобилей.
Но наряду с сильными сторонами в развитии современных дошкольников отмечаются и слабые стороны:
Слабое физическое здоровье и развитие, (т. к. почти все свое время проводят за компьютером и телевизором в их режиме практически исключены прогулки на свежем воздухе, не соблюдение режима дня, не правильное питание).
- Неумение сдерживать свои порывы, потерпеть, подождать, уступить, дети неохотно подчиняются внешним требованиям, с трудом выполняют общие правила для всех
- Неумение слушать и слышать другого человека, не только сверстника, но и взрослого (перебивание, концентрация только на собственных интересах, желаниях, неумение сочувствовать, сопереживать, обращение на «ты» к взрослому человеку).
Низкий уровень речевого развития (нарушения звукопроизношения, неразвитость фонематического слуха)
Повышенный эгоцентризм (эгоизм) – приоритет у детей личных интересов над интересами, чувствами, желаниями других детей (людей)
Слабая готовность руки к письму
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду -это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка.
Несмотря на изменения в мире, обществе, семье, современные дошкольники продолжают оставаться детьми.
Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы педагоги испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования обеспечивают всестороннее развитие детей.
Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения детей по группе.
Мы хотели бы поделиться, как мы организовали в своей группе предметно- пространственную среду.
Центр Развитие речи «Словечко». В центре живёт хозяйка кукла Катюша. Она помогает удалить неуверенность, стеснительность, вызывает положительные эмоции
Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в нашем центре имеются различные тренажёры:
- мыльные пузыри; воздушные шары; массажные мячики; трубочки для сока со стаканами; волшебные бутылочки с предметами; разные клубочки; карандаши и ручки; маленькие зеркала для индивидуальной работы детей; пособия с прищепками, сухой бассейн, бусы на ниточке и пальцеходы.
А для развития сенсорики и мелкой моторики - есть конструкторы, шнуровки, пазлы и мозаики, пирамидки, кубики и развивайки. Многие игры изготовлены руками педагогов.
Центр Познавательного развития «Всезнайка»
Здесь мы познаем законы математики с веселым Буратиной, а также созданы макеты домашнего двора с домашними животными, макет леса с дикими животными, полянка с насекомыми
Во время проведения занятий, при выполнении физкультурных минуток и динамических пауз, развиваются все группы мышц
Центр наш природный, здесь имеются лейки, лопатки. Учим проявлять заботу и любить нашу природу.
Есть оборудование для опытов и экспериментов. Есть игрушки для игр с песком и водой.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.
Учитывается гендерная специфика — предусматриваются материалы, соответствующие интересам девочек и мальчиков.
Следующий центр - Центр по Безопасности и Конструированию, здесь строим, играем, в мастерской всегда кипит работа, мальчишки чинят машины, содержат их в порядке.
В центре конструирования дети учатся строить и перестраивать целые улицы и города. И здесь укрепляется позвоночник, развивается мелкая и крупная моторика, внимание, мышление.
А в центре Безопасности, Много правил есть на свете, Их должны запомнить дети! В спички лучше не играть! Дверь чужим не открывать! Осторожность в гололед - От ушибов сбережет! Для чего в саду забор, На дороге светофор?
Театральный центр и музыкальный центр у нас располагаются вместе. Здесь располагаются музыкальные инструменты, платочки для танцев: розовые для девочек и голубые мальчиков, атрибуты для проведения праздников и занятий.. Разные виды театров, экран волшебный есть, сказок тут не перечесть.
Центр игры иль игровая. Центр сюжетно-ролевых игр создан для формирования ролевых действий, формирования коммуникативных навыков в игре и развития подражательности и творческих способностей. Ребенок воспроизводит те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни.
Центр Уединение Есть место для уединения. В нем можно стресс и напряженье снять, подумать о хорошем, сокровенном. Здесь можно посмотреть альбом с семейными фотографиями, поиграть с любимой игрушкой, расстегнув и застегнув пуговицы, липучки и замочки на подушках.
Центр Изодеятельности. Ребята любят рассматривать иллюстрации на разные темы, любят рисовать с использованием трафаретов, очень любят рисовать цветными восковыми мелками, раскрашивать тематические раскраски с автомобилями, самолётами, роботами и принцессами, цветами, бабочками
Коврограф- Это многофункциональная развивающая среда Воскобовича «Фиолетовый лес» и коврограф «Мини - Ларчик». Способствует развитию познавательного интереса и исследовательской деятельности, наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества, развитию мелкой моторики.
Центр книги «Мои любимые сказки». В этом центре дети повышают свои знания, а при перелистывании страниц развивается моторика, наступает успокоение.
«Сухой дождь». Обеспечивает психическое и социальное благополучие ребёнка, снятие эмоциональной напряжённости и стресса в период адаптации в группе и после.
Физкультурный центр
Центр оснащён необходимым оборудованием для развития физических навыков у детей.
«Дорожка здоровья» - является хорошим помощником в оздоровительной работе - закаливание, повышение иммунитета, профилактика плоскостопия и снижение усталости.
Для того, чтобы успокоить взбудораженных малышей, переутомлённых после шумной игры- мы используем релаксацию.
Спасибо за внимание.