Для того, что бы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть большое количество. Наиболее распространённые это — детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.
Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять своими эмоциями является организация соответствующей среды.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
РЕЕНКА № 8 ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА№
Создание
психологически
безопасной среды
в группе
Автор: Пимченкова Наталия Викторовна,
воспитатель
Волгоград
Поведение, настроение ребёнка очень сильно зависит от его
эмоционального состояния. Управлять своим переживаниями он ещё не
научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения.
Ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей
одной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения
регулировать эмоциональную сферу ребёнка. Здесь ключевым понятием
является слово «регулировать». Подавление эмоций может привести к
разнообразным невротическим проявлениям. Испытывая определённые
чувства, ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир.
Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более наказывать его за
проявление негативных чувств и эмоций.
К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида,
страх. Для того, что бы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им
чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может
быть большое количество. Наиболее распространённые это — детская
ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной
территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми,
недостаток внимания, переутомление.
Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять
своими эмоциями является организация соответствующей среды.
Эффективной формой работы является создание в каждой группе
детского сада «Уголка уединения».
Иногда в литературе можно встретить название «Уголок настроения»,
что также является верным, так как отражает суть предназначения.
Данная форма работы позволяет решить такие задачи как:
организовать работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы
детей;
создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе.
А для групп раннего возраста – это ещё замечательная возможность
облегчить протекание адаптации.
«Уголок уединения» — это место, где ребёнок в детском саду может
ощутить себя в полной безопасности, может успокоится, расслабиться,
поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить»
маме, или просто помечтать.
Такое
«детское
место»
позволяет
предупредить
непомерное
возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы.
Для организации уголка уединения не требуется много места. По
размеру он не должен быть громоздким, а может напоминать маленький
уютный домик, шатёр, палатку. Главное, что бы ребёнок чувствовал себя в
нём защищённым. Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в
то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие,
цвета. Возможно размещение пейзажных картин, релаксационных
светильников, шумовых водопадов. На пол обязателен мягкий коврик и
красочные подушки, или уютное детское кресло, модули.
Большое значение имеет оснащение такого уголка. Здесь могут быть
фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, «телефон».
Особую нишу занимают игрушки для снятия психического
напряжения. Это могут быть:
— стаканчики для крика, подушки для битья;
— коробочка для плохих чувств (ребёнок выговаривает в коробочку все
свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда,
коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое);
— коврик злости (коврик с шероховатой поверхностью, ребёнок снимает
обувь и вытирает об его ноги до тех пор, пока у него не улучшается
настроение);
— зеркало настроения (зеркало к которому прилагается альбом со
схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок,
глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию);
— набор для рисования, лепки (листы бумаги, карандаши, фломастеры,
пластилин);
— коробка примирения (коробка с отверстиями с двух сторон, дети
вставляют руки и пожимают их друг другу);
— маски;
— массажные мячики;
— кубик настроения (на гранях куба нарисованы различные эмоции,
ребёнок, рассматривая его,выбирает ту грань, где изображено то, что он
чувствует, а потом выбирает ту – которую он бы хотел почувствовать). По
тому же принципу работает пособие – «Цветок эмоций»;
— подушка-плакучка, подушка-думалка;
— «Книга доброты» – альбом с размещёнными только добрыми
сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где
изображены сцены хороших поступков.
Также в уголке уединения могут находиться различные дидактические
игры и игрушки:
— театральная ширма с комплектом игрушек для театральной
деятельности (Би-ба-бо, пальчиковый);
— тактильные, сенсорные коврики;
— мозаика, пазлы;
— игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по
форме, по цвету);
— шнуровка;
— клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания);
— лоскутное панно;
— дидактические игры по изучению эмоциональных состояний:
«Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди
друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».
Важно помнить, что все эти игры и игрушки не должны храниться в
уголке постоянно. Вся атрибутика периодически меняется, обновляется и
пополняется по мере необходимости.
Эффективность работы зависит от того на сколько дети осведомлены с
предназначением уголка, его оснащённостью и умением пользоваться
атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации,
предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового
атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с
ним.
Полезно также учить детей дыхательным гимнастикам, которые
успокаивают нервную систему, уравновешивают их эмоциональное
состояние. К таковым можно отнести:
«Ходьба по комнате»
Ходьба по комнате в течение 1-2 мин. Дыхание глубокое, на 2 шага –
вдох, на три шага – выдох. Дыхание через нос.
«Потянулись»
И.п.: стоя, ноги вместе. Руки медленно поднять вверх и соединить над
головой. Пальцы в замке и повернуть ладонями вверх. Подняться на носки,
потянуться вверх – вдох, вернуться в И.п.– выдох. Следить за полнотой
вдоха. Повторить 3-4 раза.
В уголке могут лежать схематические карточки, которые напомнят
ребёнку о дыхательной гимнастике и технике её выполнения.
При правильной организации уголка, это место станет настоящим
помощником воспитателя в группе, кроме того поможет детям разобраться
во всём спектре чувств, которые они испытывают.