Международный
педагогический портал
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Название работы:

Создание психологически безопасной среды в группе

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Для того, что бы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть большое количество. Наиболее распространённые это — детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.

Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять своими эмоциями является организация соответствующей среды.

Работа:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ 

РЕЕНКА № 8 ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА  ВОЛГОГРАДА№ 

Создание 

психологически 

безопасной среды              

в группе 

 

Автор: Пимченкова Наталия Викторовна, 

воспитатель  

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 

 

Поведение,  настроение  ребёнка  очень  сильно  зависит  от  его 

эмоционального  состояния.  Управлять  своим  переживаниями  он  ещё  не 

научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения. 

Ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей 

одной  из  наиважнейших  задач  воспитания  является  формирование  умения 

регулировать  эмоциональную  сферу  ребёнка.  Здесь  ключевым  понятием 

является  слово  «регулировать».  Подавление  эмоций  может  привести  к 

разнообразным  невротическим  проявлениям.  Испытывая  определённые 

чувства,  ребёнок  познаёт  себя,  других  людей,  окружающий  его  мир. 

Психологи  не  советуют  стыдить  ребёнка,  а  тем  более  наказывать  его  за 

проявление негативных чувств и эмоций. 

К  негативным  эмоциям  относятся  гнев,  злоба,  агрессия,  боль,  обида, 

страх.  Для  того,  что  бы  помочь  ребёнку  разобраться  в  переживаемых  им 

чувствах,  необходимо  понять  причину  их  возникновения,  а  таковых  может 

быть  большое  количество.  Наиболее  распространённые  это  —  детская 

ревность,  обида,  зависть,  защита  от  нападок,  охрана  своей  личной 

территории,  страх  разлуки  с  родителями,  чрезмерный  контроль  взрослыми, 

недостаток внимания, переутомление. 

Важным  условием  для  формирования  умения  у  ребёнка  управлять 

своими эмоциями является организация соответствующей среды. 

Эффективной  формой  работы  является  создание  в  каждой  группе 

детского сада «Уголка уединения». 

Иногда  в  литературе  можно  встретить  название  «Уголок  настроения», 

что также является верным, так как отражает суть предназначения. 

Данная форма работы позволяет решить такие задачи как: 

организовать работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы 

детей; 

создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе. 

А  для  групп  раннего  возраста  –  это  ещё  замечательная  возможность 

облегчить протекание адаптации. 

«Уголок  уединения» —  это  место,  где  ребёнок  в  детском  саду  может 

ощутить  себя  в  полной  безопасности,  может  успокоится,  расслабиться, 

поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» 

маме, или просто помечтать. 

Такое 

«детское 

место» 

позволяет 

предупредить 

непомерное 

возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы. 

Для  организации  уголка  уединения  не  требуется  много  места.  По 

размеру  он  не  должен  быть  громоздким,  а  может  напоминать  маленький 

уютный  домик,  шатёр,  палатку.  Главное,  что  бы  ребёнок  чувствовал  себя  в 

нём защищённым. Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в 

то  же  время  не  рекомендуется  использовать  в  оформлении  слишком  яркие, 

цвета.  Возможно  размещение  пейзажных  картин,  релаксационных 

светильников,  шумовых  водопадов.  На  пол  обязателен  мягкий  коврик  и 

красочные подушки, или уютное детское кресло, модули. 

Большое  значение  имеет  оснащение  такого  уголка.  Здесь  могут  быть 

фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, «телефон». 

Особую  нишу  занимают  игрушки  для  снятия  психического 

напряжения. Это могут быть: 

— стаканчики для крика, подушки для битья; 

— коробочка для плохих чувств (ребёнок выговаривает в коробочку все 

свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, 

коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое); 

— коврик злости (коврик с шероховатой поверхностью, ребёнок снимает 

обувь  и  вытирает  об  его  ноги  до  тех  пор,  пока  у  него  не  улучшается 

настроение); 

— зеркало  настроения  (зеркало  к  которому  прилагается  альбом  со 

схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, 

глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию); 

— набор для рисования, лепки (листы бумаги, карандаши, фломастеры, 

пластилин); 

— коробка  примирения  (коробка  с  отверстиями  с  двух  сторон,  дети 

вставляют руки и пожимают их друг другу); 

— маски; 

— массажные мячики; 

—  кубик  настроения  (на  гранях  куба  нарисованы  различные  эмоции, 

ребёнок,  рассматривая  его,выбирает  ту  грань,  где  изображено  то,  что  он 

чувствует,  а  потом  выбирает  ту  –  которую  он  бы  хотел  почувствовать).  По 

тому же принципу работает пособие – «Цветок эмоций»; 

— подушка-плакучка, подушка-думалка; 

— «Книга  доброты»  –  альбом  с  размещёнными  только  добрыми 

сказочными,  мультипликационными  героями,  сюжетные  картинки,  где 

изображены сцены хороших поступков. 

Также  в  уголке  уединения  могут  находиться  различные  дидактические 

игры и игрушки: 

—  театральная  ширма  с  комплектом  игрушек  для  театральной 

деятельности (Би-ба-бо, пальчиковый); 

— тактильные, сенсорные коврики; 

— мозаика, пазлы; 

— игры  для  развития  мелкой  моторики  (нанизывание,  перебирание  по 

форме, по цвету); 

— шнуровка; 

— клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания); 

— лоскутное панно; 

— дидактические  игры  по  изучению  эмоциональных  состояний: 

«Чувства  и  эмоции»,  «Как  поступают  друзья»,  «Угадай  эмоцию»,  «Найди 

друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках». 

Важно  помнить,  что  все  эти  игры  и  игрушки  не  должны  храниться  в 

уголке  постоянно.  Вся  атрибутика  периодически  меняется,  обновляется  и 

пополняется по мере необходимости. 

Эффективность  работы  зависит  от  того  на  сколько  дети  осведомлены  с 

предназначением  уголка,  его  оснащённостью  и  умением  пользоваться 

атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, 

предлагают  осмотреться,  опробовать  игрушки.  По  мере  внесения  нового 

атрибута,  детям  демонстрируются  различные  способы  манипулирования  с 

ним. 

Полезно  также  учить  детей  дыхательным  гимнастикам,  которые 

успокаивают  нервную  систему,  уравновешивают  их  эмоциональное 

состояние. К таковым можно отнести: 

«Ходьба по комнате» 

Ходьба  по  комнате  в  течение  1-2  мин.  Дыхание  глубокое,  на  2  шага  – 

вдох, на три шага – выдох. Дыхание через нос. 

«Потянулись» 

И.п.:  стоя,  ноги  вместе.  Руки  медленно  поднять  вверх  и  соединить  над 

головой.  Пальцы  в  замке  и  повернуть  ладонями  вверх.  Подняться  на  носки, 

потянуться  вверх  –  вдох,  вернуться  в  И.п.–  выдох.  Следить  за  полнотой 

вдоха. Повторить 3-4 раза. 

В  уголке  могут  лежать  схематические  карточки,  которые  напомнят 

ребёнку о дыхательной гимнастике и технике её выполнения. 

При  правильной  организации  уголка,  это  место  станет  настоящим 

помощником  воспитателя  в  группе,  кроме  того  поможет  детям  разобраться 

во всём спектре чувств, которые они испытывают. 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×