Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Значимость поощрения и наказания в воспитании детей». Работа №272600

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Каждого из нас беспокоит, если ребенок не слушается. Такое общение заканчивается скандалом, за скандалом следует наказание, за наказанием - взаимные обиды и потеря доверия. Эти проблемы растут, как снежный ком: родители кричат, и ребенок перестает слушать спокойную речь, родители жестоко наказывают, ребенок учится врать и изворачиваться. Устав от такого общения, многие родители занимают крайние позиции: одни стараются ребенка «сломить» любой ценой, другие не обращают никакого внимания.

Работа:
"Значимость поощрения и наказания в воспитании детей
Авторы: Юрина Наталья Борисовна, Помогайбо Кристина Владимировна
Каждого из нас беспокоит, если ребенок не слушается. Такое общение заканчивается скандалом, за скандалом следует наказание, за наказанием - взаимные обиды и потеря доверия. Эти проблемы растут, как снежный ком: родители кричат, и ребенок перестает слушать спокойную речь, родители жестоко наказывают, ребенок учится врать и изворачиваться. Устав от такого общения, многие родители занимают крайние позиции: одни стараются ребенка сломить любой ценой, другие не обращают никакого внимания.Сегодня мы поговорим о различных способах воздействия на детей, которые помогут изменить поведение детей. Но прежде следует разобраться в причинах непослушания детей.
Как Вы думаете, почему ребенок может не слушаться?
Психологами выделено 4 основные причины:
Ребенку не хватает внимания.
Ребенок самоутверждается (отстаивает самостоятельность или протестует против опеки)
Ребенок мстит (например, за не выполненное обещание или за наказание)
Ребенок не верит в себя (поведение подтверждает сложившееся о нем мнение - ничего не может и тд.)
Поэтому часто, чтобы изменить нежелательное поведение ребенка достаточно выяснись и устранить ее причину.
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.
Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?
Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.
А теперь я хочу предложить вам, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением ребёнку,родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.
Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку.
Поощрения могут, как известно, могут быть моральными и материальными, Естественно следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные: сам факт эффективности их — это уже свидетельство о довольно высоком уровне воспитанности.
Материальные поощрения.
Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: одежда, игрушки то, что вы обычно покупаете или разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать для них, можно с успехом использовать в качестве последствий. Для этого надо добиваться, чтобы они заслужили в виде поощрения, а не получали разрешение или какую-то вещь просто так.
Моральные поощрения.
Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Моральное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, смехе, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывание по спине или в других формах доброжелательного отношения. Например: поощрить, вешает на место одежду, убирает за собой игрушки. Оно очень важно для детей, а значит, укрепляет ваше положительное взаимодействие с детьми.
Одобрение, поощрение — мажорный, светлый метод: он рождает стремление жить, учиться, работать ещё лучше. Поэтому это всегда — профилактика против проступков.
А как вы поощряете ребёнка?
Давайте мы с вами выполним следующее задание: предлагаю вам обвести карандашом одну руку и написать слова, которые вы используете при поощрении ребёнка.
Да, каждому из нас, в том числе и ребёнку, похвала приятнее наказания. Общаясь с ребёнком надо всё время помнить, что перед нами живой человек со своими чувствами и переживаниями. Сейчас он маленький, но он быстро растёт. Чрезмерными окриками, строгостью хорошего человека не вырастить, так как строгость вызывает ответную жестокость и лицемерие. Самое дорогое для нас - это наши дети!
О чём нужно помнить при поощрениях
Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако, чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.
Поощрение должно быть строго индивидуальным.
Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
Заслуженное поощрение необходимо выдать.
Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.
Возможно, награды придётся менять.
Поощрение должно быть достижимым.
Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию и теперь мы поговорим о наказаниях.
Наказание – это средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребёнок не выполнил установленных требований, нарушил принятые меры поведения (Толковый словарь, В.Даля).
Вопрос наказания является самым давним у человечества. Родители наказывали детей тысячи лет назад, наказывают и сейчас. В священной книге ацтеков описаны наказания, которые применяли к детям за нарушения религиозных и этических норм. В древности наказания применялись для того, чтобы заставить ребёнка бояться; не объяснять, а заставить выполнять требования силой, угрозой, боязнью.
Лишение поощрения.
Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой.
Вербальные наказания.
Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей.
Физическое наказание.
Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”. Однако, можно достичь цели, используя множество разных методов наказания, избегая физических.
Причины наказания ремнём.
Первая причина: многие родители действительно считают, что без ремня ничего хорошего из ребенка выйти не может. Как правило, такие родители не верят в своих детей, боятся будущего, боятся прощать детям: Он в другой раз что-нибудь еще похлеще выкинет, нельзя спускать
Вторая причина подлинных несчастий наших детей- наша несдержанность, срывы, которые бывают вызваны не промахами ребят, а посторонними причинами. Как в жизни бывает? На работе неприятности, домой пришел- жена взвилась, где был, да то, да се, а тут еще сын под руку подвернулся, ну и врезал или сорвал злость
И третья причина, по которой бьют детей. Бьют от пустоты, от гулкой пустоты внутри себя. Бьют потому, что по-другому разговаривать с детьми не умеют, слов нужных не знают.
С языка некоторых родителей не сходят слова: Я что сказал?, Делай, что тебе говорят и т. д. Это не просто слова. Это- метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенок должен повиноваться.
Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве. Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, что в их силе их слабость: убедить ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиняться родителям. Внешне, подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение. Так в отношениях детей и родителей происходит отчужденность. Ребенок перестает быть живым и жизнерадостным, от всех прячет свою тайну, становится угрюмым или скрытым, боясь сказать что-нибудь не так.
Предлагаю вам взять лист бумаги и карандашом обведите другую руку. Затем в каждом пальце напишите слова, какими Вы ругаете своего ребёнка.
Как вы думаете, какие чувства испытывает ребёнок в момент наказания? Прежде чем наказывать ребёнка, подумайте о его чувствах, переживаниях, о его эмоциональной сфере.
Цель наказания — не столько кара за проступок, не страх, который предупреждает повторение его ребенком, а сознание вины ребенком. Для этого нужно, чтобы он понимал справедливость наказания.
Если ребёнка всё время наказывать, то каким он вырастет?
Конечно, озлобленным, мстительным, обидчивым, боязливым. Поэтому, прежде всего, нужно любить ребёнка, отдавать ему своё сердце, нежность, ласку.
О чём нужно помнить прибегая к наказаниям
Первый и главный совет: обращайте внимание не только на отрицательное, но и на положительные стороны поведения ребёнка. Найдите время хотя бы несколько раз в день сказать ребёнку добрые, ободряющие слова.
Давайте будем терпеливее с ними. Больше будем читать им интересные книжки, вместе с ними играть. Ведь игра – это ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он познаёт окружающий мир, природу, учится общаться с вами, развивается его речь, память. Радость, которую ваш малыш испытывает в совместных делах – это основа добрых отношений с ребёнком, а также залог соблюдения правил поведения и бесконфликтной дисциплины.
Больше хвалите и поощряйте детей, тогда они будут меньше вас огорчать.
Рассмотрение проблемных ситуаций
Сейчас я предлагаю попробовать решить несколько жизненных ситуаций в подгруппах Сколько людей, столько и различных мнений. Давайте будем уважительно относится к каждому решению проблемы.
Педагогическая ситуация 1.
Родители долго думали, что подарить сыну к новому году. Купили две книги. Получив подарок, мальчик был очень обижен: Я думала, что вы мне что-нибудь хорошее купите! Вот Диме родители робота купили!
Педагогическая ситуация 2.
В семье родился маленький ребенок. Старший сын резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.
В очередной раз, когда мама попросила помочь ей с малышом, он ответил: Я не собираюсь тебе помогать! Родители были очень возмущены и расстроены, последовало строгое наказание за непослушание.
Педагогическая ситуация 3.
Обсуждая на групповом родительском собрании вопрос о детском послушании старших дошкольников, одна из родительниц рассказала: Добиваясь от сына послушания, приходится иногда прибегать к такой мере, как обсуждение его поведения в кругу семьи. Делаем это в исключительных случаях, чтобы ребенок почувствовал: если речь идет на семейном совете — значит, это очень серьезно.
Педагогическая ситуация 4.
Родители постоянно ставили сына за все проступки в угол и физически наказывали. А однажды, находясь еще в подготовительной группе детского сада , он сказал своему отцу: Еще раз поставишь в угол, я уйду от вас . Я вас не люблю.
А в заключении я хотела бы обратить ваше внимание на высказывания великих педагогов и психологов, которые вы видите на плакатах. Выберите то высказывание, которое вам ближе .
(Участники по желанию высказывают и аргументируют своё мнение)
Уважаемые родители, поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.
Желаю вам успехов в нелёгком труде родителя!
Любите своих детей! Удачи вам и счастья!
2
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×