Декоративно-прикладное искусство для детей с умственной отсталостью (программа 1-4кл.). Автор: Петрованова Лиана Владимировна

Программа курса ДПИ  предназначена для детей в возрасте от 7до14 лет, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по декоративно-прикладному искусству. Содержание программы нацелено на активизацию  художественно – эстетической,  познавательной деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей,  формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности во внеурочное время. 

 

 


Автор: Петрованова Лиана Владимировна
Работа:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу ДПИ Палитра составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью.
Программа курса ДПИ Палитра предназначена длядетей в возрасте от 7до14 лет, имеющих интерес к художественной деятельности инаправлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по декоративно-прикладному искусству.
Программа направлена на создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, его самореализации. Важным в работе педагога дополнительного образования является формирование и удержание мотивации на высоком уровне. Для этого в течение года чередуются разделы программы таким образом, чтобы у ребенка не угасал интерес.
Содержание программы нацелено на активизацию художественно – эстетической, познавательной деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности во внеурочное время.
Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент в работе педагога дополнительного образования, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук.
Занятия декоративно-прикладным творчеством позволяют эти недостатки в какой-то мере корригировать. Работа по изготовлению поделок развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук, развивается творческий потенциал ребёнка. Расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного творчества.
Вопросы трудовой подготовки в коррекционной школе не теряют своей актуальности в связи с её высокой значимостью в деле адаптации и социализации детей с легкой умственной отсталостью в самостоятельной жизни. Отмечается исключительная важность трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта для формирования и коррекции у них жизненно необходимых функций: двигательной, коммуникативной, познавательной, мотивационной.
В процессе формирования общих трудовых умений и навыков у детей с легкой умственной отсталостью возникает ряд трудностей. Обучающиеся не усваивают сведения теоретического материала полностью, при анализе образца не выделяют главное и существенное, не умеют планировать свою работу и контролировать ее в ходе выполнения, не умеют оценивать свои возможности и содержание своей работы, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Занятия декоративно-прикладным творчеством позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время детей.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, красками, карандашами, пластилином, работа с тканью, нитками и т.п.) по изготовлению игрушек, сувениров, аппликаций, различных полезных изделий и поделок декоративно-прикладного творчества.
Актуальность содержания данной программы, обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с легкой умственной отсталостью и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации. Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать те социально - психологические функции, которые заблокированы у детей с легкой умственной отсталостью от рождения, либо утрачены вследствие болезни или травмы.
Цель программы – всестороннее эстетическое развитие детей, с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с легкой умственной отсталостью;
Задачи преподавания декоративно-прикладного искусства:
обучение приемам работы с инструментами и различными материалами;
развитие памяти, внимания, мышления, сенсомоторики, мелкой моторики рук, образного мышления и воображения;
воспитание культуры общения, доброго отношения к товарищам, умения работать в коллективе.
Формы работы при реализации программы:
индивидуальная,
подгрупповая,
коллективная,
фронтальная.
Методы, используемые в ходе реализации рабочей программы ДПИ Палитра:
наглядные (показ образца педагогом, пример, помощь);
словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок);
практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки);
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения).
Приемы используемые в ходе реализации программы:
беседа
рассказ
использование художественного слова
объяснение
игра
упражнения
наблюдение
рассматривание
показ образца
показ способов выполнения
совместный анализ выполненной работы
похвала
одобрение
благодарность
поощрение
конкурсы
выставки
Реализация программы рассчитана на 5 лет начального образования объёмом 168 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время.
Общая характеристика программы.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие умственной отсталости по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.
Возрастные особенности достижения результатов воспитания
При организации внеурочной деятельности обучающихся начального звена необходимо учитывать, что, поступив в 1(подготовительный) и 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении четырех лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).
Место курса в учебном плане.
Весь процесс обучения делится на этапы:
выработка практических умений и навыков;
расширение знаний обучающихся;
развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в различных сферах.
На первой ступени обучения дети получают основные умения и доводят их до автоматизма.
Первый уровень – выполнение обучающимися упражнений. Особое внимание уделяется точности исполнения приемов работы, развитию произвольного внимания, усидчивости, аккуратности. Итогом данного этапа является качественное выполнение работы – копии. Педагог предлагает вниманию обучающегося схему и эталонное изделие. Формы работы на первом уровне: фронтальные занятия, беседы, экскурсии с целью ознакомления с образцами народного творчества, игры. На данном этапе происходит формирование комплекса личностных учебных действий.
На второй и третьей ступенях обучения большое внимание уделяется творческой работе, которая может быть индивидуальной и групповой. Все предлагаемые педагогом образцы изделий, упражнения, необходимые в работе, подбирается с расчетом на максимальную познавательность, эстетическое и творческое развитие личности ребенка. При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей.
Материал курса ДПИ Палитра представлен в программе следующими содержательными линиями:
- живопись,
- графика,
- скульптура,
- народное и декоративно-прикладное искусство,
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
Занятия построены следующим образом:
Организационный момент. Проверка готовности детей к занятию.
Беседа по теме занятия. Активизация мыслительной деятельности обучающихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Творческая практическая деятельность обучающихся.
Итог занятия. Выставка и анализ работ. Обобщение темы занятия.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
принцип соблюдения интересов и возможностей ребенка;
принцип систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
принцип наглядности(познание детей с умственной отсталостью нуждается в наглядном подтверждении);
принцип доступности(познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
принцип личностно-ориентированного подхода(знания даются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
принцип связи теории с практикой(знания полученные детьми на кружке подтверждаются практикой, применяются в повседневной жизни);
принцип творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
Ценностные ориентиры содержания данного курса:
Ценность жизни– признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природыосновывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира-частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человекакак разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра– направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности -любви.
Ценность истины– это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьикакпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчествакак естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободыкак свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарностикак признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма-одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечествакак части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
4. Планируемые результаты освоения программы.
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу по внеурочной деятельности к курсу ДПИ Палитра, относятся:
положительное отношение и интерес к процессу декоративно-прикладной деятельности и ее результату;
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
представление о собственных возможностях, способность к оценке результата собственной деятельности;
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось);
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный (обязательный) и достаточный:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
11-1
класс
Знание правил организации рабочего места;
Знание видов трудовых работ;
Знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на занятиях;
Знание правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними с помощью учителя;
Анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств с помощью учителя;
Определение способов соединения деталей с помощью учителя;
Составление стандартного плана работы по пунктам с помощью учителя;
Использование в работе доступных материалов (глины и пластилина); природного материала; бумаги и картона; ниток и ткани.
Знание названий инструментов, необходимых на занятиях, правил техники безопасной работы с колющими режущими инструментами с помощью учителя;
Знание приемов работы (разметки деталей) используемые на занятиях с помощью учителя;
Использование в работе разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с помощью учителя;
Осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий с помощью учителя;
Выполнение общественных поручений по уборке кабинета с помощью учителя.
2
класс
Знание правил организации рабочего места, умение организовать свое рабочее место с помощью учителя в зависимости от характера выполняемой работы;
Знание видов трудовых работ;
Знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на занятиях;
Знание правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними с помощью учителя;
Анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств с помощью учителя;
Определение способов соединения деталей с помощью учителя;
Составление стандартного плана работы по пунктам с помощью учителя;
Использование в работе доступных материалов (глины и пластилина); природного материала; бумаги и картона; ниток и ткани.
Знание правил рациональной организации труда с помощью учителя;
Знание видов художественных ремесел;
Знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
Подбор материалов по их физическим, декоративно - художественным и конструктивным свойствам с помощью учителя;
Использование в работе разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с помощью учителя;
Осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий с помощью учителя;
Оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец) с помощью учителя;
Выполнение общественных поручений по уборке кабинета с помощью учителя.
3
класс
Знание правил организации рабочего места;
Умение организовать свое рабочее место с помощью учителя в зависимости от характера выполняемой работы, располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
Знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на занятиях;
Знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
Использование в работе доступных материалов (глины и пластилина); природного материала; бумаги и картона; ниток и ткани;
Знание названий инструментов, необходимых на занятиях, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
Знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
Составление стандартного плана работы по пунктам с помощью учителя; владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов.
Знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
Знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
Знание видов художественных ремесел;
Знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
Осознанный подбор материалов по их физическим, конструктивным и декоративно-художественным свойствам;
Отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; Экономное расходование материалов;
Использование в работе разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с помощью учителя;
Осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
Оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
Выполнение общественных поручений по уборке кабинета.
4
класс
Знание правил организации рабочего места и умение организовать с незначительной помощью учителя свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
Знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на занятиях;
Знание и применение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
Знание названий инструментов, необходимых на занятиях, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
Знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей), используемые на занятиях;
Использование в работе доступных материалов (глины и пластилина); природного материала; бумаги и картона; ниток и ткани;
Определение способов соединения деталей;
Владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов с незначительной помощью учителя.
Знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
Знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
Знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
Использование в работе разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, схем, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия с помощью учителя;
Осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы с помощью учителя;
Оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
Установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами с помощью учителя;
выполнение общественных поручений по уборке кабинета.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по ИЗО и ручному труду.
Формирование базовых учебных действий (БУД):
Формирование базовых учебных действий направлено на развитие у обучающегося готовности к овладению содержанием программы дополнительного образования ДПИ Палитра и включает следующие задачи:
Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом.
Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); желание выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов.
Формирование умения выполнять действия по образцу и по подражанию.
Личностные БУД
-готовность к участию в совместных мероприятиях.
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД
-соблюдение ритуалов школьного поведения.
-включение в деятельность.
-участие в деятельности.
Коммуникативные БУД
-вступление в контакт и работа в коллективе.
-обращение за помощью и принятие помощи.
-слушание и понимание инструкции в разных видах деятельности.
-сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
-конструктивное взаимодействие с людьми и доброжелательное к ним отношение.
Познавательные БУД
-выделение некоторых существенных, общих и отличительных свойств хорошо знакомых предметов.
-простейшее обобщение, сравнение, классификация на наглядном материале.
-ориентировка в пространстве.
5.Содержание программы.
1(подготовительный) класс
Работа с пластилином/глиной
Элементарные знания о пластилине/глине (свойства материалов, цвет, форма). Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Приемы работы: разминание, отщипывание, размазывание, раскатывание, скатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, примазывание. Лепка из пластилина изделий, имеющих различную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с засушенными листьями, тростниковой травой, желудями, шишками.
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге. Организация рабочего места при работе с бумагой. Инструменты и материалы для работы с бумагой.
Виды работы с бумагой:
обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба; сминание и скатываниебумаги; соединение деталей с помощьюклея; конструирование из плоских деталей различной формы.Разметка бумаги:Понятие шаблон, правила работы с ним.
Вырезание ножницами избумаги:
Ножницы - инструмент для резания бумаги, правила работы с ними. Приемы вырезания ножницами.
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках/вате. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами.
Виды работы с нитками:наматывание; связывание в пучок.
Виды работы с ватой:скручивание; разрывание; разминание; скатывание.
Тематическое распределение часов.
№ п/п
Содержание тематического блока
Кол-во часов
Умение, вырабатываемые в результате деятельности обучающихся
Работа с пластилином/глиной (7 часов)
1
Введение в предмет. Правила работы с пластилином.
1
Умение правильно организовать свое рабочее место, использовать приемы работы: разминание, отщипывание, размазывание, раскатывание, скатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, примазывание; правильно передавать форму, пропорции изображаемого.
2
Аппликация из пластилина Яблоко.
1
3
Барельеф из пластилина Домик.
1
4
Лепка предметов шаровидной формы. Помидор.
1
5
Лепка предметов овальной формы. Огурец.
1
6
Лепка грибов.
1
7
Аппликация Цыпленок из пластилина.
1
Работа с природными материалами (7часов)
8
Аппликация из засушенных листьев Бабочка.
1
Умение правильно работать с засушенными листьями, тростниковой травой, желудями, шишками.
9
Ёжик из шишки.
1
10
Аппликация из засушенных листьев Птица.
1
11
Работа с природным материалом. Рыбка.
1
12
Работа с природным материалом. Лебедь.
1
Работа с бумагой (12 часов)
13
14
Открытка со складной фигуркой из бумаги. Ёлочка.
2
Умение пользоваться видами работ с бумагой; работать по шаблону, ножницами.
15
Орнамент из треугольников. Парусник.
1
16
17
Полуобъемная аппликация Ветка рябины.
2
18
Аппликация Радуга.
1
19
Аппликация Гусеница.
1
20
21
Аппликация из мятой бумаги Цветы в корзине.
2
22
Складной пароходик из бумаги.
1
23
Изготовление коврика с прорезным орнаментом.
1
24
Коллективная аппликация Букет цветов.
1
Работа с текстильными материалами9 часов)
25
Бантик из ниток.
1
Умение использовать виды работ с нитками, ватой.
26
Деревья проснулись
1
27
Деревья любуются своим отражением
1
28
Красота природы
1
29
30
Мы изображаем весенние цветы
2
31
Коллективная работа Танец бабочек-красавиц
1
32
Здравствуй, лето! Итоговый урок в форме игры-путешествия
1
33
Экскурсия на природу
1
итого
33
1 класс
Работа с пластилином/глиной
Элементарные знания о пластилине/глине (свойства материалов, цвет, форма). Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Приемы работы: разминание, отщипывание, размазывание, раскатывание, скатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, примазывание. Лепка из пластилина изделий, имеющих различную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с засушенными листьями, тростниковой травой, желудями, шишками.
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге. Организация рабочего места при работе с бумагой. Инструменты и материалы для работы с бумагой.
Виды работы с бумагой:
обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба;
сминание и скатываниебумаги;
соединение деталей с помощьюклея;
конструирование из плоских деталей различной формы.Разметка бумаги:Понятие шаблон, правила работы с ним.
Вырезание ножницами избумаги:
Ножницы - инструмент для резания бумаги, правила работы с ними. Приемы вырезания ножницами.
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках/вате. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами.
Виды работы с нитками:наматывание; связывание в пучок.
Виды работы с ватой:скручивание; разрывание; разминание; скатывание.
Комбинированные работы
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин и природные материалы, бумага и пластилин, бумага и нитки и т.д.
2 класс
Работа с пластилином/глиной
Элементарные знания о пластилине/глине (свойства материалов, цвет, форма). Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Приемы работы: разминание, отщипывание, размазывание, раскатывание, скатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, примазывание. Лепка из пластилина изделий, имеющих различную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с засушенными листьями, тростниковой травой, желудями, шишками.
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге. Организация рабочего места при работе с бумагой. Инструменты и материалы для работы с бумагой.
Виды работы с бумагой:
обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба;
сминание и скатываниебумаги;
соединение деталей с помощьюклея;
конструирование из плоских деталей различнойформы.
Разметка бумаги:Понятие шаблон, правила работы с ним. Разметка по шаблонам сложной конфигурации. Разметка с помощью линейки, угольника.
Вырезание ножницами из бумаги:
Ножницы - инструмент для резания бумаги, правила работы с ними. Приемы вырезания ножницами.
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках/вате. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами.
Виды работы с нитками:наматывание; связывание в пучок.
Виды работы с ватой:скручивание; разрывание; разминание; скатывание.
Комбинированные работы
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин и природные материалы, бумага и пластилин, бумага и нитки.
3 класс
Работа с пластилином/глиной
Элементарные знания о пластилине/глине (свойства материалов, цвет, форма). Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Приемы работы: разминание, отщипывание, размазывание, раскатывание, скатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, примазывание. Лепка из пластилина изделий, имеющих различную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с засушенными листьями, тростниковой травой, желудями, шишками.
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге. Организация рабочего места при работе с бумагой. Инструменты и материалы для работы с бумагой.
Виды работы с бумагой:
обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба;
сминание и скатываниебумаги;
соединение деталей с помощьюклея;
конструирование из плоских деталей различнойформы.
Разметка бумаги:Понятие шаблон, правила работы с ним. Разметка по шаблонам сложной конфигурации. Разметка с помощью линейки, угольника.
Вырезание ножницами из бумаги:
Ножницы - инструмент для резания бумаги, правила работы с ними. Приемы вырезания ножницами.
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках/тканях. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами, правила работы с ними.
Виды работы с нитками:наматывание; связывание в пучок; завязывание узелка, выполнение простых стежков.
Виды работы с тканью:аппликация, работы с тесьмой, ремонт одежды.
Комбинированные работы
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин и природные материалы, бумага и пластилин, бумага и нитки .
4 класс
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с засушенными листьями, тростниковой травой, желудями, шишками.
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге. Организация рабочего места при работе с бумагой. Инструменты и материалы для работы с бумагой.
Виды работы с бумагой:
обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба;
сминание и скатываниебумаги;
соединение деталей с помощьюклея;
конструирование из плоских деталей различнойформы.
Разметка бумаги:Понятие шаблон, правила работы с ним. Разметка по шаблонам сложной конфигурации. Разметка с помощью линейки, угольника.
Вырезание ножницами из бумаги:
Ножницы - инструмент для резания бумаги, правила работы с ними. Приемы вырезания ножницами.
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках/тканях. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами, правила работы с ними.
Виды работы с нитками:наматывание; связывание в пучок; завязывание узелка, выполнение простых стежков.
Виды работы с тканью:раскрой деталей из ткани, различные способы соединения деталей из ткани, аппликация, работы с тесьмой, ремонт одежды.
Комбинированные работы
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин и природные материалы, бумага и пластилин, бумага и нитки и т.д.
6. Календарно-тематический план курса
(см. приложения)
7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим соответствует постановлениюСанПиН 2.4.2.3286-15Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья№ 26 от 10.07.2015
Технические средства обучения
Компьютер
ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
1. Технология. Ручной труд: 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 2-е изд, перераб. – М.:Просвещение, 2018.
2. Технология. Ручной труд: 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 8-е изд, перераб. – М.:Просвещение, 2018.
3. Технология. Ручной труд: 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 6-е изд, перераб. – М.:Просвещение, 2018.
4. Технология. Ручной труд: 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 8-е изд, перераб. – М.:Просвещение, 2018.
Наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающиенаглядные пособия. В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы готовых изделий, рисунки, коллекции материалов:
Раздаточная коллекция Виды и сорта бумаги (бумага для письма, печати, рисования, впитывающая, крашеная, папирусная).
Раздаточная коллекция Виды картона (толстый, тонкий; гладкий, рифленый; серый, желтый, белый).
Раздаточная коллекция Виды и сорта ниток (толстые, тонкие; шерстяные, хлопчатобумажные).
Раздаточная коллекция Виды и сорта ткани (шерстяные, хлопчатобумажные; толстые, тонкие; гладкие и шероховатые, с длинным ворсом; гладкоокрашенные, с рисунком)
фломастеры разного цвета;
цветная бумага;
картон белый и цветной;
тетради в клетку;
наборы разноцветного пластилина;
цветные нитки (разные виды);
ткани разных сортов;
природные материалы (шишки, семена, скорлупа грецкого ореха, листья)
клей ПВА;
клей карандаш;
простые карандаши;
пуговицы;
ластик.
Инструменты:
Кисти для клея;
стеки;
ножницы для работы с бумагой;
ножницы для работы с текстильными материалами;
линейки;
иглы швейные;
булавки швейные;
Вспомогательные приспособления:
подкладные доски для работы с пластилином;
подкладные доски для работы с бумагой и картоном;
подкладные доски для работы с текстильными материалами;
салфетки для клея;
коробки для хранения природных материалов;
коробки для хранения проволоки и древесины;
коробки для хранения раздаточного материала;
мешочки для мусора;
тряпочки для вытирания рук при работе с пластилином.
Дидактический раздаточный материал:
предметно-операционный план;
конструкторы;
шаблоны.
Модели и натуральный ряд:
муляжи фруктов и овощей;
образцы изделий из пластилина;
образцы изделий из природного материала;
образцы изделий из бумаги и картона;
образцы изделий из текстильного материала;
Технические средства обучения – ПК ; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).
Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x