Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Проектная деятельность на уроках литературы в рамках ФГОС. Работа №262072

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Салават Юлаев – национальный герой Башкирии, один из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва; поэт-импровизатор (сэсэн). Почему же он так почитается в Башкирии? Потому что это наиболее яркая личность в истории Башкирии, дошедшая до наших дней.  Во все времена неразделимую суть башкирского воина составляла отвага, любовь к лошадям, песне, родным просторам, древним обычаям и священной вере предков. Идеал башкирского народа тех веков – воин-певец. Именно таким и был Салават Юлаев.

Работа:

Ургуновский филиалм муниципального бюджетного образовательного учреждения Башкирская гимназия с.Учалы

МР Учалинский район РБ

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

Салават Юлаев - национальный герой башкирского народа"

 

 

 

 

Выполнил:

ученик 7 кл.Ургуновского филиала

МБОУ БГ с.Учалы Гайназаров Аслан

Руководитель:

учитель русского языка и литературы,

Валиуллина Айсылу Римовна.

 

 

 

 

2020 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение

II. Основная часть

2.1. История земельного конфликта

2.2. О жизни Салавата Юлаева и о тех временах

2.3. Имя его на века.

III. Заключение

IV. Литература

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Ведение

Уже более двух с половиной веков башкирский народ помнит своего батыра и поэта Салавата Юлаева, сочиняет о нем стихи, поет песни, старается запечатлеть его образ и увековечить имя.

 

Цель исследования :

стимул

ирование интерес подрастающего поколения

к изучению жизни и творчества

национального героя С.Юлаева;

уделить внимание р

азвити

ю

духовных и культурно – эстетических качеств, формирование гармонически, разносторонне развитой личности

молодежи

,

содействию

в поисках культурных ценностей

,

воспитание патриотического отношения к истории и культуре

.

 

Задачи исследовательской работы:

1. Изучить историю земельного конфликта.

2. Найти сведения о жизни национального батыра Салавата Юлаева.

3. Как увековечена имя героя?

 

Предмет исследования: жизнь Салавата Юлаева

Объект исследования:

Салават Юлаев – как символ героизма, мудрости, духовной мощи, мужественности для башкирского народа, для всей Республики Башкортостан.

Актуальность Писатели и поэты разных народов – башкир, русских, татар, чувашей, мари обращаются к образу Салавата Юлаева. Первым в истории, за исключением народных сказителей, о башкирском батыре заговорил А. С. Пушкин. Во время своей поездки в 1833 году по Оренбургскому краю для сбора материала о пугачевском восстании он интересовался и сведениями о Салавате. Прошли столетия, но внимание и интерес к личности великого воина не угасает.

 

II. Основная часть

2.1. История земельного конфликта.

Салават Юлаев – национальный герой Башкирии, один из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва; поэт-импровизатор (сэсэн). Почему же он так почитается в Башкирии? Потому что это наиболее яркая личность в истории Башкирии, дошедшая до наших дней. Во все времена неразделимую суть башкирского воина составляла отвага, любовь к лошадям, песне, родным просторам, древним обычаям и священной вере предков. Идеал башкирского народа тех веков – воин-певец. Именно таким и был Салават Юлаев.

Заговорили о нем в XX веке - на заре русского коммунизма после создания Башкирской Автономной Социалистической Республики (БАССР). Башкирская АССР стала первой автономной советской республикой в составе РСФСР. Но при этом, ссылаясь на нехватку в Башкирии инженерных кадров, отрезали от исконно башкирских земель весь куст южноуральских заводов в пользу Челябинской области: Симский, Усть-Катавский, Катав-Ивановский, Юрюзанский, Саткинский, Златоустовский и их заводские поселки. Это были те земли, за которые воевали Салават Юлаев, его отец Юлай Азналин и их соратники.

Но этот земельный конфликт произошел еще раньше - до рождения Салавата Юлаева. Главное действующее лицо в нем – Шаганай Барсуков, старшина Шайтан-Кудейской волости до 1743 года. Вероятно, его фамилия происходит от слова «бурхык» (в пер. с башк. – барсук) - это прозвище его отца, данное ему за копание шахт и шурфов. Барсук, имея подземное жилище, выкапывает наружу все, что в горе содержится, и дает знать о горных внутренностях. Барсуки и башкиры были в то время главными действующими лицами в области поиска металлических руд. Незлобивый зверь барсук, рудокопщик Бурхык, его сын рудознатец Шаганай и железоделательный Симский завод, расположенный на их землях – это звенья одной «железной» цепи. Возможно, что из-за своего рудокопного подземного дела род Шаганая и его отца Бурхыка получил свое прозвище Шайтан, а та часть Кудейской волости, где они проживали, после разделения стала называться Шайтан-Кудейской волостью.

Не случайно именно заводчик Матвей Мясников вел переговоры об отводе земли под стройку Симского железоделательного завода. И не только потому, что Шаганай легче шел на сделку. Это была вотчинная земля Шаганая и его родственников, им она принадлежала. Юлай Азналин, отец Салавата, с другой частью башкир-вотчинников попытался опротестовать эту сделку по купле-продаже земли, совершенную Шаганаем, но суд не только ему отказал, но и приговорил к штрафу. Именно тогда отношения между семействами Азналы и Шаганая накалились.

Второй конфликт родов произошел в 1771-1772 годах. Старший сын Шаганая был Рысбай, участвовавший в 1762 году в отводе земли заводчикам Симского завода Твердышеву и Мясникову. Юлай Азналин был в боевом походе в Польше и на старшинской должности оставил вместо себя молодого Салавата. Тут то и произошла стычка Рысбая Барсукова и Салавата Юлаева. Видимо, Рысбай не воспринял Салавата на старшинской должности.

2.2. О жизни Салавата Юлаева и о тех временах

Устоявшейся датой рождения Салавата Юлаева считается 1752 год (хотя некоторые исследователи говорят 1754 год). Отец Салавата Юлай Азналин был старшиной Шайтан-Кудейской волости Уфимского уезда после Шаганая Барсукова. Волость объединяла нынешние деревни Идрис (Идрисово), Юнус (Юнусово), Алька (Алькино), Шаганаево (ныне Юлаево), и ныне уже несуществующие Текеево и Азналино. Известно, что Салават родился в деревне Текеево и много времени в детстве проводил в деревне своего деда – Азналино. П.С. Паллас в своих путевых записках отметил эту деревню. Основал её влиятельный вотчинник Шайтан-Кудейской волости Бикбулат Тюкаев (Текеев), участвовавший в сделке по сдаче в оброк на 60 лет земли для Симского завода. В договорной записи по этой сделке упомянуты влиятельные вотчинники, состоящие между собой в родстве: Идрис Девятков, Алка Пулатов (Алексей Булатов), его отец Бикбулат Тюкаев, и другие. Деревня Текеево предположительно возникла в XVII веке при слиянии речек Хары Кундуз и Кускянды, и в 1730-х годах была наиболее известным населенным пунктом в округе, центром волости. Поэтому Юлай и Салават и указали ее местом своего рождения, что было естественным для полукочевого образа жизни башкир того времени.

Известно точно, что мать Салавата была дочерью муллы и была образованной женщиной. Своих детей она с ранних лет обучала грамоте. Возможно из-за того, что Салават научился рано читать и писать, он рано начал сочинять стихи. До наших дней дошло около пятисот поэтических строк, написанных Салаватом Юлаевым. Глядя на отца, на его непримиримую борьбу с несправедливым расхищением башкирских земель, это оказало на Салавата Юлаева большое влияние. Салават впервые поднял башкирское поэтическое слово как острое оружие борьбы за светлую жизнь. Башкирский народ мечтал видеть у себя не только батыров с мечом, но и поэтов с пером в руке. Неудивительно поэтому, что он признал в легендарном Салавате и своего национального поэта.

Потом был конфликт с родом Шаганая. Подлило масло в огонь и без того кровной вражды родов нарушение царскими властями некоторых условий договоров (захват вотчинных земель, увеличение налогов, уничтожение самоуправления, принудительная христианизация и др). И это неоднократно приводило к возникновению башкирских восстаний. И вот, жажда свободы, справедливости привели Салавата в ряды повстанцев.

В ноябре 1773 года Салават Юлаев добровольно перешел на сторону Емельяна Пугачева. Всего год находился он в пугачевском войске, но навсегда вошел в историю России. Когда Салават появился перед Пугачевым, ему было всего 19 лет. Юный башкирский воин быстро завоевал доверие, и в декабре 1773 году Пугачев произвел Салавата в полковники, в июне 1774 - в бригадиры (генералы). Салават участвовал в 28 сражениях, был трижды тяжело ранен. После поражения восстания и ареста Пугачева продолжал борьбу против правительственных войск, но 25 ноября 1774 был взят в плен, судим и сослан в крепость Рогервик на Балтийском море (ныне город Балтийск (в пер. от эст. – Палдиски) в Эстонии), где пробыл 26 лет до своей смерти в 1800 году.

2.3 Имя его на века!

17 марта 1775 года российская императрица Екатерина II объявила манифест, предавший пугачевский бунт «на вечное забвение и глубокое молчание». Родные деревни сподвижников Пугачева уничтожались карателями, среди них были Текеево и Азналино. Были переименованы все места, связанные с этими событиями, река Яик переименовалась в Урал. Башкирам запрещалось давать своим детям имя батыра, петь о нем песни. А певцов, кураистов, исполнявших песни о Салавате, наказывали. Но, несмотря на запреты властей, башкиры слагали песни и предания о своем герое. В них народ создал бессмертный образ народного батыра и певца – сэсэна. Восстание Пугачёва стало последним массовым крестьянским и казацким восстанием в России вплоть до начала XX века. Но память о Салавате Юлаеве у башкирского народа вырвать не удалось.

Долгое время даже неизвестно было, где родина Салавата Юлаева. Краеведы, опросив старожилов, изучив исторические материалы и старые карты, записали шежере (родословная, летопись) рода Салавата Юлаева и установили место расположения деревни Текеево (Текей), в которой родились Салават и его отец Юлай. В 1936-1938 годах в чистом поле на родине Салавата был построен новый райцентр – Малояз (по имени ближайшей речки). А в 1943 году Малоязовский район был переименован в Салаватский, и с тех пор он с честью носит имя славного батыра. Также образ Салавата Юлаева получил свое воплощение и в кинематографе. В 1940 году режиссером Я. Протазановым был создан художественный фильм о боевых походах Салавата Юлаева, где роль Салавата исполнил Арслан Мубаряков. (Приложение1). В 1952 году в Уфе и Малоязе установили бюст, созданный Тамарой Нечаевой. (Приложение 2). Закладка первого камня Музея Салавата Юлаева - историко-биографического музей осуществилась в 1984 году в с. Малояз Салаватского района. (Приложение 3). Еще одно условное увековечивание Салавата Юлаева есть на гербе Башкортостана. (Приложение 4)

К образу Салавата еще в 30-е годы прошлого столетия обратился художник Анатолий Лежнев. Он создал цикл картин, посвященных национально- освободительной борьбе, положив тем самым начало развитию нового, исторического жанра в живописи Башкортостана. Размах этой борьбы, силу башкирского народа художник правдиво и убедительно показал в полотнах «Штурм Уфы пугачевцами» (1928), «Бой Салавата с авангардом Михельсона», «Казнь Чики Зарубина» (1930-е годы). Но лучшим из этого ряда произведений считается мужественное и трагическое полотно «Поимка Салавата» (1930), где драматизм и сложность национальной истории показаны через судьбу одного героя, пытающегося уйти от преследующих его врагов.

Событием в культурной жизни Башкортостана стало открытие в 1967 году в Уфе памятника Салавату Юлаеву, выполненного скульптором из Северной Осетии Сосланбеком Дафаевичем Тавасиевым, воспитанником Петербургской академии художеств. Замысел этой работы возник у него во время пребывания в Башкортостане в 1941 – 1946 годах. Двадцать последовавших за этим лет прошли в напряженной работе. В результате было создано произведение глубокое и сильное по своему воздействию, понятное и нужное народу Башкортостана, ставшее украшением нашей столицы. Монумент, созданный Тавасиевым. Прославляет нашу республику, силу и мужество ее народа, в символ которого он превратился. Художник очень верно оценил значение Салавата для Башкортостана и в то же время создал произведение достойное того, чтобы им восхищались и другие нации (Приложение 5)

III. Заключение

Образ Салавата Юлаева будет образом вечным. К нему обратится еще не одно поколение поэтов, драматургов, композиторов, художников, скульпторов и режиссеров. Салават Юлаев – это символ героизма, мудрости, духовной мощи, мужественности для башкирского народа, и для всей Республики Башкортостан.

IV. Литература

1. Габитова М. Салават Юлаев – славный сын башкирского народа. //

2. Злобин С. Салават.

3. Идельбаев М. Седло Салавата (перевод с башкирского языка Ф. Ахмадиева)// Ватандаш. – 2000. - №9. – с. 73 – 82.

4. Кушнеровская Г. Изобразительное искусство Башкирской АССР. М.: Сов. художник, 1974 – 195 с.

5. Мустай Карим (Каримов Мустафа Сафич) Слово о Салавате. // Наш Салават. Ред. Рахимкулов М. и Сафуанов С. Уфа, Башкнигоиздат, 1973. – с. 5.

6. Попова Л. (искусствовед) Образ Салавата Юлаева в изобразительном искусстве Башкортостана.// Ватандаш. – 2002. - №6. – с. 183 – 187.

7. Сидоров В. О башкире – певце и бесстрашном бойце. Книга о Салавате Юлаеве. Издание 2 – е, дополненное. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. – 168 с.

8. Сидоров В. По следам Салавата: историко-краеведческие очерки. Уфа: 1988.

9. Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. - 672 с., илл.

10. Культура Башкортостана. Учебник – хрестоматия для 7 класса. Ред. С. А. Галин – Уфа: Китап, 2002. – 216 с., илл.

11. Наш Салават. Ред. Рахимкулов М. и Сафуанов С. Уфа: 1982.

12. Салават Юлаев. Редактор Миняев Г. Уфа: Башкирское государственное издательство, 1952. - 40 с.

 

 

 

V. Приложение

Кадры из фильма

Я

.

Протазанова.

Бюст

Салавату Юлаеву в Малоязе

.

Т. Нечаева

 

Музей Салавата Юлаева - историко-биографический музей

Герб Республики Башкортостан.

Памятник Салавату Юлаеву в Уфе

. Автор С.Д.Тавасиев.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×