Творческое развитие дошкольников на основе синтеза музыкальной и театрализованной деятельности. Автор: Сафутдинова Светлана Рашитовна

      Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на человека. Этот взгляд на воспитание ребёнка сделал актуальную проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и непрерывной образовательной деятельности "Музыка", как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.

      Театральная деятельность-искусство синтетическое, она воздействует на маленьких детей целым комплексом художественных средств.


Автор: Сафутдинова Светлана Рашитовна
Работа:

 

Музыкальный руководитель Сафутдинова С.Р.

Творческое развитие детей на основе синтеза музыкальной и театрализованной деятельности

 

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребёнка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных учёных, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации её творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребёнка сделал актуальную проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.

Что же такое творческая деятельность человека – это создание чего-то нового, всё равно – будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего

мира или известным построением ума или чувства, живущих только в самом человеке.

Из чего состоит творческая деятельность?

- гибкости мышления – способности изменять способы решения поставленных в начале задач;

- самостоятельности мышления – умения увидеть и поставить проблему, новую задачу и затем решить её самостоятельно. Творческий характер мышления выражается именно в такой самостоятельности;

- систематичности и последовательности, позволяющим людям управлять, контролировать процесс творческого мышления. С помощью систематичности все идеи сводятся в определённую систему и познавательно анализируются.

- диалектичности мышления – способностью человека соединять то, что кажется несоединимым. Способности не бояться придумывать новое и брать ответственность за своё решение.

Эти компоненты творческой деятельности являются признаками мышления взрослого

человека. У ребёнка способности к творчеству формируются постепенно, проходя несколько стадий.

Какие же стадии развития проходит способность к творчеству? Таких стадий три:

наглядно-действенная, причинная и эвристическая. Эти стадии протекают последовательно, следующая не может начаться, пока ребёнок не овладеет предыдущей

Рассмотрим только одну стадию развития к творчеству? Таких стадий три: наглядно-действенная, причинная и эвристическая. Эти стадии протекают последовательно, следующая не может начаться, пока ребёнок не овладеет предыдущей. Рассмотрим только

Одну стадию развития способности к творчеству, характерную для дошкольного возраста.

Наглядно-действенное мышление.

Сначала действие, а потом только мышление. В младенчестве и раннем возрасте мышление взаимосвязано с действием. В процессе манипулирования с предметами ребёнок решает всевозможные мыслительные задачи.

К 5-6 годам дети уже умеют производить действиям в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы представления. В большинстве случаев дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление младшего дошкольника называют наглядно-действенным.

Мышление развивается лучше, если задания направлены на исследования образа-

представления. К пяти годам дети обучаются разделять представления на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять одинаковые предметы между собой и находить сходство и различие.

Мысленное выделение компонентов образа позволяет ребёнку соединить детали разных образов, придумывать новые, необычные, фантастические объекты или явления.

Так, ребёнок может представить птицу, зверя и др., соединяющие в себе детали многих птиц, зверей и поэтому - необычных, несуществующих. В психологии это способность называют фантазией.

Какие же психологические качества составляют фантазии:

-чёткое и ясное представление образов предметов;

-хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая долгое время удерживать в сознании образ – представление;

-способность мысленно два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

-способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называется оригинальностью.

Известно, что у детей прекрасно развито воображение, склонность к фантазированию.

Фантазия – это источник творческой духовности человека. Если бы не фантазии,

не было бы музыки, живописи, литературы, любви.

Фантазия – один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире. И, наконец, фантазия – источник творчества.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актёрского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым создаёт условия

для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр – это игра, чудо, волшебство, сказка!

Как это всё переплетается в воспитании ребёнка?

Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начало творчества.

Музыкальная деятельность состоит из самовыражения, музыкального опыта и начала творчества.

Приобретение первичных умений вокального исполнительства, а так же ритмико-двигательных навыков, умения правильно и художественно точно двигаться приносят ребятам истинную радость. При этом развиваются рамки художественного видения

мира, а простые и привычные действия преображаются в танцевальные, дирижёрские, становятся имитацией поведения нужного художественного образа, который воплощается в том или ином виде музыкальной деятельности. Обычные, и всем знакомые прыжки, приседания, поскоки, движения руками, получая соответствующие музыкальное оформление, приобретают требуемую поведенческую окраску и тем самым трансформируются в воодушевленные эмоциональные процессы. Чтобы ребёнок действительно получал от музыкального воспитания эмоциональное наслаждение, первое и самое главное для музыкального руководителя – это точно поставленная цель.

Основная цель данного воспитательно-образовательного направления, которую нам ставит Государственный общеобразовательный стандарт Образования РК, состоит в формировании у дошкольника определённого уровня знаний и основ музыкальной культуры; обеспечения необходимого уровня творческого развития и подготовки их к обучению в школе.

Отметим виды музыкальной деятельности: восприятие музыки (слушание, исполнительство, творчество. Творчество включает в себя: песенное творчество, музыкально-игровое и танцевальное творчество, импровизацию на детских музыкальных инструментах. Всё это плавно объединяется театрализованной деятельностью.

Театральная деятельность – искусство синтетическое, она воздействует на маленьких детей целым комплексом художественных средств. В театрализованной применяется и художественное слово, наглядный образ, декоративное оформление, и музыка – песня, и музыка-ритмика, и музыкальное сопровождение.

Умелое использование театрализованной деятельности оказывает большую помощь в повседневной работе по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию дошкольников. В целом мы видим, что творческое развитие детей – это синтез, многих видов деятельности ребёнка.

Дошкольники очень любят театр, он им близок, понятен, доступен. Театрализованные музыкальные постановки можно разделить на разные виды:

- сказка – опера, где присутствуют пение (хоровое и сольное исполнение) и музыкально – ритмические действия;

- музыкальная сказка, где присутствуют пение (хоровое и сольное исполнение, исполнение дуэтами и трио, музыкально-ритмические действия и художественное соло;

- художественно – хореографические постановки, где присутствуют музыкально-ритмические действия и художественное слово;

- кукольный спектакль, где постановку осуществляют сами дети с помощью педагога;

- инсценировка песен, где присутствуют мимические действия, художественное слово и музыкально-ритмические действия.

В практике я использую все эти виды постановок. Театрализация ребёнка раскрепощает, ему этот мир очень близок, и он целиком уходит в мир сказки, он с удовольствием принимает в них участие.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств,

глубоких переживаний ребёнка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребёнка, помогает понимать содержание и характер музыки, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, музыкальную игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А.Сухомлинский)

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведённого вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространённый вид детского творчества можно отметить, что театрализованная деятельность это форма проявления впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С.Выготский, Н.Я. Михайленко, поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой – нибудь готовый литературный материал.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

- недостаток учебного времени, т.е. общая загруженность педагогов;

- приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остаётся вне этого вида деятельности;

- недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребёнка;

Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческом развитии ребёнка.

С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей. Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза музыки, театрализованной деятельности путём ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Все дети не одинаково артистичны и в постановках можно поставить детей дуэтами и группами, что позволяет детям участвовать в постановках. Все полученные навыки и умения в музыкальной деятельности закрепляются и совершенствуются. Творческое развитие детей, их мышление, музыкальность развиваются более активно в этом виде деятельности. Вот здесь и просматривается тесная взаимосвязь театра и музыки.

Хочется сделать вывод: впечатления и образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производящее на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединять между собой театр и музыку. Получается комбинированное произведение воображения, в основе которого лежит общее чувство или общий эмоциональный знак, объединяющий разнородные элементы, вступившие в связь.

Используемая литература:

Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей», Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 г.

Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду», Москва «ВАКО» 2006 г.

Власенко О.П. «Театр кукол и игрушек в детском саду» Волгоград «Учитель» 2009 г.

Озерова О.Е. «Развитие творческого мышления и воображения у детей» Ростов – на – Дону «Феникс» 2005 г.

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x