Коммуникативно- деятельностный подход к обучению русскому языку как неродному ориентирует педагога на использование системы методов, в основе которых лежит деятельностный тип обучения. Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Работа:
Коммуникативно- деятельностный подход к обучению русскому языку как неродному
Коммуникативно- деятельностный подход к обучению русскому языку как неродному ориентирует педагога на использование системы методов, в основе которых лежит деятельностный тип обучения. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самореализация.
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений.
Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Учебная деятельность может возникнуть лишь тогда, когда цель обучения личностно значима для ученика, присвоена им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.
Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с преодолимой трудностью, то есть предложить им такое задание (проблема), которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, открыть новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями.
Необходимым компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе.
Это:
1) методы, обеспечивающие овладение русским языком (практические, репродуктивные, проблемные, поисковые, словесные, наглядные, дедуктивные, индуктивные);
2) методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (познавательные игры, проблемные ситуации и др.);
3) методы контроля и самоконтроля (опрос, письменная работа, тест и др.).
Содержание обучения реализую в учебной обстановке таким образом, чтобы усилить мотивацию к использованию русского языка как нового, развивать вербальное, словесное творчество, способствовать формированию умений коммуникативно-адекватно вести себя в детском коллективе.
На занятиях в обязательном порядке использую упражнения, небольшие тексты с пропущенными орфограммами. Так развивается орфографическая зоркость -
умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Один из приемов подобной работы – проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.
Другой прием-комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическоедействиенаиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
Также использую форму работы- письмо с проговариванием.
Такая работа объединяет весь класс, постепенно всеребятаначинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего родапредупреждениеошибок.
При обучении детей-инофонов русскому языку как неродному возникает основная проблема в усвоении орфографии: правило знаю - применять не умею. Дело в том, что, по мнению специалистов (Е.С.Истрина, ММ Разумовская и др.), орфографические правила организуют обучение письму, но сами по себе не приводят к правильному письму.
1. Изучение орфографических правил на коммуникативно-деятельностной основе протекает успешно, когда пишущим:
а) осознается единица языка, применительно к которой это правило сформулировано (морфема, слово, словосочетание); б) осмыслена
содержательная языковая сущность правила (фонетическая, словообразовательная, лексическая, грамматическая, семантическая);
Оценка понимания учащимися языкового содержания орфографического правила с помощью метода фронтальной беседы имеет целый ряд преимуществ:
-активизируется познавательная, информационно-коммуникативная, рефлективная деятельность учащихся на уроке;
- развивается их память и речь;
- делаются открытыми знания учащихся;
Кроме того, фронтальный опрос является хорошим диагностическим средством.
2. Самостоятельная работа учащихся по закреплению содержания языковой сути орфографического правила.
Этот метод обучения предполагает использование на уроке целого ряда различных обучающих приемов (на выбор учителя), активно способствующих внедрению языковой сути правил орфографии в сознание обучающихся и развитию их речевых способностей:
- составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного содержания в виде схем, таблиц (например: "Передайте содержание данного орфографического правила в виде
таблицы, объяснив, сколько колонок в ней будет и почему");
- краткое, свернутое изложение (устное или письменные) содержания изучаемого на уроке правила без потери существенного смысла;
- подробное изложение (письменное или устное) содержания изучаемого на уроке орфографического правила с иллюстрацией теоретических положений собственными примерами или примерами из художественной литературы, устного народного творчества;
- передача содержания правила в самостоятельно созданном высказывании в рамках другого стиля;
- сравнительная орфографическая характеристика омонимичных языковых явлений.
Какие упражнения чаще всего я использую в практике работы:
1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод, используемый для восприятия и осознания готовой информации: беседа,
сообщение учителя, чтение правила и др. Являясь способом передачи лингвистической информации, данный метод формирует знания об орфографических, грамматических, фонетических, лексических, семантических понятиях, а также речеведческих понятиях, на основе которых происходит осознанное, а не механическое становление навыков грамотного письма.
2. Репродуктивный метод. Использование данного метода явилось важным этапом в подготовке к продуктивной речевой деятельности учащихся, так как в рамках этого метода происходит формирование необходимых, с точки зрения порождения высказывания, умений: отбирать фактический языковой материал, который составляет сущностное содержание орфографических правил, моделировать написания по образцу, осуществлять аргументированное обоснование написанного с помощью правил орфографии. Здесь важна работа со словом. Например: земля. Необходимо дать лексическое значение слова, чтобы ученик-инофон понимал, где и в каком значении может употребить данное слово. Затем выделяем корень слова, ставим ударение, подбираем проверочное слово и применяем правило написания орфограммы. С данным словом составляем словосочетание, предложение. Через многократное повторение указанного слова формируется орфографический навык.
3. Переводной метод. (использование памяток. Памятка представляет собой алгоритм действий ученика, например, при списывании текста из учебника на его родном языке, а рядом на русском). Например:
Как списывать текст.
Если задание "списать текст" является одним из заданий к упражнению:
1. Прочитайте внимательно текст.
2. Выясните смысл незнакомых слов.
3. Выпишите эти слова. Подчеркните в них все орфограммы. Составьте с каждым из данных слов словосочетание, затем с этим словосочетанием - предложение.
4. Проговорите сложные и трудные для себя слова по морфемам.
5. Спишите текст.
Такая целенаправленная работа развивает внимание к графической стороне письма, способствует отработке навыков чистописания и безошибочного оформления записи.
4. Объяснение написанного (на основе краткого логического рассуждения с помощью правил орфографии).
Эти упражнения необходимы как звено, связывающее теорию с практикой. С помощью данных упражнений вырабатываются прочные орфографические умения писать на основе правил.
5. Составление предложений (или словосочетаний) с опорой на данные слова.
Эти упражнения носят элемент творчества, но самое главное - они закрепляют орфографические умения использовать изученный материал, опираясь на правила орфографии в ходе свободного письма.
В течение всего процесса обучения русскому языку целесообразна систематическая работа по снятию трудностей усвоения русского языка как неродного.
Таким образом, реализация коммуникативно-деятельностного подхода к обучению русскому языку позволит учителю-словеснику успешно решать задачи формирования ключевых компетенций у школьников-инофонов.
Скачать работу
Коммуникативно- деятельностный подход к обучению русскому языку как неродному ориентирует педагога на использование системы методов, в основе которых лежит деятельностный тип обучения. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самореализация.
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений.
Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Учебная деятельность может возникнуть лишь тогда, когда цель обучения личностно значима для ученика, присвоена им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.
Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с преодолимой трудностью, то есть предложить им такое задание (проблема), которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, открыть новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями.
Необходимым компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе.
Это:
1) методы, обеспечивающие овладение русским языком (практические, репродуктивные, проблемные, поисковые, словесные, наглядные, дедуктивные, индуктивные);
2) методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (познавательные игры, проблемные ситуации и др.);
3) методы контроля и самоконтроля (опрос, письменная работа, тест и др.).
Содержание обучения реализую в учебной обстановке таким образом, чтобы усилить мотивацию к использованию русского языка как нового, развивать вербальное, словесное творчество, способствовать формированию умений коммуникативно-адекватно вести себя в детском коллективе.
На занятиях в обязательном порядке использую упражнения, небольшие тексты с пропущенными орфограммами. Так развивается орфографическая зоркость -
умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Один из приемов подобной работы – проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.
Другой прием-комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическоедействиенаиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
Также использую форму работы- письмо с проговариванием.
Такая работа объединяет весь класс, постепенно всеребятаначинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего родапредупреждениеошибок.
При обучении детей-инофонов русскому языку как неродному возникает основная проблема в усвоении орфографии: правило знаю - применять не умею. Дело в том, что, по мнению специалистов (Е.С.Истрина, ММ Разумовская и др.), орфографические правила организуют обучение письму, но сами по себе не приводят к правильному письму.
1. Изучение орфографических правил на коммуникативно-деятельностной основе протекает успешно, когда пишущим:
а) осознается единица языка, применительно к которой это правило сформулировано (морфема, слово, словосочетание); б) осмыслена
содержательная языковая сущность правила (фонетическая, словообразовательная, лексическая, грамматическая, семантическая);
Оценка понимания учащимися языкового содержания орфографического правила с помощью метода фронтальной беседы имеет целый ряд преимуществ:
-активизируется познавательная, информационно-коммуникативная, рефлективная деятельность учащихся на уроке;
- развивается их память и речь;
- делаются открытыми знания учащихся;
Кроме того, фронтальный опрос является хорошим диагностическим средством.
2. Самостоятельная работа учащихся по закреплению содержания языковой сути орфографического правила.
Этот метод обучения предполагает использование на уроке целого ряда различных обучающих приемов (на выбор учителя), активно способствующих внедрению языковой сути правил орфографии в сознание обучающихся и развитию их речевых способностей:
- составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного содержания в виде схем, таблиц (например: "Передайте содержание данного орфографического правила в виде
таблицы, объяснив, сколько колонок в ней будет и почему");
- краткое, свернутое изложение (устное или письменные) содержания изучаемого на уроке правила без потери существенного смысла;
- подробное изложение (письменное или устное) содержания изучаемого на уроке орфографического правила с иллюстрацией теоретических положений собственными примерами или примерами из художественной литературы, устного народного творчества;
- передача содержания правила в самостоятельно созданном высказывании в рамках другого стиля;
- сравнительная орфографическая характеристика омонимичных языковых явлений.
Какие упражнения чаще всего я использую в практике работы:
1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод, используемый для восприятия и осознания готовой информации: беседа,
сообщение учителя, чтение правила и др. Являясь способом передачи лингвистической информации, данный метод формирует знания об орфографических, грамматических, фонетических, лексических, семантических понятиях, а также речеведческих понятиях, на основе которых происходит осознанное, а не механическое становление навыков грамотного письма.
2. Репродуктивный метод. Использование данного метода явилось важным этапом в подготовке к продуктивной речевой деятельности учащихся, так как в рамках этого метода происходит формирование необходимых, с точки зрения порождения высказывания, умений: отбирать фактический языковой материал, который составляет сущностное содержание орфографических правил, моделировать написания по образцу, осуществлять аргументированное обоснование написанного с помощью правил орфографии. Здесь важна работа со словом. Например: земля. Необходимо дать лексическое значение слова, чтобы ученик-инофон понимал, где и в каком значении может употребить данное слово. Затем выделяем корень слова, ставим ударение, подбираем проверочное слово и применяем правило написания орфограммы. С данным словом составляем словосочетание, предложение. Через многократное повторение указанного слова формируется орфографический навык.
3. Переводной метод. (использование памяток. Памятка представляет собой алгоритм действий ученика, например, при списывании текста из учебника на его родном языке, а рядом на русском). Например:
Как списывать текст.
Если задание "списать текст" является одним из заданий к упражнению:
1. Прочитайте внимательно текст.
2. Выясните смысл незнакомых слов.
3. Выпишите эти слова. Подчеркните в них все орфограммы. Составьте с каждым из данных слов словосочетание, затем с этим словосочетанием - предложение.
4. Проговорите сложные и трудные для себя слова по морфемам.
5. Спишите текст.
Такая целенаправленная работа развивает внимание к графической стороне письма, способствует отработке навыков чистописания и безошибочного оформления записи.
4. Объяснение написанного (на основе краткого логического рассуждения с помощью правил орфографии).
Эти упражнения необходимы как звено, связывающее теорию с практикой. С помощью данных упражнений вырабатываются прочные орфографические умения писать на основе правил.
5. Составление предложений (или словосочетаний) с опорой на данные слова.
Эти упражнения носят элемент творчества, но самое главное - они закрепляют орфографические умения использовать изученный материал, опираясь на правила орфографии в ходе свободного письма.
В течение всего процесса обучения русскому языку целесообразна систематическая работа по снятию трудностей усвоения русского языка как неродного.
Таким образом, реализация коммуникативно-деятельностного подхода к обучению русскому языку позволит учителю-словеснику успешно решать задачи формирования ключевых компетенций у школьников-инофонов.