Организация речевого центра в группах ДОО в соответствии с требованиями ФГОС. Автор: Мелехина Елена Юрьевна

В статье даны рекомендации педагогам по созданию речевых центров в дошкольном образовательном учреждении в учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов.


Автор: Мелехина Елена Юрьевна
Работа:

Организация речевого центра в группах ДОО в соответствии с требованиями ФГОС

Мелехина Е.Ю.

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №23»

 

Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня развития речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах.

Речь педагога – основной источник речевого развития детей в детском саду, поэтому педагог должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков).

Другой важнейшей составляющей воспитательно-образовательной работы в ДОУ является правильная организация предметно-развивающей среды. Предметно развивающая среда - есть комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевой уголок или речевой центр – важная часть предметно-развивающей среды в группе ДОО. Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на:

- развитие дыхания и длительной воздушной струи;

- формирование слухового внимания и фонематического слуха;

- развитие артикуляционной моторики;

- закрепление навыков правильного произношения звуков;

- расширение словарного запаса;

- совершенствование лексико-грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики;

- закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте.

Критерии оснащения речевого уголка при подборе дидактического материала:

- наполняемость уголка;

- разнообразие материала;

- соответствие возрасту;

- доступность;

- системность;

- эстетика оформления;

- ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка).

Содержание должно определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей дошкольного возраста.

Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие либо коррекцию речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно; один раз в два-три месяца желательно переставлять оборудование. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности ближайшего развития ребенка, т.е. в речевой уголок необходимо включать 15% игр и дидактических материалов, ориентированных на старший возраст. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике речевого уголка. Можно придумать название речевому уголку («Речецветик», «Говоруша» и т.д.). Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам и пособиям.

Содержание речевого уголка:

1. Артикуляционная зона. (Настенное зеркало или коробка с маленькими зеркалами (3-5 шт.), картотека артикуляционных упражнений с картинками).

2.Дидактические игры и пособия для развития длительной воздушной струи.

3.Игры и пособия на развитие слухового внимания (музыкальные инструменты, звучащие коробочки с разными наполнителями).

4.Пальчиковые игры, пособия для развития мелкой моторики, предметы для массажа рук.

5.Художественные произведения по программе (5-10 экз.), книжки-ширмы.

6.Альбомы, наборы картинок, открыток, фотографий по различным темам.

7.Дидактические игры на формирование словаря, развитие звуковой культуры, грамматического строя речи.

8.Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

9.Картотеки загадок, стихов, скороговорок.

10.Различные виды театров.

11.Фланелеграф, коврограф, магнитная доска.

 

Скачать работу

Получить программу конференций

Получить программу конференций

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга
Пожалуйста, подождите.
x