Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Инклюзивные уроки физической культуры. ☼. Работа №308053

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. К сожалению, в реальности эти дети чаще всего находятся в условиях малоподвижности как вынужденной форме поведения. Обычно они освобождены от занятий физической культуры. Поэтому инклюзивные уроки физической культуры в этих условиях приобретают особую актуальность и значимость. "Особые" дети на инклюзивных уроках физической культуры получают доступный пример для двигательного подражания. У них формируется способность к преодолению физических и психологических барьеров.

Работа:

Инклюзивное образование на уроках физической культуры

для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Многолетними исследованиями доказано, что работоспособность, качество усвоения учебного материала, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Но, согласно исследованиям, неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия, высокий уровень заболеваемости родителей, ряд нерешённых психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а имеет тенденцию к ухудшению.

В последнее время в нашем обществе все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которым требуется особый подход и условия для полноценного развития и адаптации в обществе. К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся:

дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети – инвалиды. В научной литературе описано, что «человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности». Речь идёт о физических, психических или сенсорных дефектах.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная практика ориентирована на

формирование условий доступности образования для всех. В том числе она обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью.

Сегодня распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии в образовании для детей с ограниченными возможностями является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании» Российской Федерации, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребёнка. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное

образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование,

тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Принципы инклюзивного образования:

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

- Каждый человек способен чувствовать и думать.

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

- Все люди нуждаются друг в друге.

- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

- Для всех обучающихся достижения прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Преимуществом инклюзивного образования для детей с ОВЗ является то, что они при таком образовании демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам. Результатом этого становится улучшение их академических достижений. А для детей с нормальным развитием в инклюзивных классах взаимодействие и дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. У них больше знаний о том, что означает понятие «ограниченные возможности».

При инклюзивном обучении создаются равные условия для всех детей, то есть не ребенок с ОВЗ приспосабливается к школе, а система идёт навстречу этому ребенку, отвечая его интересам, потребностям и нуждам. Совершенно очевидно, что такие идеальные условия требуют системных

усилий всех, кто обеспечивает инклюзивное образование.

Таким образом, инклюзивное образование как часть системы образования позволяет полнее удовлетворять права детей на образование, социальное развитие и достойную жизнь. При этом не существует инклюзивных школ как нового типа, а существуют школы, реализующие практику инклюзивного образования.

Детская инвалидность — не только важная медико-социальная, но и экономическая проблема. В России, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов.

Анализ структуры детской инвалидности по формам болезней показал, что наиболее высокий уровень инвалидности детей занимают болезни нервной системы (44% от общего числа инвалидов), психические расстройства и расстройства поведения (17%), врождённые аномалии и хромосомные нарушения (14%). Остальные болезни имеют 7 и менее %.

Таким образом, чрезвычайно актуальной является проблема реабилитации

детей с ослабленным здоровьем, подготовка их к жизненному самоопределению.

Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. К сожалению, в реальности эти дети чаще всего находятся в условиях малоподвижности как вынужденной формы поведения. Обычно они освобождены от занятий физической культурой. Поэтому инклюзивные уроки физической культуры в этих условиях приобретают особую актуальность и значимость.

Так, в инклюзивном образовании физическое воспитание и физическая культура могут стать значительно большей проблемой по сравнению с другими школьными предметами. Потребуются значительные изменения программы, организации и содержания урока в соответствии с интересами и возможностями всех учащихся одного класса. Однако задачи физического воспитания детей с ОВЗ не могут и не должны свестись только к рекреации, а здоровых детей – к развитию толерантности.

Диагностика и учёт исходных данных двигательных возможностей человека, характера двигательных нарушений позволяет разрабатывать научно-методические основы обучения физической культуры и спорта. Процесс физического воспитания и обучения для детей с ОВЗ нужно

строить так, чтобы ученики осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их словесно опосредовать и проанализировать, чтобы они могли осуществлять регуляцию темпа, ритма, координации движений и других характеристик. Необходимо формировать у них способы контроля и самоконтроля за движениями, использовать мотивационные факторы в достижении цели и задач физического воспитания. «Особые» дети на инклюзивных уроках физической культуры получают доступный пример для двигательного подражания. У них формируется способность к преодолению физических и психологических барьеров. Появляется желание улучшать свои физические кондиции.

Уроки физической культуры должны строиться с индивидуальным подходом и учётом особенностей детей с ОВЗ, на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для ребенка с ОВЗ важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми детьми, понять, какие качества нужны для общения с другими, убедиться в собственном физическом потенциале.

Таким образом, целенаправленные и дозированные физические упражнения, с чётким подбором средств и методов являются мощным фактором коррекции и компенсации недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ.

Чтобы выявить информированность учащихся и их родителей о значимости инклюзивного образования физического воспитания совместно с психологом учебного заведения должны разрабатываться анкеты о реализации инклюзивного образования. Проанализировав результаты опросов, можно сделать вывод, что большинство родителей детей с ОВЗ не имеют достаточной информации по инклюзивному образованию, и не всегда имеют представление о том, как преподается физкультура в школе. Что может рождать определенные трудности в работе с детьми, имеющими ограничения здоровья. Более 95% детей и родителей считают, что состояние здоровья можно улучшить с помощью физических упражнений, но есть такие учащиеся, которые не занимаются вообще. Но взрослые согласны на дополнительные занятия для своих детей в группах лечебной физкультуры.

Нужно сделать всё возможное, чтобы родители ознакамливались с информацией по данному вопросу в специально разработанных литературных источниках, в которых рассматриваются вопросы инклюзии, проблемы конкретного заболевания и необходимости занятий физической культурой, а также предлагать комплексы физических упражнений, которые не только можно, но и необходимо выполнять при том или ином заболевании.

Для наиболее эффективного воздействия физических упражнений на организм ребёнка с ОВЗ, помимо, педагогического и врачебного контроля, необходимы самостоятельные наблюдения за состоянием своего организма, которые помогают правильно регулировать величину и интенсивность

физической нагрузки.

Самоконтроль – это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменением под влиянием занятий физической культурой. Он необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья.

Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям.

Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля, задачами которого является:

1. Расширить знания о своём физическом развитии.

2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

4. Определить уровень физического развития и здоровья.

Можно предлагать форму дневника самоконтроля для учащихся с ОВЗ, который они заполнят по ходу урока. На основании этого учителю проще станет выставлять отметки в общий журнал как за урок, так и за четверть, применяя рейтинговую систему оценивания. Рейтинговая система

оценивания – это индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений, который характеризует каждого ученика. В основе системы лежит получение баллов за выполнение двигательных действий, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, выполнение тестовых заданий, выполнение творческих проектных заданий. Важным моментом рейтинговой системы является то, что дифференцированно оценивая ту или иную сторону деятельности учащегося определенным числом баллов, учитель мотивирует его на совершенствование этой деятельности. Целесообразно вести дневник по четвертям, меняя каждый раз комплексы физических упражнений.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×