Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

методическая разработка урока обществознания. Работа №313833

Дата публикации:
Автор:
Описание:

методическая разработка урока по обществознанию для 8 класса на тему "

Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство"

 

 

Цели урока: рассмотреть специфические черты интеллектуальной жизни Европы XIX в.; охарактеризовать основные идеологические направления европейской политики XIX в.

 

Новые термины: либерализм, консерватизм, социализм.

 

Либерализм был одним из ответов на вызовы времени. Классический либерализм начала XIX в. ориентировался на идеи Адама Смита.

 

 

Работа:
Конспект урока "Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство"

Цели урока: рассмотреть специфические черты интеллектуальной жизни Европы XIX в.; охарактеризовать основные идеологические направления европейской политики XIX в.

Новые термины: либерализм, консерватизм, социализм.

План урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Тест.

III. Либерализм.

IV. Консерватизм.

V. Социализм.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Беседа с учащимися по вопросам:

- Какие художественные течения XIX в. вы знаете?

- Какие взаимосвязи искусств вы можете отметить?

- Как проявляются романтизм в литературе и живописи?

II. Тест

Учитель предлагает выполнить проверочный тест, рассчитанный на 5 минут

III. Беседа с учащимися по теме «Либерализм»

Идеология как устойчивая доминанта политической жизни возникла после Великой французской революции.

- Как вы думаете. почему? (Великая французская революция положила конец Старого порядку и прежним ценностным ориентирам. Общество стояло перед необходимостью выработать новые.)

Либерализм был одним из ответов на вызовы времени. Классический либерализм начала XIX в. ориентировался на идеи Адама Смита.

- Как вы бы могли кратко сформулировать идеи Адама Смита? (Адам Смит полагал, что лишь самоорганизация общества может привести страну к успеху. Соответственно, чем меньше государство вмешивается в социально-экономическую жизнь, тем лучше.)

Квинтэссенция либерализма - приоритет интересов конкретного. частного человека над интересами общества и государства. Следовательно, в центре философии либерализма стояли права человека.

- Какие права человека вы знаете? ( Право на жизнь, право на личную свободу, право на собственность, свобода слова, печати, собраний, совести и т.д.).

Однако, со временем представления о либерализме менялось. И к концу  XIX в. европейские либералы были убеждены, что государство обязано активно вмешиваться в социально-экономическую сферу.

С чем вы связываете подобные изменения? ( Европа шла по пути демократизации, Соответственно. изменялись представления о правах человека. Для того, чтобы удовлетворить растущие потребности европейцев, следовательно, предусмотреть регуляцию социально-экономической сферы со стороны государства.)

IV. Беседа с учащимися по теме «Консерватизм»

Основная цель консерватизма - сохранение традиционных ценностей общества.

- Какие ценности пытается сохранить консерватор? (Государство, церковь, семью).

Консерватор принципиально иначе выстраивает приоритеты, нежели либерал.

- Каковы приоритеты у консерватизма? (Государство и общество, а не конкретный человек).

Консерватор принципиально не принимает ценностей демократии. Он является сторонником строго иерархически устроенного общества.

- А как консерватор относится к реформам? (Консерватор не отрицает необходимость реформ, однако, реформы для него - не самоцель, а средство поддержания традиционного порядка).                     

V. Социализм

В первой половине XIX в. возник целый ряд концепций социалистов-утопистов. Так, А. Сен-Симон полагал, что в будущем удастся создать союз всего трудового населения. В трудовое население он включал, помимо рабочих и крестьян, банкиров, предпринимателей. Он полагал, что в этом обществе не будет социальных противоречий, так как оно будет строиться на согласии, а не коренных противоречиях. Проблему же современного общества он видел в торжестве нетрудовых элементов. Ш. Фурье был сторонником разделения общества на т. н. фаланги, которые бы объединяли сельское и городское население. Фаланга снимала проблему наемного труда, т. к. это была бы самодостаточная коммуна, где все бы работали на всех. Р. Оуэн был уверен в необходимости отмены денег и частной собственности.

- Чьи идеи вам напоминают построения социалистов-утопистов? (Идеи Мора и Кампанеллы).

В середине XIX в. возникло принципиальное новое учение о будущем человечества - марксизм. Его основателями были Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). По мнению Маркса и Энгельса, вся история представляла собой постоянную смену экономических формаций, т. е. механизмов взаимодействия между эксплуататорскими и эксплуатируемыми классами. При этом они исходили из абсолютного превосходства экономической сферы над всеми прочими (политической, социальной, духовной).

- Какие формации вы можете назвать (рабовладельческую, феодальную, капиталистическую).

Смена формаций происходила из-за того, что за все время существования определенных производственных отношений в рамках данной формации накапливались противоречия, которые в итоге приводили к тому, что экономическая модель постепенно перерождалась в свою противоположность. Таким образом, произошла смена феодализма капитализмом: в рамка феодальной системы буржуазный уклад, который со временем вытеснил все основное.

Значительную часть своего учения Маркс и Энгельс посвятили критике капитализма. По их мнению, капитализм был крайне внутренне противоречив. Эти противоречия перерастали в экономические кризисы, которые «разъедали» общество и государство и способствовали нарастанию классового антагонизма. Кроме того, сам капитализм неуклонно стремился к иной, социалистической форме экономических отношений.

-Как вы думаете, в чем это выражалось? (Это выражалось в монополизации производства, в концентрации капитала. В этом случае исчезала движущая сила капитализма - свободная конкуренция, а обществу оставалось национализировать несколько банков, чтобы взять под контроль всю промышленность).

Маркс и Энгельс полагали, что общество будущего - общество без денег и частной собственности. Но для реализации этого идеала нужна была революция.

- Зачем же нужна была революция, если смена формаций должна была совершаться естественным путем? (Революция должна была «подытожить» процесс, совершить политический переворот и тем самым ввести новые экономические отношения в новые правовые формы).

- Кто должен был стать движущей силой революции? (Пролетариат).

- Почему именно пролетариат? (Он составлял большинство населения Западной Европы, и, вместе с тем, чаще всего был лишен многих материальных благ, плодов своего труда).

В 1847 г. был издан «Манифест коммунистической партии», где, в сущности, и провозглашалось начало нового движения, основанного на идеях Маркса и Энгельса.

Запись в тетради: 1847 г. - издание «Манифеста коммунистической партии».

Марксизм быстро распространился по Европе. Вскоре был основан I Интернационал (1864-1876), объединивший преимущественно сторонников марксизма.

Запись в тетради: 1864-1876 гг. - годы работы  I Интернационала.

Однако, к концу 1880-х гг. все настойчивее стало раздаваться критика идеи Маркса.

- Как вы думаете почему? (Положение рабочих не ухудшалось, как предсказывал Маркс, а, наоборот, улучшалось. Концентрация капитала приводила к большей эффективности производства).

-  Как вы думаете, что не рассчитал Маркс? (Регулирующую роль государства и профсоюзов).

С критикой классического марксизма выступил марксист, немецкий социал-демократ Э. Бернштейн. Он считал, что идеи Маркса надо рассматривать лишь как общий ориентир, понимая, что могут достижимы лишь в далеком будущем. Пока лишь следует, сотрудничая с властью и бизнесом, медленно, но поступательно двигаться к поставленной цели.

Критика марксизма издавалась и с другой стороны. Против него выступали анархисты.

- Кто был основателем анархизма? (М.А. Бакунин).

- В чем заключались идеи анархизма? (В вере в возможности существования общества без государства).

- На чем строилась эта вера? (На убежденности в «доброй природе» человека).

- Почему анархисты столь скептически относилась к марксизму? ( Они были уверены, что марксизм фактически проповедует новую и даже более жестокую форму контроля государства над человеком).

Итог урока: В конце урока учитель отмечает, что новые реалии XIX в. породили новые идеологии, которые до сих пор определяют политическую жизнь в современном мире.

Домашнее задание: Юдовская §9-10; задания на с.41-44 по рабочей тетради к учебнику Юдовская.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×