Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

модель оптимизации здоровьесберегающей среды,. Работа №267108

Дата публикации:
Автор:
Описание:

проект построения предметно-развивающей здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Работа:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 2 «Солнышко»

 

 

 

«Модель оптимизации здоровьесберегающей среды»

Тема: «Здоровый малыш»

 

 

 

 

 

 

Борзя - 2020

 

 

 

 

 

 

 

«Если нельзя вырастить ребенка , чтобы он не болел,

то, во всяком случае,

поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

Н.М.Амосов

 

Актуальность проекта.

Наши дети – это будущее нашей страны. Оно нуждается в заботе. Нас всех удивляет грустная статистика заболевания детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что в настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребёнка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии, снижение сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно – вирусным заболеваниям. Часто болеющие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми преодолевают трудности в усвоении знаний, со значительными психо – физиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиям. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми.

В тоже время, дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Только здоровый ребёнок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того на сколько грамотно организованна работа с детьми по физическому воспитанию, на сколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребёнка.

Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:

- гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращение, дыхания, пищеварение)

- детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)

- тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации)

- использование эффективных методов обучения здоровьесберегающим компетентностям

- формирование культуры здорового образа жизни, ценности здоровья

- рационализации досуговой деятельности ребенка.

Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Здоровья детей – это политика, в которой заложено наше будущее. Именно поэтому в рамках образовательных стандартов нового поколения государство поставило перед педагогами, родителями и общественностью задачу – создать условия для внедрения позитивного отношения подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни.

В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье (Приложение №1).

Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни (Приложение №2).

Концепция проекта.

Существует более 300 определений понятия «здоровья». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только болезней и физических дефектов.

Здоровьесберегающая среда это комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в МДОУ и семье. Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Данный проект направлен на формирование позитивного отношения подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни. Реализация проекта осуществляется через активизацию спортивно-массовой работы, адаптационный период, систему работы по предупреждению вредных привычек, повышение общей культуры поведения (Приложение №3). К 2016 году ожидается положительная динамика показателей заболеваемости среди воспитанников, сформированность позитивного отношения детей к здоровому образу жизни, повышение уровня общей культуры всех участников образовательного процесса.

 

Цель проекта:

- создание модели здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комплекс оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формирования привычки здорового образа жизни;

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослому – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Задачи проекта:

1.Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего технологии развития и воспитания и способствующего условию детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

2.Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование компетентности здоровьесбережения дошкольников.

3.Обеспечить условия, способствующих адаптацию дошкольников к естественным и социальным условиям.

4.Привить навыки здорового образа жизни, осознание здоровья как одно из главных жизненных ценностей.

5.Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегаюих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.

6.Формировать устойчивую мотивацию у воспитанников к физическим занятиям.

7. Повышать профессиональный уровень педагогов, расширить профессиональное самосознание.

Новизна проекта:

Создание здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении через соблюдение Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта и реализацию требований нового комплекса ГТО.

Одним из главных направлений работы ДОУ является анализ здоровья воспитанников. На протяжении последних лет соотношение здоровых детей и детей с отклонениями в здоровье в ДОУ остаётся практически одинаковым. Проблема стоит настолько остро, что одним из важнейших направлений работы в ДОУ является сохранение здоровья детей и для этого задействуются все имеющиеся кадровые, материальные, методические и другие ресурсы.

В МДОУ № 2 «Солнышко» работа по здоровьесбережению ведется согласно модели здоровьесберегающего пространства ДОУ

В области режима работы ДОУ:

- проводятся ежедневная утренняя гимнастика;

- расписание сетки НОД и расписание работы кружков составлены согласно требованиям СанПина;

- закаливающие процедуры после сна;

- 2 раза в год проводятся дни Здоровья;

- ежедневные утренние и вечерние прогулки;

- проводятся подвижные и музыкальные физкультминутки во время НОД и в режимных моментах;

- НОД проводится на свежем воздухе (беседа, наблюдение и т.д.);

- пальчиковая гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

Во всех планах воспитательной работы воспитателей отражена работа по формированию у детей понятия «Здоровый образ жизни»: круглый стол, беседы, встречи с медицинскими работниками, конкурсы, спортивные соревнования, научные работы, вовлечение в занятия спортом (Приложение №4). Психологический климат в группах комфортный, гармоничный (на занятиях обеспечивается смена видов деятельности с учетом периодов работоспособности детей, усложняется или уменьшается нагрузка с учетом возрастных и физиологических особенностей ребенка, используются эмоциональные разрядки и физкультурные паузы). Для создания комфортной обстановки проводится тестирование для выявления ситуаций межличностных отношений, наблюдение. По результатам диагностики проводятся беседы и тренинги (Приложение №5).

Кадровое обеспечение реализации проекта:

Инструктор по физическому воспитанию – Скажутина Г.В.

Логопед – Колпакова Н.П.

Воспитатель 2 младшей группы – Толстихина Т.Н.

Воспитатель 1младшей группы – Марунь Н.А.

Воспитатель 1 младшей группы – Михалева Т.М.

Воспитатель подготовительной группы – Белкина М.В.

Материально-техническое обеспечение реализации проекта:

- компьютеров – 3;

- копи-устройств – 3;

- принтеров – 3;

- мультимедийных проекторов – 1;

- телевизоров – 9;

- проигрывателей компакт-дисков – 9;

- цифровых видеокамер – 1.

В МДОУ № 2 «Солнышко» разработаны и реализуются проекты «Здоровое поколение» (спортивно-оздоровительной направленности) (Приложение №6), «Здоровое питание», (Приложение №7 ).

В ДОУ имеется медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета, процедурного кабинета и изолятора. С детьми работает старшая медицинская сестра. Детей курирует врач-педиатр из ЦРБ.

Питание в ДОУ организовано по 10-тидневному меню. Прием пищи 4-х разовый, включая 2-й завтрак (в 11.00 сок или фрукты). Одно из главных направлений здорорвьесберегающего образования детей – сбалансированное и витаминизированное питание. Помещение кухни детского сада оборудовано всем необходимым для обеспечения здорового режима питания и в ней работают квалифицированные специалисты. Все дети получают завтрак, обед, полдник, ассортимент разнообразен.

В ДОУ осуществляются меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей, в том числе меры по организации их питания, и выполняются требования санитарного законодательства согласно СанПиН 2.4.2. 2821– 10.

В МДОУ №2 «Солнышко» созданы условия для физического воспитания детей: есть спортивный зал, в 2015 учебного года был проведён капитальный ремонт отопительной системы и косметический ремонт ДОУ. Пополнилась и материальная база спортивного зала спортивным инвентарем: закуплены гимнастические маты, коврики, скакалки и обручи, гимнастические палки, шведская стенка, мягкие модули, велотренажеры, беговая дорожка, тренажер-ходули, имеются Ионизатор Воздуха Аналог «Люстры Чижевского». Помощь в пополнении спортивного инвентаря оказывают наши родители, которые помогают приобретать различный спортивный инвентарь. На территории детского сада имеется спортивная площадка, где своими силами мы оборудовали сектор для прыжков в длину, полосу препятствий, имеется коррегирующие дорожки, кольцеброс, рукоход, гимнастическая стенка, гимнастическое бревно (Приложение №8).

В ДОУ ведется паспортизации здоровья воспитанников детского сада для организации здоровьесберегающей работы с детьми с учетом требований ФГОС по сохранению и укреплению здоровья детей (Приложение №9). С учетом полученных данных у нас появится возможность выстраивать индивидуально-дифференцированные траектории физического развития и состояния здоровья и наиболее эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс.

Дважды в год (осенью и весной) проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности воспитанников (Приложение №10).

Дети нашего детского сада постоянно участвуют в мероприятиях муниципального уровня направленных на формирование здорового образа жизни и занимают призовые места.

Срок и этапы реализации проекта:

1.Подготовительный – информационно-аналитический;

2.Проектировочный – проектно-технологический;

3.Заключительный – рефлексивный.

Первый этап – информационно-аналитический (сентябрь – ноябрь 2015 учебного года) содержит сравнительные данные о результатах работы дошкольного учреждения по снижению заболеваемости воспитанников за три предыдущих года, данные о состоянии здоровья детей, об образе жизни их семей (Приложение №11). Анализ профессионального потенциала педагогов.

. Исследование профессионального потенциала педагогов, физической подготовленности воспитанников, педагогической просвещенности и культуры здорового образа жизни родителей.

Второй этап – проектно-технологический (декабрь – февраль 2016 учебного года) его целью является проектирование системы лечебно-профилактической работы, разрабатываются вариативные модели физического развития и организации жизнедеятельности детей, использование оздоровительных технологий в детском саду, будет проводиться обсуждение, разработка, планирование и проведение мероприятий с детьми, родителями, педагогами, способствующих привитию детям и родителям навыков укрепления и сохранения здоровья, формированию потребности в здоровом образе жизни, повышению уровня оздоровительной работы в детском саду и дома; повышению мотивации и профессионализма педагогов в области физкультурно-оздоровительной деятельности (Приложение №12).

Третий этап – заключительный-рефлексивный (март – май 2016 учебный год) включает анализ мониторинга здоровья и физического развития детей, неделя здоровья для детей и взрослых (Приложение №13).

Основные принципы проекта:

1.Активности и сознательности – определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

2.Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемом работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы.

3.»Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

4.Доступности и индивидуальности – оздоровительная работа в детском саду должно строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

5.Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношения, которые направлены на полезный результат – оздоровления субъектов оздоровительного процесса.

6.Оздоровительной направленности – принцип направлен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организации образовательного процесса в детском саду.

Ожидаемые результаты:

- повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, включающего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни;

- снижение статического компонента в режиме дня воспитанников, повышение двигательной деятельности каждого ребенка, способствующей его всестороннему психофизическому развитию;

- повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения; внедрение ГТО;

- повышение валеологической грамотности родителей;

- улучшение здоровья детей, сформированность у выпускников ДОУ навыков личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни, повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.

Возможные риски проекта:

-Недостаточный уровень валеологической грамотности педагогов, воспитанников и их родителей;

- Изменение стратегии развития системы муниципального образования (переориентация на другие ценности);

- отсутствие понимания и поддержки проекта со стороны потенциального заказчика (родителя).

Предупреждение риска:

- организация здоровьесберегающей среды ДОУ;

- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик;

- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

- систематическое повышение квалификации педагогических кадров;

- пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Результат проекта:

1.Разработка методических пособий на тему: «Здоровье детей – это наше будущее»;

2.Оформление материала в родительском уголке по здоровьесбережению;

3.Изготовление нетрадиционных физкультурных пособий.

 

 

 

 

 

Литература

1. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «НОВАЯ ШКОЛА»

2. Нагавкина Л.С., ТатарниковаЛ.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. – Санкт-Петербург, 2005.

3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – Москва, 2001.

4. Орлихина Н.Е., Еремина В.В. Создание здоровьесберегающей образовательной среды: управленческий аспект. - Тула, 2009.

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821– 10.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - Москва, 2006.

Интернет – источники:

1. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productld/50722/

2. http://www.teoriya.ru/

3. http://www.iro48.ru/files/kaf_spec_ped/dolbilova.doc

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×