проект построения предметно-развивающей здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2 «Солнышко»
«Модель оптимизации здоровьесберегающей среды»
Тема: «Здоровый малыш»
Борзя - 2020
«Если нельзя вырастить ребенка , чтобы он не болел,
то, во всяком случае,
поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».
Н.М.Амосов
Актуальность проекта.
Наши дети – это будущее нашей страны. Оно нуждается в заботе. Нас всех удивляет грустная статистика заболевания детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что в настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребёнка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии, снижение сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно – вирусным заболеваниям. Часто болеющие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми преодолевают трудности в усвоении знаний, со значительными психо – физиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиям. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми.
В тоже время, дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Только здоровый ребёнок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того на сколько грамотно организованна работа с детьми по физическому воспитанию, на сколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребёнка.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:
- гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращение, дыхания, пищеварение)
- детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
- тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации)
- использование эффективных методов обучения здоровьесберегающим компетентностям
- формирование культуры здорового образа жизни, ценности здоровья
- рационализации досуговой деятельности ребенка.
Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Здоровья детей – это политика, в которой заложено наше будущее. Именно поэтому в рамках образовательных стандартов нового поколения государство поставило перед педагогами, родителями и общественностью задачу – создать условия для внедрения позитивного отношения подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни.
В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье (Приложение №1).
Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни (Приложение №2).
Концепция проекта.
Существует более 300 определений понятия «здоровья». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только болезней и физических дефектов.
Здоровьесберегающая среда – это комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в МДОУ и семье. Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Данный проект направлен на формирование позитивного отношения подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни. Реализация проекта осуществляется через активизацию спортивно-массовой работы, адаптационный период, систему работы по предупреждению вредных привычек, повышение общей культуры поведения (Приложение №3). К 2016 году ожидается положительная динамика показателей заболеваемости среди воспитанников, сформированность позитивного отношения детей к здоровому образу жизни, повышение уровня общей культуры всех участников образовательного процесса.
Цель проекта:
- создание модели здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комплекс оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формирования привычки здорового образа жизни;
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослому – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Задачи проекта:
1.Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего технологии развития и воспитания и способствующего условию детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
2.Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование компетентности здоровьесбережения дошкольников.
3.Обеспечить условия, способствующих адаптацию дошкольников к естественным и социальным условиям.
4.Привить навыки здорового образа жизни, осознание здоровья как одно из главных жизненных ценностей.
5.Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегаюих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
6.Формировать устойчивую мотивацию у воспитанников к физическим занятиям.
7. Повышать профессиональный уровень педагогов, расширить профессиональное самосознание.
Новизна проекта:
Создание здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении через соблюдение Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта и реализацию требований нового комплекса ГТО.
Одним из главных направлений работы ДОУ является анализ здоровья воспитанников. На протяжении последних лет соотношение здоровых детей и детей с отклонениями в здоровье в ДОУ остаётся практически одинаковым. Проблема стоит настолько остро, что одним из важнейших направлений работы в ДОУ является сохранение здоровья детей и для этого задействуются все имеющиеся кадровые, материальные, методические и другие ресурсы.
В МДОУ № 2 «Солнышко» работа по здоровьесбережению ведется согласно модели здоровьесберегающего пространства ДОУ
В области режима работы ДОУ:
- проводятся ежедневная утренняя гимнастика;
- расписание сетки НОД и расписание работы кружков составлены согласно требованиям СанПина;
- закаливающие процедуры после сна;
- 2 раза в год проводятся дни Здоровья;
- ежедневные утренние и вечерние прогулки;
- проводятся подвижные и музыкальные физкультминутки во время НОД и в режимных моментах;
- НОД проводится на свежем воздухе (беседа, наблюдение и т.д.);
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
Во всех планах воспитательной работы воспитателей отражена работа по формированию у детей понятия «Здоровый образ жизни»: круглый стол, беседы, встречи с медицинскими работниками, конкурсы, спортивные соревнования, научные работы, вовлечение в занятия спортом (Приложение №4). Психологический климат в группах комфортный, гармоничный (на занятиях обеспечивается смена видов деятельности с учетом периодов работоспособности детей, усложняется или уменьшается нагрузка с учетом возрастных и физиологических особенностей ребенка, используются эмоциональные разрядки и физкультурные паузы). Для создания комфортной обстановки проводится тестирование для выявления ситуаций межличностных отношений, наблюдение. По результатам диагностики проводятся беседы и тренинги (Приложение №5).
Кадровое обеспечение реализации проекта:
Инструктор по физическому воспитанию – Скажутина Г.В.
Логопед – Колпакова Н.П.
Воспитатель 2 младшей группы – Толстихина Т.Н.
Воспитатель 1младшей группы – Марунь Н.А.
Воспитатель 1 младшей группы – Михалева Т.М.
Воспитатель подготовительной группы – Белкина М.В.
Материально-техническое обеспечение реализации проекта:
- компьютеров – 3;
- копи-устройств – 3;
- принтеров – 3;
- мультимедийных проекторов – 1;
- телевизоров – 9;
- проигрывателей компакт-дисков – 9;
- цифровых видеокамер – 1.
В МДОУ № 2 «Солнышко» разработаны и реализуются проекты «Здоровое поколение» (спортивно-оздоровительной направленности) (Приложение №6), «Здоровое питание», (Приложение №7 ).
В ДОУ имеется медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета, процедурного кабинета и изолятора. С детьми работает старшая медицинская сестра. Детей курирует врач-педиатр из ЦРБ.
Питание в ДОУ организовано по 10-тидневному меню. Прием пищи 4-х разовый, включая 2-й завтрак (в 11.00 сок или фрукты). Одно из главных направлений здорорвьесберегающего образования детей – сбалансированное и витаминизированное питание. Помещение кухни детского сада оборудовано всем необходимым для обеспечения здорового режима питания и в ней работают квалифицированные специалисты. Все дети получают завтрак, обед, полдник, ассортимент разнообразен.
В ДОУ осуществляются меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей, в том числе меры по организации их питания, и выполняются требования санитарного законодательства согласно СанПиН 2.4.2. 2821– 10.
В МДОУ №2 «Солнышко» созданы условия для физического воспитания детей: есть спортивный зал, в 2015 учебного года был проведён капитальный ремонт отопительной системы и косметический ремонт ДОУ. Пополнилась и материальная база спортивного зала спортивным инвентарем: закуплены гимнастические маты, коврики, скакалки и обручи, гимнастические палки, шведская стенка, мягкие модули, велотренажеры, беговая дорожка, тренажер-ходули, имеются Ионизатор Воздуха Аналог «Люстры Чижевского». Помощь в пополнении спортивного инвентаря оказывают наши родители, которые помогают приобретать различный спортивный инвентарь. На территории детского сада имеется спортивная площадка, где своими силами мы оборудовали сектор для прыжков в длину, полосу препятствий, имеется коррегирующие дорожки, кольцеброс, рукоход, гимнастическая стенка, гимнастическое бревно (Приложение №8).
В ДОУ ведется паспортизации здоровья воспитанников детского сада для организации здоровьесберегающей работы с детьми с учетом требований ФГОС по сохранению и укреплению здоровья детей (Приложение №9). С учетом полученных данных у нас появится возможность выстраивать индивидуально-дифференцированные траектории физического развития и состояния здоровья и наиболее эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс.
Дважды в год (осенью и весной) проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности воспитанников (Приложение №10).
Дети нашего детского сада постоянно участвуют в мероприятиях муниципального уровня направленных на формирование здорового образа жизни и занимают призовые места.
Срок и этапы реализации проекта:
1.Подготовительный – информационно-аналитический;
2.Проектировочный – проектно-технологический;
3.Заключительный – рефлексивный.
Первый этап – информационно-аналитический (сентябрь – ноябрь 2015 учебного года) содержит сравнительные данные о результатах работы дошкольного учреждения по снижению заболеваемости воспитанников за три предыдущих года, данные о состоянии здоровья детей, об образе жизни их семей (Приложение №11). Анализ профессионального потенциала педагогов.
. Исследование профессионального потенциала педагогов, физической подготовленности воспитанников, педагогической просвещенности и культуры здорового образа жизни родителей.
Второй этап – проектно-технологический (декабрь – февраль 2016 учебного года) его целью является проектирование системы лечебно-профилактической работы, разрабатываются вариативные модели физического развития и организации жизнедеятельности детей, использование оздоровительных технологий в детском саду, будет проводиться обсуждение, разработка, планирование и проведение мероприятий с детьми, родителями, педагогами, способствующих привитию детям и родителям навыков укрепления и сохранения здоровья, формированию потребности в здоровом образе жизни, повышению уровня оздоровительной работы в детском саду и дома; повышению мотивации и профессионализма педагогов в области физкультурно-оздоровительной деятельности (Приложение №12).
Третий этап – заключительный-рефлексивный (март – май 2016 учебный год) включает анализ мониторинга здоровья и физического развития детей, неделя здоровья для детей и взрослых (Приложение №13).
Основные принципы проекта:
1.Активности и сознательности – определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
2.Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемом работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы.
3.»Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
4.Доступности и индивидуальности – оздоровительная работа в детском саду должно строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
5.Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношения, которые направлены на полезный результат – оздоровления субъектов оздоровительного процесса.
6.Оздоровительной направленности – принцип направлен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организации образовательного процесса в детском саду.
Ожидаемые результаты:
- повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, включающего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни;
- снижение статического компонента в режиме дня воспитанников, повышение двигательной деятельности каждого ребенка, способствующей его всестороннему психофизическому развитию;
- повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения; внедрение ГТО;
- повышение валеологической грамотности родителей;
- улучшение здоровья детей, сформированность у выпускников ДОУ навыков личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни, повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.
Возможные риски проекта:
-Недостаточный уровень валеологической грамотности педагогов, воспитанников и их родителей;
- Изменение стратегии развития системы муниципального образования (переориентация на другие ценности);
- отсутствие понимания и поддержки проекта со стороны потенциального заказчика (родителя).
Предупреждение риска:
- организация здоровьесберегающей среды ДОУ;
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик;
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- систематическое повышение квалификации педагогических кадров;
- пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Результат проекта:
1.Разработка методических пособий на тему: «Здоровье детей – это наше будущее»;
2.Оформление материала в родительском уголке по здоровьесбережению;
3.Изготовление нетрадиционных физкультурных пособий.
Литература
1. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «НОВАЯ ШКОЛА»
2. Нагавкина Л.С., ТатарниковаЛ.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. – Санкт-Петербург, 2005.
3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – Москва, 2001.
4. Орлихина Н.Е., Еремина В.В. Создание здоровьесберегающей образовательной среды: управленческий аспект. - Тула, 2009.
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821– 10.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - Москва, 2006.
Интернет – источники:
1. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productld/50722/
2. http://www.teoriya.ru/
3. http://www.iro48.ru/files/kaf_spec_ped/dolbilova.doc