Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Обучение детей ДЦП на уроках естественно-научного цикла». Работа №269146

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Не секрет, что рост заболеваемости детским церебральным параличом уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания  педагогов, психологов, логопедов. Наша школа создаёт необходимые условия для получения, без дискриминации, качественного образования.  Создает возможность доступа к результатам развития цивилизации, приобщает детей к достигнутому обществом уровню культуры, воспитывает уважение к общечеловеческим ценностям, формирует национальную культуру.

Работа:

ГБОУ Школа 1499 имени Героя Советского Союза

Ивана Архиповича Докукина

 

«Обучение детей ДЦП на уроках естественно-научного цикла»

 

Не секрет, что каждый родитель, мечтает о том, чтобы его ребенок вырос успешным, талантливым, востребованным, и готов сделать все, чтобы эта мечта счастливо воплотилась в жизнь, а инструментом, благодаря которому нужный нам результат, будет достигнут, должна стать Школа. И я, как и большинство мам, видела свою дочь блестящей ученицей самой престижной московской Школы. Или даже гимназии, или лицея с углубленным изучением ряда предметов, двумя или тремя иностранными языками, с высоким рейтингом…

Однако, как это часто бывает, судьба посмеялась над моими честолюбивыми планами. Оказалось, что у моего ребёнка… Заболевание…

Мария … мама ученицы ГБОУ № 1499

Любой заболевание, а тем более диагноз ДЦП ребёнка это всегда удар, для родителей.

Актуальность исследования.

Не секрет, что рост заболеваемости детским церебральным параличом уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания педагогов, психологов, логопедов. Наша школа создаёт необходимые условия для получения, без дискриминации, качественного образования. Создает возможность доступа к результатам развития цивилизации, приобщает детей к достигнутому обществом уровню культуры, воспитывает уважение к общечеловеческим ценностям, формирует национальную культуру.

Особенности обучения детей с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжёлое заболевание нервной системы. Характерные для ДЦП двигательные расстройства:

несформированност

ь

двигательных навыков и умений

гипертонус

мышц

и

атрофия мышц

,

нарушения моторики

нарушение координации движений

расстройство

деятельности

зрительного

анализатора

, что затрудняет нормальную адаптацию больных к окружающей среде

повышенная эмоциональная возбуди

мость, инертность психики

Снижение числа контактов с окружающими

(приводит к формированию ряда отрицательных черт характера: моральных, волевых. Такие дети не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам.)

Затрудняются организовать св

ою деятельность, регулировать

и свое поведение.

Учителями должны учитываться особенности развития познавательной и личностной сферы при организации учебного процесса.

Качество знаний и представлений об окружающем мире у детей

значительно снижено

.

Недостатки памяти ведут к

медленному накоплению знаний и умений по учебным дисциплинам

.

П

оэтому при изучении

учебного материала педагог должен ввод

ить дополнительные разъяснения,

широко использова

ть наглядность.

В связи с этим целесообразно при планировании и проведении уроков:

О

пираться на линейно-концентрический принцип обучения, что предполагает строить изучение нового на прошлом опыте детей, на каждом этапе обучения изучаются одни и те же направления деятельности, но на более высоком уровне.

Вводится многократное повторение материала. Уровень сложности задания должен соответствовать возможностям ребенка, а оценка должна стимулировать и мотивировать на продолжение деятельности.

Для повышения эффективности проводимых мероприятий по педагогической коррекции необходимо

привлекать на свою сторону родителей учащихся, разъяснять им цели и задачи этой работы и вырабатывать общую тактику поведения в

отношении их детей.

И в обучении нам помогают современные технологии.

О

бучение

границ

.

Приоритетным направлением работы является дистанционные образовательные услуги, для детей с тяжелыми нарушениями, которые не могут посещать общеобразовательные учреждения, получают качественное образование по индивидуальным программам, на дому. Наши учителя ходят к детям домой или работа ведётся в онлайн режиме, с помощью программы Skype, Tims,что создаёт возможности общения в режиме реального времени, ученик имеет возможность задать вопрос учителю, высказать своё мнение, суждение, ответить на вопросы к уроку.

МЭШ на уроках естествознания


Невозможно переоценить значение внедрения Московской Электронной Школы.

Специфика работы с детьми-инвалидами связана не только с достаточно жесткой регламентацией, структурой каждого урока в образовательном процессе в целом, но и с периодическим (а иногда систематическим) отсутствием детей в школе по причине отъезда на реабилитацию, пребывания в медицинском учреждении или потребностью в дополнительном выходном дне. 

МЭШ, по своей сути, направлена на решение всех этих проблем путем внедрения в обучение современных средств связи. Становится совсем не важным, где проходит урок - непосредственно в школе или в реабилитационном центре в другом регионе. Важнее то, что у ребенка должен быть собственный гаджет, дающий возможность стереть географические границы и расширить образовательное поле. 

Благодаря объемной сетевой структуре МЭШ образовательный контент можно не только создавать собственными силами учителей конкретной школы, но и брать в Интернете готовые пособия. В школе для детей с нарушением зрения наглядный образовательный контент - основа образовательного процесса. МЭШ расширят границы педагогической практики, а значит, создаются благоприятные возможности для получения полноценного образования. Сама по себе технологизированная форма обучения сделает процесс обучения более интересным и насыщенным.

Обучение детей с ДЦП имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации и проведении уроков. Диапазон интеллектуальных нарушений при ДЦП чрезвычайно велик: от нормального уровня психического развития до тяжелых степеней умственной отсталости. Работать с такими детьми сложно, но интересно, они непосредственны, впечатлительны, отзывчивы. Приступая к работе в сетевой структуре МЭШ учителю необходимо:

У

становить контакт с родителями ученика

У

становить доверительные отношения

с учеником

В

ыяснить уровень развития учебных навыков ребёнка, степень владения компьютером членами семьи (чтобы, при необходимости родители могли оказать поддержку и помощь

).

Узнать особенности ученика

Заинтересовать предметом

, детям

необходимо постоянное внимание

, п

оддержка, похвала

.

Чтобы эффективно выстраивать учебный процесс и не допускать стрессовых ситуаций. В работе, помимо общедидактических принципов, руководствуюсь следующими принципами

(или четыре «П»):

Принцип мотивации

Принцип самостоятельности

П

р

инцип связи теории с практикой

П

ринцип эффективност

и.

Все это обеспечивает возможность индивидуализировать подход к ученику, контролировать ученика и поддерживать с ним обратную связь, обеспечить самоконтроль учебной деятельности, демонстрировать визуальную учебную информацию, моделировать различные процессы и явления, повысить интерес к процессу обучения.

Работа на уроках физики:

Учитель физики Милованова М.А. обучая детей класса , в котором 3 человека с ДЦП из 13 человек . Рассаживает учащихся за первые парты, что дает учителю возможность корректировать их записи в конспекте и оказывать помощь при начертании таблиц

1. Быстрая запись конспекта урока.
2. Запись четко по алгоритму действий при решении задач.
3. Практические работы.

С первой трудностью справляемся путем очень ограниченного конспектирования, при этом обязательно обращаюсь индивидуально к этим детям и, указывая им, на то, что является главным для обязательной записи.

Со второй трудностью есть замечательный выход, это тесты и заготовки с частичной записью задач.

На лабораторных работах

Третья трудность разрешима,

Если ребенок при сборе схемы видов работ будет работать в группе с тем, кто ему поможет справиться с механическими действиями. Необходимо предоставить ему возможность теоретически рассказать, как должна выглядеть конструкция или схема. А так же руководить действиями и последовательностью собирающего учащегося.

Обучающаяся

собрала все элементы схемы на столе в нужном порядке для сбора схемы

Сбор схемы учащимся из г

руппы способным это осуществить

.

Главное, на мой взгляд, сделать процесс обучения занимательным, интересным, доступным. Создать такие условия для ученика, которые позволят максимально усвоить информацию, получить пользу и практический результат.

Приёмы работы на уроках:

- использование таблиц

- мини-памяток

- кратких инструкций

- неоднократное возвращение к пройденному материалу

- использование занимательных заданий.

Изучение наиболее сложных разделов и тем предваряется систематическим повторением, что создает условия для обобщения ранее пройденного материала и закрепления вновь изученного. При такой модели организации обучения все субъекты образовательного процесса вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения

( ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач)

В ходе диалогового обучения учащийся учится

критически мыслить

решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельс

тв и соответствующей информации

взвешивать альтернативные мнени

я

принимать продуманные решения

участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Для этого на уроках и внеурочной деятельности предлагаются исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и т.п.

П

оказатели планируемых результатов.

Наблюдение за учеником позволяет отследить его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, продуктивность деятельности, динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач. Но,

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.

Важная роль отводится самооценке учащихся по результатам урока. Возможно использование листов самооценки, которые предлагаются в начале изучения новой темы. Примеров таких листов достаточно много. Например:

Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

Я мог выполнить работу значительно лучше;

Я плохо работал на уроке.

Наиболее часто используемый мной перечень вопросов:

1. На уроке мне больше всего понравилось

2. На уроке мне не понравилось…

3. Из урока мне запомнилось

4. Мне захотелось узнать больше о:

Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать.

Подведение итогов работы является, пожалуй, не менее важным этапом, чем выполнение самой работы. Ученик должен отметить,

- что изменилось в его сознании и понимании,

- чему он научился

- как эти знания и навыки он может использовать в реальной жизни.

Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос. Поощрять, не боясь перехвалить.

Вывод:

Для педагога, важно изучить особенности развития своих учеников с ограниченными возможностями здоровья. Эти знания позволяют качественно организовать учебный процесс, подобрать адекватные способы и приемы педагогического воздействия и добиться максимального результата не только в обучении, но и в неурочной деятельности. Дети могут и принимают участие в окружных и городских мероприятиях, становятся призёрами и победителями. Только нам, УЧИТЕЛЯМ, им нужно помочь достигнуть результата.

Учитель биологии и географии высшей категории

Новикова Елена Николаевна

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×