Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Особенности обучения школьников с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования. Работа №267266

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Следуя Федеральному закону« Об образовании в РФ»,  определяющему отдельные нормы, которые посвящены инклюзивному образованию, для слабослышащих детей инклюзивное образование — это наилучшее решение, т.к. оно позволяет создать среду,  которая будет формировать социальные и учебные навыки ребенка практически наравне с детьми, не имеющими нарушений слуха. То есть, в массовой общеобразовательной школе может обучаться ребенок с незначительным снижением слуха. Обучение и воспитание таких ребят, отличающихся характерными речевыми особенностями, — сложный трудоемкий процесс, требующий от педагога не только терпения и любви к ребенку, но и определенных специальных знаний. Вот именно об этой категории детей, которые могут прийти в общеобразовательную школу, об особенностях их речевой коммуникации мы и поговорим.

Работа:
Особенности обучения школьников с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования.
Обучающихся с нарушением слуха можно разделить соответственно степени потери слуха - на глухих и слабослышащих. Как правило, дети со стойким поражением слуха обучаются в специализированных учреждениях. Главная особенность которых - это техническое оснащение школы для работы с соответствующими категориями детей, а также коллектив специалистов (дефектологов, сурдопедагогов и других).
Следуя Федеральному закону Об образовании в РФ, определяющему отдельные нормы, которые посвящены инклюзивному образованию, для слабослышащих детей инклюзивное образование — это наилучшее решение, т.к. оно позволяет создать среду, которая будет формировать социальные и учебные навыки ребенка практически наравне с детьми, не имеющими нарушений слуха. То есть, в массовой общеобразовательной школе может обучаться ребенок с незначительным снижением слуха.Обучение и воспитание таких ребят, отличающихся характерными речевыми особенностями, — сложный трудоемкий процесс, требующий от педагога не только терпения и любви к ребенку, но и определенных специальных знаний.Вот именно об этой категории детей, которые могут прийти в общеобразовательную школу, об особенностях их речевой коммуникации мы и поговорим.
К началу школьного обучения даже слышащие дети подходят с разным уровнем общего и речевого развития; тем более это относится к детям с нарушенным слухом. Существует прямая зависимость развития речи от степени снижения слуха. При небольшом понижении слуха возникают незначительные отклонения в развитии речи.Чем тяжелее степень снижения слуха, тем большие нарушения отмечаются в фонетической, лексической и грамматической стороне речи. Нельзя не сказать ещё о ряде факторов, влияющих на уровень развития речи ребёнка: индивидуальные особенности, время начала коррекционной работы, ее адекватность и эффективность, наличие дополнительных отклонений в развитии, возраст, когда был потерян слух.
Глухих и слабослышащих детей, которые оказываются подготовленными к обучению в массовой общеобразовательной школе, можно условно разделить на три группы:
• дети с незначительным понижением слуха - это дети, которые обычно испытывают затруднения при восприятии лишь шепотной речи. Нередко ни они сами, ни окружающие не замечают этих затруднений;
• дети с высоким уровнем речевого развития - это те дети, которые независимо от степени имевшегося у них снижения слуха в результате ранней систематической коррекционной работы к семи годам хорошо говорят, не испытывают значительных трудностей в устном общении со слышащими людьми, умеют читать и пишут печатными буквами. Уровень их общего и речевого развития оказывается заметно выше, чем у тех детей, которых психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) направляет в специальные (коррекционные) школы;
• позднооглохшие дети - это дети, потерявшие слух в возрасте пяти-шести лет или позже. Их устная речь формировалась на полноценной слуховой основе, вследствие чего она практически не отличается ни по структуре, ни по звучанию от речи слышащих сверстников. Однако вследствие внезапной потери слуха они утратили возможность воспринимать и в силу этого — понимать устную речь окружающих. При условии своевременно начатой и успешной работы по восстановлению устного общения эти дети могут учиться вместе со слышащими. Но сразу возникает ряд требований не только к речи учителя, но и к организации всего учебного процесса. Поскольку позднооглохший ребёнок, это не слабослышащий ребёнок, а как правило, тотально глухой. Поэтому и весь учебный процесс необходимо организовывать, как при работе с глухими детьми в коррекционной школе.
Предлагаю вам сейчас рассмотреть глухого школьника, и далее обсудить, какие же требования необходимо постоянно соблюдать учителю, если так оказалось, что в классе появился позднооглохший ребёнок. Итак, перед нами был глухой молодой человек. Формирование речи у глухих основывается на компенсаторном использовании всех сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Специфическим способом восприятия устной речи глухим ребёнком является чтение с губ. И если у глухого ребёнка ещё с дошкольного возраста начинает формироваться навык чтения с губ, то у позднооглохшего он отсутствует. Если при тугоухости роль чтения с губ возрастает, то при глухоте этот способ восприятия устной речи становится основным, т.е. включается зрительный анализатор. Таким образом, учителю следует постоянно помнить, что в классе есть ребенок с нарушенным слухом, который должен всегда видеть лицо педагога, даже в тех случаях, когда тот ходит по классу, пишет на доске, организует работу класса с таблицами, картинами, картами и т.д., поэтому такого ребенка надо посадить справа от педагога, по возможности спиной к окну. С этого места хорошо видны лица большинства одноклассников, учителя, доска, отвечающие у доски. Необходимо требовать от такого ребенка, чтобы он всегда смотрел на говорящего. Важно следить за тем, чтобы он быстро отыскивал говорящего и переводил взгляд с одного говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка.
Помимо позднооглохших детей в массовую общеобразовательную школу могут прийти дети с незначительным понижением слуха, и с высоким уровнем речевого развития. Это слабослышащие ребята. Развитие речи слабослышащих детей проходит на основе их остаточного слуха, в условиях естественного общения. Недопустимо использование жестовой речи. Если для глухих детей необходимость употребления жестовой речи возникает из-за его потребности в общении, и до овладения словесной речью жесты способствуют обогащению жизненного опыта ребёнка, развитию мышления и ориентировке его в окружающем мире, то для слабослышащих, чем больше будет потребность в речевом общении, тем активнее развивается самостоятельная речь ребёнка.Для этого нужно постоянно контролировать ученика со сниженным слухом в разных формах, например: повтори, что я сказала, что сказал Алёша?, продолжи, пожалуйста, расскажи, что мы изучали сегодня на уроке, повтори, о чем рассказывала Вера и т.п. Ребенок должен активно участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока. В то же время нельзя допускать, чтобы он не понял что-нибудь важное. Оставленный без внимания даже небольшой пробел в знаниях ведет к непониманию последующих разделов учебного предмета. Поэтому школьников со сниженным слухом нужно контролировать на каждом занятии.
Учителя часто предлагают таким ребятам выполнять письменную самостоятельную работу в то время, когда класс работает устно, считая, что реализует дифференцированный подход. Так делать не рекомендуется, поскольку в этом случае ребенок выпадает из определенного вида работы и может даже не знать, чем занимались в это время одноклассники. Кроме того, ребенок не совершенствует своих умений и навыков в устной фронтальной работе.
Дактилология – это своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Ещё не могу не сказать о таком важном моменте, как дактилология. Использование дактилологии как своеобразной формы словесной речи допустимо в обучении всех категорий детей с нарушениями слуха, особенно в первоначальный период обучения. И если у нас в специализированном учреждении не возникает никаких проблем с использованием дактильной формы речи (я сейчас говорю о проблемах с родителями). Ведь, как правило, родители, имеющие слабослышащего ребёнка, которые отдают его в общеобразовательную школу, категорически против, чтобы их дети использовали дактилологию. И вот тут необходимо объяснить родителям, что же это такое. Многие же родители принимают пальцевый алфавит за знаковый язык глухих. Однако это разные вещи: жестовые знаки представляют целые слова, в то время как пальцевым алфавитом передают звуки речи (буква за буквой). Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативного общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии. Таким образом, дактилология служит для уточнения звуко-буквенного состава искажённых слов, самостоятельно усвоенных детьми.
А теперь обратимся к особой категории детей с нарушением слуха, это дети с кохлеарным имплантом. После успешной операции они слышат поток окружающих звуков и задача педагогов научить слушать, воспринимать и различать как неречевые, так и речевые звучания. Процесс развития речи после кохлеарной имплантации должен проходить обязательно в сопровождении специалистов — сурдопедагога, логопеда, дефектолога, иногда требуется участие детского психолога. Однако одну из основных ролей играет семейное окружение ребенка. Именно на родителей ложится основная ответственность за создание благоприятной среды для реабилитации ребенка. Длительный процесс реабилитации дает свои плоды. Мы можем видеть, что при восприятии речевого материала дети опираются не на зрительный анализатор, а на слуховой. Что касается произношения, то оно лучше, чем у глухих детей, но хуже, чем у слабослышащих. Ещё один такой момент, что батарейка речевого процессора может сесть, и ребёнок становится абсолютно глухим. Общение очень затруднено – навык чтения с губ не развит, процессор не работает, самоконтроля произношения нет… Мнение, что после имплантации глухой ребёнок станет полноценным членом общества не совсем правильно. В подавляющем большинстве родители уверены, что операция кохлеарной имплантации решит проблему с глухотой. Но это ошибочное мнение. Нужно учитывать, что ответственный этап – это не сама операция, а дальнейшая психолого-педагогическая реабилитация, ведь кохлеарный имплант не может полностью восстановить пораженный слуховой анализатор. К вопросу инклюзии ребенка после кохлеарной имплантации необходимо подходить индивидуально. Прежде всего, тщательное обследование готовности ребенка к обучению в школе:связный пересказ прочитанного, умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. Речь у ребёнка должна быть достаточно внятной, разборчивой, лексически богатой, грамматически правильно оформленной.
Подводя итог всему вышесказанному, могу сказать, что успешность обучения глухого или слабослышащего ребенка в массовой школе в первую очередь зависит от правильно организованного учебного процесса, далее от многих факторов: насколько эффективно ребёнок включен в учебную деятельность непосредственно на уроке. А это в свою очередь, определяется тем, сможет ли педагог в ходе урока организовать действенную эффективную помощь такому, ученику. Особенно актуально это для младших школьников, поскольку именно в начальной школе закладываются основы его знаний, умений, навыков, которые продолжают развиваться в средней школе.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×